ОПАСНЫЙ ПОЛЕТ
В. ШРЕДЕР
Газета "На страже Родины" 4 мая 1990 года.
Малоизвестные страницы Войск ПВО.
Вторая половина 70-х годов.
Уже много лет "Черная птица" летает вдоль границ нашей страны, добывая важную информацию о Вооруженных Силах СССР.
Части ПВО соответствующим образом реагировали на эти полеты, готовые в нужный момент пресечь возможное нарушение государственной границы СССР.
В Прибалтике, в подразделениях ПВО, внимательно изучали особенности ведения разведки самолетами СР-71, способы и приемы действий по ним дежурных сил ПВО.
Однако у большинства офицеров тогда бытовало мнение, что акватория Балтийского моря была мало пригодна для таких полетов. Одна из предполагаемых причин - узкая и извилистая полоса нейтральных вод. В какой то мере это порождало самоуспокоенность.
И вот однажды...
По каналам взаимодействия на КП одной из частей в Прибалтике поступила информация о том, что СР-71 летит на восток, вдоль побережья ГДР и Польши. Части и подразделения были приведены в соответствующие степени боевой готовности. Внимание расчета КП приковано к планшету дальней воздушной обстановки. По данным соседей, самолет прошел о.Борнхольм. Высота полета 22 км., скорость 2800км/час. В это время на планшете юго-западного направления на траверзе г.Балтийск, через минуту она уже на 40 км. севернее, еще через минуту, на траверзе г. Клайпеда. Подразделения РТВ обнаружили: самолет-разведчик! Близко, очень близко от государственной границы СССР прокладывают его маршрут планшетисты. Еще можно бы развернуть машину перед о.Готланд, но нет, самолет упорно движется на север. Вот он уже проходит Моонзунд. Время как будто остановилось. У всех один вопрос: "Куда? Куда он летит, чью границу он нарушит - нашу, финскую, шведскую?"
ЗРВ готовы к стрельбе в любую секунду. Расчеты замерли в томительном ожидании. Одно слово командира соединения, и рванутся в небо ракеты, разнесут в клочья "Черную птицу".
Кривая маршрута на планшете чуть отклонилась к Финскому заливу. Неужели на Ленинград?! Это уже слишком! В это время самолет взял курс на Аландские острова. У всех вырывается вздох облегчения. Но что дальше? По Ботническому заливу на север, в Буде? Через Швецию на запад? Самолет описав дугу, повернул на юг и над узкой полоской нейтральных вод, между Шведским материком и о. Готланд вышел в Балтику. Через несколько минут РЛС прекратили его сопровождение. Минимальное приближение СР-71 к государственной границе СССР составило 12 км., т.е. 15 секунд полета.
Что это-дуэль нервов, цирковой трюк, самодеятельность, новый шаг к нагнетанию международной обстановки? Так или иначе, налет состоялся. Он показал не только дерзость противника, но и точность расчетов, высокую выучку пилотов, и заставил нас призадуматься.
Потом был длительный перерыв. Видимо в Милденхолле тщательно анализировали результат полета. Мы тоже изучали этот вопрос.
Через несколько месяцев полеты СР-71 возобновились по тому же маршруту. Их было много. Но первый остался в памяти навсегда.
Полковник Владимир Владимирович Шредер был начальником штаба 4 ртбр, Таллин.
Выпускник ВРТУ 1961 года.