Ещё немного информации для любителей артиллерийской экзотики.
457-мм / 48 орудие Mk 1, 1922 г.
406-мм / 56 орудие Mk 4, 1927 г.
457-мм / 47 орудие Mk A, 1942 г.
Все обозначения, указанные в заголовке относятся к одному и тому же экспериментальному орудию, которое разрабатывалось с начала 1920-х гг. для будущих американских линкоров. После Вашингтонского договора прототип был переделан в длинноствольное 406-мм орудие. В 1941 г. разработка была возобновлена, но с закатом эпохи линкоров орудие заняло место в музее.
В начале 1920-х для будущих линкоров ВМФ США началась разработка 457-мм орудия Mk1 с длиной ствола 48 калибров. Прототип этого орудия был наполовину готов, когда в 1922 г. Вашингтонским договором были запрещены орудия калибром более 406 мм. Было решено завершить прототип как сверхдлинноствольное 406-мм (56 к.) орудие. Предполагалось сошлифовать конец дула, рассверлить ствол, нарезать резьбу под расширительное кольцо и вставить внутрь лейнер с внутренним диаметром 406 мм. Полученное орудие обозначили как экспериментальное 406-мм / 56 орудие Mk4 с высокой скоростью снаряда. Испытания этого начались на полигоне в Далгрене (Dahlgren) в июле 1927 г. и продолжались в течение 1930-х гг. Начальная скорость снаряда составляла более 900 м/с, дальность стрельбы для 950-кг бронебойного снаряда – 45 км, живучесть ствола – 125 выстрелов, бронепробиваемость – 330 мм борт и 90 мм палуба на расстоянии 26 км.
Проведенные в 1927-28, а затем в 1938 гг. исследования в области конструкции линейных кораблей предполагали переход к калибру 457 мм, однако флот отверг это предоложение по следующим причинам:
1. Слишком больной вес;
2. Слишком короткий срок службы лейнера;
3. Слишком малый угол падения снаряда для всех дистанций, кроме самых больших и, как следствие, малая вероятность пробить палубу.
4. Использование этого орудия противоречило договорам 1920-х и 1930-х гг.
Испытания этих орудий, проведенные в 1920-х и 1930-х гг. показали, что 457-мм снаряды имеют ненамного большую бронепробиваемость, чем 406-мм, в то же время, из-за большей массы орудий на линейном корабле можно было установить при том же бронировании шесть-семь 457-мм орудий вместо девяти 406-мм. Кроме того, крупнокалиберные орудия имеют меньший темп стрельбы из-за трудностей, связанных с подачей снарядов большой массы.
Эти заключения привели к созданию в конце 1930-х сверхтяжелого 406-мм снаряда, которые обеспечили морским орудиям США первенство по сравнению с орудиями того же калибра других стран.
Начало Второй Мировой войны сняло все ограничения на калибр орудий и возродило интерес к созданию тяжелых орудий. В 1941 г. на орудие был установлен новый 457-мм лейнер. Орудие получило название 457-мм (47 к.) орудие Mk A, и для него был создан сверхтяжелый 457-мм бронебойный снаряд (вес снаряда – 1750 кг, длина – 2.06 м, вес взрывчатого вещества – 400 кг, дальность стрельбы – до 40 км). Орудие было несколько раз было испытано, начиная с февраля 1942 г. и до окончания войны. Закат эпохи линкоров значительно уменьшил интерес флота к крупнокалиберным орудиям. Вскоре после окончания войны эксперименты с ними были прекращены, и в настоящее время орудие экспонируется в Дальгрене (шт. Вирджиния).
Ствол орудия состоял из лейнера, основной трубы, кожуха, девяти труб, шести блокировочных колец, отдельного кольца отката и лейнера пороховой камеры. Затворный механизм резьбовой, с вертикальным приводным рычагом и откидывающимся вниз затвором.
Вес орудия – 180 т, ориентировочный вес трёхорудийной башенной артустановки – 3000 т.
На фото: Морские орудия ВМФ США на фоне человеческой фигуры и автомобиля «Фольксваген». Снимок сделан на полигоне в Дальгрене, шт. Вирджиния. Два орудия слева – 457-мм / 47 к. орудие Mk A и 406-мм / 50 к. орудие Mk 7 линкоров типа «Айова». Далее следуют 203-мм / 55 к. орудия Mk 16 с тяжёлых крейсеров типа «Де Мойн» и 203-мм / 60 к. орудия SK C/34, снятые с немецкого тяжёлого крейсера «Принц Ойген», который был передан США в качестве военного трофея по окончании Второй Мировой войны.
Это сообщение редактировалось 23.11.2008 в 10:11