В апреле 1955 г министр судостроительной промышленности СССР И.И. НОСЕНКО поручил ЦКБ-16 (лично Н.Н. ИСАНИНУ) разработать проект передвижного большого стоечного причала для базирования кораблей и судов водоизмещением до 10 ООО тонн в районах необорудованного побережья. Проекту был присвоен номер 746. Главным конструктором был назначен А.П. АНТОНОВИЧ.
Тактико-техническое задание (ТТЗ) Главного инженерного управления ВМФ основывалось на изучении опыта союзников по высадке с кораблей десанта и выгрузке танков, артиллерии и других видов военной техники на необорудованное побережье в Нормандии во время Второй мировой войны.
Это уникальное инженерное сооружение, состоящее из набора больших понтонов (для швартовки кораблей) и малых, соединяющих большие понтоны с берегом, а также из разборных систем подачи на швартующиеся корабли и суда топлива, масла, воды, воздуха и электроэнергии, было бы более правильным назвать передвижной базой для кораблей ВМФ. Согласно ТТЗ в больших понтонах предусматривалось создание бытовых и жилых помещений для команд причала и швартующихся кораблей, а также размещение дизель-генераторов, вспомогательного парового котла и других технических средств, обеспечивающих нормальную эксплуатацию причала. Конструкция причала должна была обеспечивать его разборку за 10-12 часов и сборку на новом необорудованном месте за такое же время. К местам базирования причал намечалось переправлять путем буксировки.
Специалисты Главного инженерного управления ВМФ пришли к решению, что в случае штормовой погоды плавучие понтоны должны быть приподняты на опорах над поверхностью воды на 2-3 метра для прохода под ними волн. Масса же основных понтонов, исходя из заданных размеров и расчетных нагрузок, приблизительно должна равняться 1000 тонн. Требовалось создать устройство, способное поднимать и опускать такой понтон за несколько минут.
Была разработана автоматизированная система и устройства подъема понтонов над водой. Для осуществления этой операции каждая опора была снабжена индивидуальным подъемником: гидравлическим с перехватом, входящим в вырез, - у больших понтонов; цепным, типа брашпиля, - у малых. При подъеме больших понтонов гидравлические стопоры в момент перехвата удерживали понтон на опоре.
По инициативе ведущего конструктора Б.И. АРВАНА большие понтоны были снабжены водометными движителями, при помощи которых понтоны могли разворачиваться на месте, перемещаться лагом или передвигаться со скоростью до 2-х узлов при установке на новом месте после буксировки.
В период строительства в 1959-1960 годах конструкторы ЦКБ-16 оказывали техническую помощь Северному машиностроительному предприятию; в течение 1961 г. участвовали в проведении швартовных и заводских ходовых испытаний, дорабатывали в ходе испытаний отдельные узлы подъемных устройств больших понтонов и автоматизированной системы управления подъемом.
Переданный ВМФ причал прошел испытания на установку и разборку по программе, утвержденной командующим Северным флотом и начальником Главного инженерного управления ВМФ, на Йоканьгском рейде с января по март 1962 г., после чего был принят в состав технических средств ВМФ.