Самолёты едва не столкнулись над Внуково из-за проблем с английским
Пилот неправильно понял слова диспетчера, в результате чего вывел самолёт на неверную позицию.
15 января 2016
В распоряжении LifeNews оказалась стенограмма переговоров диспетчера и пилота самолёта бизнес-класса, летевшего из Гомеля во Внуково. Это воздушное судно едва не столкнулось с военным Ту-134 неподалёку от Внуково. Судя по переговорам, одна из причин опасного сближения — трудности перевода на английский язык. К таким выводам пришли в Росавиации, куда поступил отчёт об инциденте.
Оба воздушных судна следовали на эшелоне 150 по пересекающейся траектории. С экипажем военного Ту-134 маршрута Шайковка — Рязань (Дягилево) диспетчер вёл переговоры на русском языке, а с бизнес-джетом, следовавшим по маршруту Гомель — Внуково, другой диспетчер, согласно правилам, разговаривал на английском языке.
Пилот бизнес-джета неправильно понял диспетчера, перепутав значение предлогов at и in. Вместо того чтобы сразу приступить к снижению и через 17 минут занять нижний эшелон, экипаж самолёта начал снижение, чтобы в 17 минут — в 13:17 — оказаться в нужной точке.
В результате в нескольких километрах от Внуково бизнес-джет едва не столкнулся с военным Ту-134. Они оказались на одной высоте на критически близком расстоянии в три километра.
Ниже приведена стенограмма переговоров диспетчера и пилота самолёта бизнес-класса. Время указано по Гринвичу. Переговоры переведены на русский.
15:35:42, диспетчер:
— Т70КА, снижайтесь до эшелона 110. Занять эшелон через 17 минут. (in 17 minutes).
15:35:52, экипаж бизнес-джета:
— Снижаемся, 110 займём в 17 минут, Т70КА (at 17 minutes).
(Согласно расчёту диспетчера, борт должен был занять эшелон 110 в 15:53, но экипаж, подтвердив, что команду принял, допустил ошибку в понимании предлога и приступил к манёвру не через 17 минут, а в 17 минут — в 16:17 (13:17 по МСК), то есть через 24 минуты).
Уточняя принятие команды, диспетчер повторил:
15:35:58, диспетчер:
— Т70КА, подтвердите снижение до эшелона 110.
15:36:05, экипаж бизнес-джета:
— Да, снижение до 110 Т70КА, занимаем 17 минут (we reach 17 minutes).
Эта проверка не вскрыла недопонимание, а лишь укрепила уверенность собеседников в том, что команда воспринята правильно.
Тем временем полёт военного Ту-134 на эшелоне 150 уже разрешили, у ведущих борт диспетчеров сработала в так называемом мягком режиме система предупреждения опасного сближения. Но расстояние было допустимым и ожидалось снижение бизнес-джета через считаные секунды. Только манёвра всё не наблюдалось, система сигнализировала уже о том, что расстояние стало критическим. Ситуацию спас один из диспетчеров-стажёров.
15:57:54, диспетчер бизнес-джета:
— Что за (…)? Смотрите 154, а этот 150!
15:57:57, диспетчер военного борта:
— 42066, влево тридцать возьмите!
(Ту-134 (42066) НЕ ОТВЕТИЛ)
15:57:59, диспетчер бизнес-джета:
— Где? Справа?
15:58:01, диспетчер бизнес-джета:
— А мы отдали же его?
15:58:06, диспетчер Ту-134:
— 42066?
15:58:07, диспетчер ПК диспетчеру бизнес-джета:
— Снижай!
15:58:08, экипаж военного Ту-134 ответил своему диспетчеру:
— На приёме, 066.
15:58:12, диспетчер военного борта экипажу Ту-134:
— 42066, справа под 90 борт на снижении.
15:58:20, диспетчер бизнес-джета своему борту:
— Т70КА, снижайтесь немедленно до эшелона 110!
В этот момент расстояние между самолётами сократилось до четырёх километров на высоте 4550 метров, а через три секунды бизнес-джет сравнялся по высоте с военным бортом и расстояние сократилось до трёх километров.
15:58:25, экипаж Ту-134 уточнил у своего диспетчера:
— Подход, для кого информация, повторите.
15:58:26, экипаж бизнес-джета своему диспетчеру:
— Снижаемся до 110, Т70КА.
15:58:27, диспетчер бизнес-джета своему экипажу:
— Немедленно!
15:58:39, диспетчер военного борта своему экипажу:
— 42066?
15:58:31, экипаж военного самолёта своему диспетчеру:
— 42066, понял, вправо 30 занимаю.
15:58:34, диспетчер военного борта исправил ошибку своего экипажа:
— 066 влево была команда!
15:58:38, экипаж военного борта подтвердил своему диспетчеру принятие команды:
— Влево 30, 066.
15:58:45, диспетчер бизнес-джета своему экипажу
— Т70КА, работайте с Москва-подход на 123, 4.
Экипаж принял и подтвердил.
После этого система предупреждения опасного сближения между двумя бортами отключила сигнал тревоги.
15:58:49, диспетчер военного борта дал указание своему экипажу:
— 42066, с бортом разошлись, возьмите курс на Венёв.
Виновными в авиационном происшествии эксперты называют диспетчеров, указывая на их недостаточные внимательность и квалификацию. Сближения самолётов удалось избежать благодаря бдительности стажёра, так как сигнал системы предупреждения был проигнорирован. Но окончательное решение о том, кто должен понести наказание, ещё не принято.