Дмитриев ЕвгенийМежпланетные перевозчики тектитовДействительно, на Луне найдены стекла, вкрапленные в породы, и анализ подтвердил их поразительное сходство с земными тектитами. Но нет никаких оснований утверждать, что именно ударно-кометный или ударнометеоритный механизм привел к образованию тектитов и что часть из них, выброшенная при ударе в космос, затем по довольно причудливым траекториям выпадала на Землю компактными роями. Проще предположить, что эти стекла и на Луну доставлены кометами.
По внешнему виду и свойствам они немного напоминают обсидиан, однако отличаются от него по химическому составу. Некоторые из тектитов напоминают маленькие гантели или тарелочки, другие похожи на груши, луковицы, пальцы, пуговицы, полые сферы, лодочки, слезки, полые тонкостенные шары, ядра, диски, пластины, монеты, бобы и трилобиты. Некоторые образцы имеют сложную скульптуру, как будто их поверхность была изъедена. Неспециалист вполне может спутать их с осколками обычного бутылочного стекла. В начале XX века эти странные образования были названы тектитами (от др.-греч. τηκτός, что означает «оплавленный»). Размеры их различны — от крошечных стеклянных бусинок до кусков, сравнимых по величине с куриным яйцом и весящих почти полкилограмма и больше.
Тектиты встречаются также и в виде «микротектитов». Это мелкие, размером в миллиметр и меньше стеклянные шарики, которые чаще всего встречаются в донных отложениях. Их находят практически везде, но больше всего в тех осадках, которые накапливаются очень медленно — в океаническом красном иле. Стекловидные шарики попадаются вместе с металлическими, представляющими собой смесь никеля и железа. Микротектиты предположительно являются внеземным материалом, который в виде космической пыли оседает на Землю.
Луна постоянно подвергается воздействию космического излучения, главным образом солнечного ветра, представляющего собой поток электронов и протонов. Лабораторные исследования показывают, что лунный реголит на глубину до 35 см несет признаки влияния солнечного ветра. В образцах содержится большое количество нейтральных "солнечных" газов - гелия, неона, ксенона, криптона, аргона, водорода. По данным А. П. Виноградова, их концентрация на несколько порядков выше, чем в земных породах и метеоритах. При воздействии солнечного ветра минералы теряют прочность, происходит нарушение их кристаллических решеток, спекание частиц между собой. Однако это ведет не к полному разрушению пород, а лишь частичному "распылению" поверхностных слоев реголита, при котором образуются мельчайшие пылинки лунного вещества.
Для изучения этого явления были проведены опыты, при которых сыпучие среды помещались в разреженной плазме водорода и инертных газов и подвергались бомбардировке пучками ионов. За 120 ч обработки создавался эффект, равный воздействию солнечного ветра в течение 250 млн. лет. Базальтовый порошок образовал корку с изъеденной поверхностью. Стальные шарики становились шероховатыми с поверхности и спекались. Почернение материалов объяснялось их обогащением металлами. Было подсчитано, что за время существования Луны величина разрушения под действием солнечного ветра может достигать 20 м. В этих опытах особый интерес представляет тот факт, что частицы вещества обычно спекались и покрывались коркой с поверхности. Важно также потемнение вещества в результате действия солнечного ветра, так как этим путем можно объяснить темную окраску лунной поверхности.
Тектиты распределены крайне неравномерно. Так, в Европе они встречаются только в Чехословакии и ГДР, на территории нашей страны их обнаружили лишь в кратере Жаманшин - недалеко от Аральского моря. Особенно много таких находок в Юго-Восточной Азии, на Филиппинах, в Индонезии и Австралии.
Все образцы имеют явно выраженное генетическое единство и единый возраст. Плотность находок различна: несколько штук как на 1 м", так и на 1 км". Характерная деталь: все тектиты, обнаруженные на Земле, подразделяются на четыре возрастные группы: в 30,15, 1 и 0,7 млн. лет.
П.Мур: Рассматривая фотографии, привезённые вами, цветные фотографии лунной поверхности, кажется, что цвет поверхности меняется с углом наблюдения. Это так?
Н.Армстронг: Да, это так. Во время полёта вокруг Луны по орбите, наблюдая особенности, у терминатора (граница тёмной и освещённой частей Луны) это как если бы вы смотрели в телевизоре с регулятором на полный контраст. Очень чёрное и очень белое. По мере продвижения на свет было всё больше градаций серого. Но при дальнейшем продвижении, когда солнце выше над горизонтом, вы начинаете видеть оттенки коричневого, хотя и с низкой насыщенностью. Аналогично, на поверхности Луны очевидны те же особенности. Можно видеть оттенки коричневого. Если солнце достаточно высоко, Аполлон-12, например, прилунился, когда Солнце было всего в 5° над горизонтом. И когда они прибыли, то не видели коричневых оттенков, только серое с высоким контрастом.
П.Мур: Но вы видели?
Н.Армстронг: Да я видел — солнце было на 11°, а Аполлон-12 тоже видел на следующий день, когда оно поднялось за время их сна, и солнце было выше и коричневое стало им видно.
П.Мур: Когда вы ходили по поверхности Луны и поднимали пыль, вы заметили какую-либо окраску местности? Беспокоились ли вы подсознательно о небезопасных местах?
Н.Армстронг: Цвет это странный феномен на Луне, кроме уже упомянутых особенностей. У вас впечатление нахождения как бы в пустыне со слабоокрашенными оттенками, но когда вы смотрите на грунт вблизи, в руке, вы обнаруживаете, что он на самом деле угольно-серый и мы не могли найти ничего отличного от этого цвета. Думаю, когда у нас будет больше образцов из будущих полётов мы увидим цвет, но оптические свойстве на Луне очень странные.
Фотокорреспонденты Лаборатории научно-прикладной фотографии и кинематографии АН СССР (ЛАФОКИ) В. Шеффер и Ю. Устинов, кинооператор Д. Балашов и автор этих строк были свидетелями доставки образца лунного грунта, заключенного в герметичную капсулу, в приемную лабораторию Академии наук.
Вот сняты с ящика пломбы. Бережно извлекается завернутая в белую ткань капсула, которую переносят в специальную установку для дозиметрических измерений заключенного в ней лунного вещества...
Наутро приступаем к съемке операций извлечения из капсулы бура и переноса грунта на исследовательский лоток. Важно было не сместить слои, взятые на поверхности Луны. Это удалось. На снимке-панораме грунта слева виден поверхностный слой, а справа — более крупные частицы породы, находившиеся на глубине 35 сантиметров. Макросъемка велась через специальное стекло верхнего иллюминатора на 60-мм пленке малой чувствительности, с высокой разрешающей способностью. Объект освещался через иллюминатор приборами ОИ-24 с регулируемыми конденсорами — такие приборы предназначены для микро— и макросъемки. Направленные узкие пучки света дали возможность достаточно четко выявить рельеф грунта. Чтобы избежать отражения света от стекла, объектив аппарата специальной кремальерой подводился вплотную к иллюминатору. Расстояние от передней линзы объектива до породы выбиралось так, чтобы получить оптимальный масштаб съемки. Для этого применялись удлинительные кольца в разных сочетаниях. Задача, поставленная при съемке — получить максимальную четкость изображения отдельных элементов породы, — была решена, и фотографии могли быть использованы для точных измерений отдельных частиц реголита (раздробленной породы). Снимок сделан панорамой из семи кадров, снятых при передвижении лотка перед объективом.
При первом осмотре лунного грунта возникло сомнение в целесообразности цветных съемок — грунт был нейтрального серого цвета. Но когда части породы в герметичных контейнерах через специальные выносные шлюзы были перенесены в исследовательский бокс, при рассматривании вещества через микроскоп мы увидели много разноцветных мелких зерен. Одни имели цвет бирюзы, другие — янтарно-желтый, были и красноватые, зеленоватые оттенки. Весьма интересны обнаруженные в грунте в большом количестве мелкие, блестящие, как бы отполированные, шарики, — застывшие расплавленные стеклянные капли.
Снимков сделано много. Съемки продолжаются, как продолжается изучение лунного грунта. Кадры эти, думаем, представляют большой интерес не только для исследователей, но и для неискушенного зрителя
А. ВОЛЬГЕМУТ,
директор ЛАФОКИ
Зона II общей мощностью 60 см (уровни 73– 133 см от начала отсчета) представлена внешне однородным реголитом темно-серого цвета с не значительным обогащением отдельных участков относительно более крупнозернистым материалом. Для вещества этой зоны характерно наиболее высокое среди всех зон колонки содержание агглютинатов
Зона III общей мощностью 30 см (133–165 см от начала отсчета) при визуальном сходстве с вышележащей зоной заметно отличается от нее по литологическим и гранулометрическим характеристикам. Особенностью зоны является обога щенность ее относительно крупнообломочным материалом, представленным преимущественно однородными реголитовыми брекчиями с порфирокластовой структурой
Глубинная часть разреза, объединенная в зону IV мощностью около 50 см (ниже 165 см) представляет собой наиболее светлую и наиболее слоистую часть колонки. Верхняя граница зоны фиксируется по резкому падению содержания в веществе реголитовых брекчий (рис. 7). На глубине ∼169–171 см выделяется слой светлого грубо-обломочного материала мощностью около 2 см, представляющего собой, очевидно, разрушенный при бурении фрагмент габбро. При проходке этого интервала автоматически включился режим ударновращательного бурения. На глубине 180 см наблюдается очень резкая граница между вышележащим слоем темно-серого мелкозернистого реголита и светло-серым слоем мощностью около 7–8 см, характеризующимся высоким содержанием частиц габбро и мономинеральных зерен. Нижняя его граница фиксируется по возрастанию продуктов экзогенной переработки вещества.
- Виктор Алексеевич, а сами Вы грунт этот лунный видели?
- Да, конечно. Ничего особенного на вид. Похож на цемент, порошочек такой серый. Да и по составу близок к нашим стройматериалам, силициум-о-два, по-школьному выражаясь, а железа у них там на Луне поменьше, чем у нас на Земле. Так что дышать на Луне нечем, а строить есть из чего. Еще этот лунный стройматериал обладает крайне интересным свойством. Вот, представьте, вы на пляже, играетесь в песок, как в детстве, сыпете кучку, конус такой образуется, как правило, не очень высокий, угол при вершине тупой или не очень острый. А из лунного песка можно насыпать очень высокую кучу с о-о-очень острым углом при вершине. В чем тут дело? В том, оказывается, что каждая песчинка вся искорежена, поверхность их крайне шероховатая, и вот эти-то сучки и задоринки и заставляют их держаться друг за друга не рассыпаясь.
Кулаковская: Здравствуйте. В этом выпуске нашей программы мы расскажем все, что знаем о лунном грунте. Тем более что для этого есть подходящий повод. Ровно 40 лет назад советская станция "Луна-16" доставила на Землю 101 грамм лунного вещества.
Конечно, мы были в этом не первыми. Американцам на год раньше удалось привезти грунт с Луны. Но научная ценность наших скромных 100 граммов была не менее велика, поскольку образцы были взяты в районе Моря Изобилия, изрядно удаленном от мест посадки двух "Аполлонов". Таким образом, СССР наравне с США смог участвовать в непосредственных исследованиях лунного грунта.
Изучать реголит было поручено геохимикам института имени Вернадского. И у нас в гостях один из ведущих сотрудников ГЕОХИ РАН Андрей Валерьевич Иванов, который своими руками лично вскрывал капсулу с лунным веществом, и, кстати, говорят, сделал это так, что авторитетные американские коллеги, осмотрев и оценив советские образцы, потребовали показать эти руки.
Андрей Валерьевич, я знаю, что вы были одним из тех, кто встречал аппарат "Луна-16" с капсулой, в которой были пробы лунного вещества, и это событие совпало с вашим днем рождения.
...
Кулаковская: А где произошла встреча с частицами Луны - в Казахстане или в Москве? И что вы почувствовали в первое мгновение?
Иванов: Мы были в Москве. Мы - это небольшая команда, которая занималась первичной обработкой и первичным исследованием лунного вещества в институте, в приемной лаборатории. Мы ждали, когда нам привезут капсулу. 20 сентября аппарат пробурил Луну и забрал вещество, а в ночь с 23 на 24 мы встретили капсулу в институте. Потом была некая процедура вскрытия капсулы, вакуумирование, извлечение вещества на лоток. И утром 24 сентября мы увидели вещество.
Мы много читали о лунном реголите, потому что примерно за год до нас американцы, экспедиция "Apollo-11", доставила это вещество. Но, вы знаете, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Впечатление было совершенно новое.
Кулаковская: Как оно выглядело?
Иванов: Вещество "Луны-16" - это темно-серое мелкое вещество с отдельными кусочками, кристалликами, более крупными, размером примерно до трех, максимум, пяти миллиметров. Одно из самых интересных воспоминаний, чисто эмоциональных. Первые дни мы работали очень интенсивно. Мы - это команда из четырех человек: Кирилл Павлович Флоренский, Лев Сергеевич Тарасов, Юрий Иванович Стахеев и я. Мы редко уходили раньше 12 часов. А в первый день, по-моему, мы вышли уже после 2.00. Была прекрасная погода, абсолютно безоблачное небо, и Луна стояла прямо над нашим институтом. Это было какое-то шоковое впечатление, ощущение. Представляете, вот только что мы работали буквально на расстоянии вытянутой руки, а сейчас - подняли глаза - вот оттуда. Мы хорошо представляли, где была точка забора пробы.
Armstrong presented the queen with a copy of the plaque signed by President Nixon which they left on the moon, a picture of the moon landing and a copy of the microfilm of messages from the world's chiefs of state which they left on the moon.