s.t.>> хренасе
101> Это Россия, детка.
Не, это в США тоже огромная проблема. Из-за этого фирмы пропагандируют разные указатели угла атаки, и способность курсанта распознать приближение сваливания проверяется отдельно. Тем не менее бьются всё равно.
Два года назад у меня под боком в Санта Фе разбился Ремос, рег. N28GX. В простых условиях, при полёте по конвейеру при выполнении 2-го поворота кто-то перетянул чуть-чуть и вошёл в сваливание, высоты не хватило для вывода. Я говорю "кто-то", так как непонятно, кто из двоих управлял. Пилотом была женщина из Лос-Аламоса (где ядерные бомбы делают), у неё было 134 часа. Пассажиром был опытный дядечка, который много лет был президентом местного клуба экспериментальной авиации. Но он не был серифицированным инструктором (это важно). Женщина-пилот взйла его видимо для обмена опытом, и они в этом полёте два раза приземлились в Лос-Аламосе, что гораздо сложнее чем простая коробочка (аэропорт со специальными процедурами, ввиду запреной зоны и упором в гору). Возможно она положилась на пассажира а он - на неё, и произошла нестыковка.
Самолёт был оснащён заводским индикатором угла атаки с выводом на Дэйнон в виде "язычка" и звуковым предупреждением, а также системой аварийного спасения. Я тоже арендовал этот N28GX, машина была в отличном состоянии, управление без пороков, устойчива к штопору. Получилось очередное напоминание насколько легко довести до сваливания.
Я на форумах как-то рассказывал, как у меня единственный раз сработало предупреждение о сваливании, и тоже на 2-м повороте. Дело было в кромешной тьме, над холмами. Видимо я подсознательно боялся зацепить землю у чуть-чуть перетянул, не уследил за скоростью. Моя реакция тогда была немедленно прекратить поворот, крылья на горизонт, установить скорость, затем скороподъёмность. Я знал, что в земью я скорее всего не въеду, а вот сваливание убъёт наверняка. Ну и всё нормально обошлось.
Неделю назад был случай... скажем так, с другом. Полёт был под облаками и погода стала ухудшаться, нижняя кромка поползла вниз (прогноз был на улучшение, но...). Друг пошёл на запасной, расположенный в долине, что давало больший просвет. Но, по дороге пришлось перелетать через разные кочки и всё такое, у нас горный рельеф тут. Пилот принял решение пробиться наверх. Нашёл некое подобие дырки, но не поместился, конечно, и пришлось перейти на полёт по приборам. Итак 10 секунд, 20 секунд... всё в молоке. И стало заметно, что скорость спадает. Потребовалось большое напряжение воли, чтобы удерживать её не ниже Vy и терпеть. На высоте 10,500 вырвались наверх, и при этом оказалось, что самолёт отвернул от курса почти на 40 градусов. Так увлёкся предотвращением сваливания, что допустил крен и незаметный поворот.
Лет 7 назад на таком же типе и в похожих условиях один деятель разбился насмерть в Ватсонвиле, шт. Калифорния. Не поместился в дырку, и вместо того, чтобы терпеть, довёл до сваливания. Известен этот случай тем, что самолёт упал на больницу. К счастью, угодил в какую-то подсобку а не в корпус с палатами. Я там через неделю арендовал Текнам П92 на пробу, местные ещё были под впечатлением.
![52.0](/_bors/images/browsers/firefox.png)