Выложу еще одну необычную историю, взятую мной из книжки Amazing Sailing Stories. Если кто уже слышал об этом странном случае, прошу сильно не корить
В марте 1897 года жители Нью-Йорка выстраивались в очередь, чтобы купить билет на паромы, курсировавшие в гавани. Им хотелось поглядеть на «парусник-призрак», который словно вернулся с того света. «Т.Ф.Оукс», трехмачтовый корабль с железным корпусом, стоял на якоре в тихих водах залива. Давно не крашенные борта судна порыжели от налета ржавчины, краску давно смыли ветер, солнце и море. Длинные толстые плети водорослей шевелились вдоль ватерлинии в волнах, поднятых проходившими мимо пароходами; корявые наросты ракушек размером с детский кулак, как срашная проказа, покрывали подводную часть корпуса. На мачте, среди порванных, протершихся полотен кое-как свернутых парусов, предупреждающе трепыхалось желтое полотнище флага «Q», означавшее, что судно находится в карантине и ожидает фумигации.
Уже три месяца «Т.Ф. Оукс» числился в списках Ллойда как пропавший без вести, и страховщики уже подсчитывали суммы выплат.
Корабль вышел из Гонконга с запасами продовольствия на 180 суток, но прибыл в Нью-Йорк только спустя 259 дней. В гавань судно ввели на буксире; теперь страховым компаниям, готовимшимся возместить полную потерю судна, выставили внушительные счета за его спасение.
Двенадцать человек команды были переданы на талях на борт карантинного тендера; ноги их вздулись, кожа была бесцветной, а увеличившиеся в размерах языки высовывались изо ртов. Все они были жертвами цинги. Те члены экипажа, кто мог самостоятельно передвигаться, были осмотрены медиками на месте.
Жена капитана «Оукса» Э.У.Рида и второй помощник Абрамс вели судно последние три недели адского перехода. Капитан лежал беспомощный на своей койке. Инсульт, который он перенес, сказался на его речи; малоразборчивые команды он передавал экипажу с помощью своей жены. Второй помощник также был болен цингой и едва стоял на ногах. Семеро членов команды, включая старшего помощника Стивена Банкера, умерли в пути. Остальные матросы и третий помощник были серьезно больны.
«Т.Ф.Оукс», построенный в Филадельфии в 1883 году, вышел из Гонконга в Нью-Йорк 5 июля 1896 года с грузом шкур, кож и другого сырья, принятого в Шанхае месяцем ранее. Экипаж состоял из двадцати шести человек, включая сюда капитана, его жену и троих помощников.
Капитан Рид намеревался вести судно домой обычным путем через Южно-Китайское море, пролив Сунда, и далее через Индийский океан к мысу Доброй Надежды.
Первые шесть дней пути прошли при хорошей погоде, легких переменных ветрах, и «Т.Ф.Оукс» медленно, но верно двигался вперед. На седьмой день погода изменилась, небо затянули темные тучи, барометр начал падать, установилась гнетущая жара. Все указывало на неизбежное приближение тайфуна. Паруса зарифили, реи обрасопили на правый галс. Разразившийся над кораблем шторм был исключительной силы. На какое-то мгновение корабль попал в штиль, а обрушившийся на него в следующую минуту ветер достиг скорости урагана в течении часа.
«Т.Ф.Оукс» имел славу медленного ходока на дальних переходах, плохо держался круто к ветру, на большом волнении уваливался по скату волны к подошве. Огромные, как горы, волны прокатывались по нему от носа до кормы. На палубе постоянно стояла вода, а команда, жалкое сборище матросов из бординг-хаусов, отказывались вылезать из кубрика; штурманам пиходилось применять силу, чтоб заставить их что-то сделать. В ту ночь ветер унес все паруса, кроме нижнего грот-марселя. С рассветом выяснилось, что треснули фок- и бизань-мачта, крышки некоторых люков унесло. Опасаясь, что корабль может потерять мачты, а остальные люки также будут разбиты, капитан Рид решил развернуть судно и уходить от зюйд-вестового ветра в фордевинд. Сорок восемь часов корабль бежал в совсем другом направлении, а когда ветер ослаб и небо очистилось от туч, они находились в 150 милях от Южного мыса Формозы.
Вскоре последовал второй ураган, погнавший корабль еще дальше на восток к островам Баши, протянувшихся с севера на юг между Лусоном и Формозой. Опасаясь близости берега, капитан Рид опять привел судно в фордевинд, позволив ему "бежать впереди ветра", дувшего теперь с северо-запада, сквозь Балинтан-Чаннел и далее в Тихий океан.
К тому времени как стих второй шторм, «Т.Ф.Оукс» находился уже так далеко в Тихом океане, что капитан решил отказаться от изначально запланированного пути домой, а вместо этого идти к мысу Горн, хотя это и был большой крюк почти в десять тысяч миль через весь океан.
Задул слабый и неустойчивый «торговый ветер» от норд-оста; корабль штилевал с обвисшими на реях парусами. Моряки тянули брасы, стараясь выжать хоть что-то из каждого дуновения. К концу сентября «Оукс» находился в шестистах с небольшим милях к востоку от островов Гилберта, на линии экватора; дневные рационы пришлось уменьшить. Прошел октябрь месяц, изнуряющие штили продолжались. Целыми днями жаркое солнце раскаляло палубу, на которой не было ни намека на тень; смола пузырилась в щелях, как лава. Начала трескаться обшивка шлюпок, морякам пришлось постоянно наполнять их соленой морской водой. Кубрик на полубаке с железными переборками стал настоящей жаровней, матросы не могли там ни есть, ни спать. В капитанской каюте было ненамного лучше. Камбуз и маленький буфет, где работали кок и стюард, превратились в раскаленную духовку. Когда закончились запасы соленой свинины и говядины, в дело пустили было консервированное мясо, но все отказывались его есть, жалуясь на то, что оно испорчено. Когда кончилась пресная вода в танках, принялись собирать дождевую. Но и дождевая вода быстро портилась, поскольку хранили ее в нестерильных бочках.
11 ноября, когда «Оукс» уже приблизился к Нижнему архипелагу, умер кок-китаец, мучившийся от сильных болей в животе. Судно прошло невдалеке от пары-тройки необитаемых островов, и один из помощников предложил поплнить запасы воды и провианта на ближайшем из них. Капитан Рид отклонил предложение, опасаясь, что потом корабль будут держать в карантине, или что команда сбежит.
Миссис Рид выполняла теперь обязанности умершего кока. К тому времени, как «Т.Ф.Оукс» достиг сороковой параллели южной широты, половина команды, включая старшего помощника, слегла от цинги. У остальных членов экипажа также кровоточили десны и имелись другие признаки болезни, поэтому капитан Рид решил идти под меньшим количеством парусов до тех пор, пока они не достигнут зоны хорошей погоды в Южной Атлантике, с тем чтобы ослабевшая команда смогла бы управиться с парусами в случае шквала.
21 декабря, спустя 169 дней после отплытия из Гонконга, они обогнули мыс Горн. Две трети команды уже были больны; на палубе могли находиться только шесть чеовек, включая второго и третьего помощников. Дул сильный зюйд-вест, перемежавшийся градовыми и снежными зарядами; рабочих рук не хватало. Миссис Рид вызвалась помочь; теперь она стояла регулярную вахту на руле. В первый же раз она отстояла у штурвала шесть часов без перерыва, и второй помощник констатировал, что она лучше справляется с обязанностями рулевого, чем любой моряк-мужчина на корабле.
26 января матрос Томас Кинг умер от скорбута, а 12 января, уже на широте Рио-де-ла-Плата, от той же болезни умер другой матрос, Томас Ольсен. Весь путь вдоль южноамериканского побережья от Горна на корабль налетали западные и юго-западные шквалы, отгоняя его к востоку, все дальше от берега и возможности пройти докование в Монтевидео.
17 января цинга забрала третью жертву, матроса Томаса Джаджа, а 4 февраля умер старший помощник Стивен Банкер; за несколько дней до того он впал в кому. 9 февраля умер матрос Джордж Кинг, спустя два дня еще один моряк, доведя общее число жертв до семи. Живые провели описание вещей погибших. Глубокое отчаяние воцарилось на корабле.
Когда «Т.Ф.Оукс» находился в двух днях пути от бразильского порта Пернамбуко, некотороые из больных умоляли капитана зайти туда, протягивая к нему тонкие руки. Он отказался, объяснив это тем, что после всего, что уже произошло, было бы лучше продолжать путь к месту назначения, поскольку Пернамбуко был известен высокими портовыми сборами с американских судов.
Близ Тринидада они заметили американский корабль «Говернор Роби». Подняли сигнал «Недостаток продовольствия. Голодаю». Те спустили шлюпку и переправили на «Оукс» провиант, воду, табак и лекарства. Все же эта, такая необходимая, помощь подошла слишком поздно для того, чтобы вылечить экипаж от цинги, но, по крайней мере, они более не голодали.
Следующим, кто слег от болезни, был капитан Рид; но не от цинги, а от удара – не выдержал такого психического напряжения. Он лежал у себя в каюте; кораблем теперь командовали второй помощник и несгибаемая миссис Рид, которая также выполняла обязанности кока и ухаживала за больными матросами в кубрике на баке. Стоя вахту на руле, он заворачивалась в ольстерский плащ, чтобы как-то спастись от холода.
Вслед за норд-остовыми «торговыми ветрами», пригнавшими корабль к Багамам, задули сильные западные ветра, едва не заставившие мореплавателей снова дать кораблю «бежать перед ветром» к Гибралтару.
Но, наконец, ночью 15 марта им повстречался британский танкер «Казбек», шедший из Филадельфии в Средиземноморье. Его внимание привлек синий фальшфейер – сигнал бедствия. Муйрхед, капитан «Казбека», поднял рупор и осведомился о названии парусника.
«Т.Ф.Оукс», послышался хриплый ответ. «Идем в Нью-Йорк из Гонкога. Более восьми месяцев в пути. Бога ради, подайте буксир».
«Казбек» шел под всеми парами на восток, а Нью-Йорк остался в шестистах милях за кормой. Буксировка должна была вылиться в дорогостоящее мероприятие, поэтому капитан Муйрхед приказал спустить шлюпку и отправил своего помощника на парусник, чтобы выяснить, в чем там дело. Офицер поднялся на борт «Оукса», где его приветствовал второй помощник парусника; его руки и ноги так распухли, что он едва мог стоять. Никого больше не было на палубе, кроме миссис Рид у штурвала, закутанной, как обычно, в свой плащ.
Убедившись, что на «Оуксе» имелся хороший восьмидюймовый буксирный трос, помощник с танкера вернулся на свой корабль. Вскоре на «Т.Ф.Оукс» высадилась спасательная партия с приказом обеспечить буксировку парусника в порт.
Как назло, слабина трехдюймового проводника буксира намоталась на винт «Казбека»; танкер пришлось положить в дрейф, и затем очистить винт – работа, продолжавшаяся десять часов. Тут снова задул сильный ветер. Корабли вынуждены были дрейфовать друг возле друга, и прошло целых три дня после их встречи, прежде чем удалось наконец начать буксировку. В воскресное утро 21 марта, когда церковные колокола сзывали прихожан на молитву, оба судна бросили якоря в Нью-Йорке, перед Форт-Водсвортом.
Ллойд ометил стойкость, проявленную миссис Рид, серебряной медалью «За заслуги по службе». Специальной следственной комиссии поручили разобраться в правильности действий капитана, но были приняты во внимание все несчастья, обрушившиеся на корабль, и он был оправдан по всем пунктам. Несмотря на оправдательное заключение комиссии, многие подвергали капитана Рида суровой критике за то, что он не зашел в Пернамбуко или какой-либо другой бразильский порт.
Что же до «Т.Ф.Оукса» - несчастья продолжали преследовать корабль; четыре года спустя он разбился у калифорнийского побережья.