Ни разу не спец в паровых буксирах, нашел случайно:
Кто прячется в тени «Авроры»?
Капитану Анатолию Петровичу Юрченко шёл семьдесят шестой год, и брошенные им мимоходом слова о том, что буксир «Соколик» в полтора раза старше его самого, вначале были восприняты как шутка. Оказалось, что напрасно: буксиру на самом деле перевалило за сотню. Он встал в строй Российского флота одновременно с легендарным крейсером «Аврора»...
Но если про крейсер мы знаем даже то, что ему снилось в предутренний час, то информация о «Соколике» ограничивалась годом его рождения: 1903. Даже Средне-Невский судостроительный завод, на котором трудится ветеран-буксир, оказался младше на девять лет. Местом рождения буксира мне называли и Санкт-Петербург, и Ригу; но так как столичное Адмиралтейство строило в основном крупнотоннажный военный флот и мелочью не промышляло, то гораздо более вероятным был рижский след.
…..Дабы не утомлять читателя многократными «возможно», «предположительно» и «вероятно», я расскажу историю буксира «Соколик» так, как сложил её из инфо-паззлов я сам.
Итак, год 1903-й. На рижском кораблестроительном заводе «Ланге и сын» строятся любые плавсредства, от речной баржи до морской яхты. Но в мире бушует экономический кризис, многие предприятия стоят на грани банкротства и отказываются от ранее сделанных заказов. Один из таких «отказников» – паровой буксир «Соколик». Его характеристики: длина 16,5 м, ширина 3,12 м, высота борта 1,8 м, осадка 1,38 м; главный двигатель: вертикальная паровая машина Compaund мощностью 48 и.л.с. , диаметр I-го цилиндра 121 мм, диаметр II-го цилиндра 210 мм, ход поршня 152 мм. Паровой котёл с рабочим давлением 8-8,5 кГ/кв. см и поверхностью нагрева около 20 кв. м работает на угле, часовой расход 24 кг (1,5 пуда). Корпус клёпаный, экипаж 3 человека…
...В 1961 году пароход перенёс «операцию на сердце»: паровую машину демонтировали, вместо неё установили дизельный двигатель 3Д6, а клёпанный корпус сделали сварным, немного изменив размеры. Благодаря реконструкции экипаж сократился на одного человека – кочегар стал не нужен. В конце 80-х, незадолго до гибели Советского Союза, буксир ещё раз подвергся капитальному ремонту и замене двигателя на более мощный 3Д6Н-235С2 (235 «лошадок» вместо 150)...
….В декабре 2011-го «Соколик» подняли на слип для очередного капитального ремонта, подготовили к покраске корпус, для улучшения манёвренности планируется установить подруливающее устройство. Будут деньги – будет снова новее нового наш 109-летний ветеран, куда там «Авроре»...
Вот такую историю я выудил из фразы, брошенной мимоходом капитаном раритетного буксира.
P.S. Буду благодарен за любую информацию, подтверждающую либо опровергающую мою версию истории буксира «Соколик».
К.Рыбаков
Это сообщение редактировалось 12.11.2014 в 06:22