Реклама Google — средство выживания форумов :)
...«В 2017 году ракета “Ангара” уже будет собираться только на территории Омского региона. Работа над внедрением полного технического цикла изготовления проводится в настоящее время», — заявил Виктор Назаров.
...
«Сегодня в Омском политехническом университете создан отдельный факультет ракетостроения, чтобы готовить специалистов именно для этой отрасли. Для Омской области такие проекты необходимы для развития ее промышленного потенциала», — напомнил Виктор Назаров.
...
Ранее генеральный конструктор Центра им. Хруничева Александр Медведев заявлял в интервью ТАСС, что стоимость запусков тяжелых ракет-носителей из семейства «Ангара» к 2025 году будет почти на 20% ниже, чем у «Протона-М».
Как сообщалось ранее, под пуски «Ангары» на российских космодромах полным ходом идет подготовка и строительство инфраструктуры. «Все остается в силе. 2017–2018 годы — начало строительства стартового и технического комплексов для “Ангары”. 2021 год — первый пуск ракеты. 2023 год — запуск пилотируемого корабля.
Для стартового комплекса “Ангары” будет выделено около 40 миллиардов рублей в части установки технологического оборудования», — заявила в интервью «Известиям» глава Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Рано Джураева.
Напомним, что помимо площадки на Восточном для ракет семейства «Ангара», которые производят в Омске, Минобороны планирует в 2019 году построить новый стартовый стол на космодроме Плесецк.
— На смену «Рокоту» должна прийти «Ангара-1.2». В каком состоянии этот проект?
— Сейчас происходят стендовые испытания отдельных узлов и агрегатов, после будем собирать уже первую летную ракету, чтобы в 2019 году осуществить ее первый пуск. Машина получилась неплохая. Подписан один твердый контракт с корейским аэрокосмическим институтом на проведение пуска в 2020 году. Он пока один, но общий интерес к данной ракете на коммерческом рынке достаточно большой.
— Ее продвижением занимается компания International Launch Services?
— Да, у них эксклюзивное право вообще на все семейство ракет-носителей «Ангара».
— Проект «Ангара-А3» будет реализован?
— Нет, от нее отказались. У наших коллег из «Роскосмоса» есть новый проект «Феникс», который в будущем займет эту нишу.
— А с тяжелой «Ангарой-А5» что происходит? В этом году должен был состояться пуск, но он в планах отсутствует.
— Мы перенесли его на 2018 год. Причина банальна: параллельно с опытно-конструкторскими работами у нас шел процесс передачи производства в Омск, и мы по обоюдному согласию с Минобороны РФ решили провести дополнительные испытания. Это нужно, чтобы подтвердить готовность производства омского предприятия с точки зрения качества выпускаемой продукции, стабильности технологических процессов и квалификации персонала. Поэтому сейчас мы готовим стендовые изделия. В 2017 году мы завершим все испытания в ЦНИИ машиностроения и после этого запустим производство в Омске.
...
— Какая полезная нагрузка будет выводиться первой на «Ангаре-А5»?
— С учетом срока поставки ракеты-носителя с заказчиком обсуждается несколько вариантов полезной нагрузки. На сегодняшний день окончательное решение пока не принято.
— Это правда, что Ангола интересовалась запуском на «Ангаре» своего AngoSAT?
— Да, мы рассматривали такую возможность с нашими коллегами из РКК «Энергия», но это был один из вариантов. Но в итоге был выбран другой тип носителя.
— Вы обещали, что предприятие будет выпускать по две тяжелые ракеты «Ангара-А5» и по одной легкой в год. Сбудутся ли прогнозы или сроки опять будут сдвигаться?
— Планы сохранились. У нас идет опытно-конструкторская работа «Амур», мы входим в пилотируемую программу… Поэтому с учетом консолидированного заказа — Минобороны и «Роскосмоса» — эти параметры сохранены: с 2021 года будут выпускаться по две большие машины и одна маленькая.
— Как идут работы по разгонному блоку КВТК (кислородно-водородный тяжелого класса.— “Ъ”)?
—Сейчас закрываем предыдущий контракт. Идет процесс сдачи первичных документов. В первой половине этого года — начале второй мы должны заключить новый контракт на КВТК с госкорпорацией на продолжение работ.
— В каком году ждать пуск?
— В 2024-м. Изначально планировали провести в 2021 году, но тут действительно корректировки бюджета повлияли на сроки.
— Сроки пуска пилотируемой «Ангары-А5П» прежние?
— Да — в 2021, 2022 и 2023 годах.
Без цветов и фанфар, просто и буднично стало известно о том, что Роскосмос отказался от дальнейшего создания и использования ракеты-носителя "Ангара-А5П". Пилотируемого варианта не будет. Чем же это может грозить всему проекту "Ангара", самой важной космической разработке России, ведущейся с 1995 года?
Скорее всего, теперь российскую космонавтику ждёт полный отказ от "Ангары" и ступор после произошедшего. Всё-таки это мощнейший удар — двадцать два года, вылетевших в трубу. Такого проекта в истории ещё не было.
Первые звонки
О закрытии проекта "Ангара" начали говорить несколько лет назад. Четыре года назад вышло интервью главы Роскосмоса Олега Остапенко, где он назвал "Ангару" тупиковым проектом.
"Я "Ангарой" занимаюсь давно, с момента начала своей деятельности в качестве начальника космодрома, затем командующего. Лично моё убеждение, что данная ракета для Восточного — это тупиковая ракета, она не даст нам возможности развиваться. Мы вынуждены будем потом вкладывать опять бешеные деньги и строить рядом ещё что-то... Я считаю, что "Ангара" — это тупиковое решение для последующего развития нашей страны в этой области. Поэтому нужно готовить убедительную программу для доклада президенту, как бы это ни было сложно и неприятно, поскольку убеждали в другом. Но тратить деньги впустую и выжидать чего-то мы не будем, нужно занимать активную позицию".
Однако в итоге всё-таки была принята выжидательная позиция и "трата денег впустую". За это время курс российской космонавтики поменялся ещё десяток раз, в один момент даже было принято решение реализовать многопусковую схему полёта к Луне, запуская четыре "Ангары" единовременно и собирая космический корабль прямо на орбите Земли из нескольких составляющих.
Про "Ангару" много рассказывали и показывали по телевизору. Бесспорно, это был самый главный российский космический проект последних десятилетий. Более того, это был главный проект, реализовав который можно было сказать: вот полностью российская, а не советская ракета-носитель. Мы тоже умеем их делать.
Увы, но, судя по всему, теперь мы так и остаёмся при советских "Союзах" и "Протонах". "Ангара" взлетела в космос лишь два раза. Первый суборбитальный полёт состоялся в июле 2014 года, а в декабре того же года за ним последовал первый полноценный запуск. Вполне возможно, он же окажется и последним.
И швец, и жнец
Изначально "Ангара" задумывалась, чтобы снизить себестоимость запуска. Для этого в ракете-носителе пытались реализовать идею универсальных ракетных модулей (УРМ) с возможностью применения на ракетах разных классов. Естественно, что разработчики понимали: универсальное решение с точки зрения целевой эффективности неидеально: невозможно сделать на базе одного решения одинаково эффективно и лёгкую ракету, и среднюю, и тяжёлую.
"Ангару" сгубила её же универсальность. Как это часто бывает, попытка создания ракеты-носителя с возможностью использования для любой ситуации привела к созданию очень дорогого устройства. Предполагалось, что "Ангара" станет целой линейкой ракет-носителей от лёгкой до тяжёлой, способной заменить практически все имеющиеся на данный момент варианты.
Уже на момент проектирования "Ангара" получалась дороже конкурентов. Существовал лишь один реальный способ снизить цену — увеличить масштаб производства. Весь расчёт строился исключительно на возможности резкого увеличения заказа на подобные ракеты-носители и многократного снижения цены "от масштаба".
То, что "Ангара" уступает не только Falcon Илона Маска, но и другим уже существующим проектам, понимали все её создатели. Но продолжали строить, рассказывать и убеждать, в первую очередь самих себя, что всё получится.
"Мы планируем до 2020 года снизить цену "Ангары" в 1,8 раза. А когда машина пойдёт в серию, то будет стоить дешевле в 2,5 раза, чем сегодня. Те же двигатели РД-191, производство которых мы налаживаем на своём предприятии "Протон-ПМ", будут стоить уже не 250 млн рублей, как сейчас, а 135–140 млн рублей при хорошей серии".
В 2017 году стало понятно, что "хорошей серии" взяться неоткуда. Федеральная космическая программа сократила число запусков до минимума, позволяющего считать Россию космической державой. Соваться в коммерческие запуски с такой ценой стало совсем не с руки, получился классический замкнутый круг: дорого — потому что мало, а чтобы сделать больше, нужно больше продать, но дорого...
Сейчас эта "магическая" проблема стала наконец понятна и в Роскосмосе. Очевидно, принято решение потихоньку, без лишней огласки закрывать всё по этому очень дорогому и теперь уже имеющему мало шансов на уменьшение цены проекту.
А может, всё-таки полетит?
Согласно источнику, создание инфраструктуры для пилотируемых запусков на космодроме Восточный (монтажно-испытательный корпус пилотируемого корабля, системы жизнеобеспечения на стартовом столе, инфраструктура для проживания космонавтов) планируется отложить до разработки сверхтяжёлого носителя для полётов к Луне. Срок такой разработки составляет минимум десять лет. Американцы попробовали управиться с SLS за шесть лет, однако и у них за последнее время случилось несколько переносов сроков.
Стоит отметить, что для большинства российских космических чиновников срок более пяти лет — это практически синоним слова "никогда". Можно говорить всё что угодно, называя сроки более пяти лет, рассчитывая, что за это время все позабудут обещания или произойдёт что-то более важное и существенное. Мы все помним
российскую лунную базу, обещанную к 2015 году. Интервью давалось в 2006 году, вот глава РКК "Энергия" и расщедрился на обещания.
Примерно та же ситуация и сейчас. С учётом того, что к созданию сверхтяжёлой российской ракеты ещё даже не приступали, пилотируемые запуски начнутся на Восточном очень и очень нескоро. Однако стол для "Ангары" продолжат строить. Зачем? Кому он нужен, если есть один в Плесецке и с 2014 года оттуда в космос так ничего и не летит?
Первый запуск с полезной нагрузкой ожидался в 2014 году. В августе 2015 года директор ГКНПЦ им. Хруничева Андрей Калиновский подтвердил запуск в 2016 году с коммерческим спутником. В апреле 2016 года стало известно о неготовности "Ангары-А5" к старту в начале 2017 года. В ноябре 2016-го стало известно, что на весь 2017 год госкорпорация "Роскосмос" не запланировала ни одного старта ракет семейства "Ангара".
И вот теперь первый запуск
планируется на 2021 год. Запуск ракеты, от которой "отрывают" одну за одной модификации, ставшей теперь совсем дорогой и малорентабельной. Главное, что в настоящее время ни один космический чиновник не сможет ответить внятно: а зачем тогда нужна "Ангара"? Чем она лучше, проще, дешевле тех проектов, что используются сейчас?
Увы, но ни по одному из пунктов не получится ответить определённо. В нынешнем "урезанном" состоянии надежды даже на тяжёлую "Ангару-5В", планировавшуюся раньше на 2023 год, а теперь перенесённую ещё дальше, просто нет.
Мы строили, строили
Неужели не было пророка в своём отечестве и почему не послушали Олега Остапенко, утверждавшего, что "Ангара" — тупиковый проект? Что помешало принять это тяжёлое решение раньше? Предлагалось же и промежуточное решение.
"Ангару" надо довести, хотя и понятно, что рыночной судьбы у этой ракеты нет. Бросать проект нельзя, потому что это попросту деморализует отрасль. Поэтому ракету стоит доделать и использовать на Плесецке для запуска аппаратов военного и двойного назначения. Пусть она стоит в районе 130 миллионов долларов, станем её запускать три раза в год. И будет у нас гарантия пускового суверенитета, новая ракета и всё прекрасно. Строить ещё один стартовый комплекс для "Ангары" на Восточном не нужно. Это будут выброшенные деньги, потому как на рынке она работать не будет всё равно. России нужно перестроить ракетно-космическую промышленность с учётом опыта Маска", — так говорил несколько лет назад член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
Предлагалось это ещё четыре года назад, когда Илон Маск ещё только запускал первые Falcon 9 или лишь планировал возврат первой ступени. Сейчас, спустя годы, это всё более очевидно, да вот только проблема в другом: мы погрязли в стройках столов под "Ангару", так и не доделали ракету-носитель, и красивого выхода из ситуации попросту нет. Остаётся только выдирать с мясом проект и потраченные на него сотни тысяч человеко-часов труда и миллиарды рублей.
Чем сердце успокоится?
Теперь, похоже, у Роскосмоса новый фаворит — ракета-носитель на основе совместного российско-украинского "Зенита". Более 80 процентов комплектующих производилось в России, собиралась она на Украине. Теперь на основе этого задела предлагается создать ракету по проекту "Феникс". Создание новой ракеты-носителя предусматривается в период с 2018 года по 2025 год Федеральной космической программой на 2016–2025 годы.
На создание нового носителя в рамках ФКП планируется потратить почти 30 миллиардов рублей. Бюджетное финансирование проекта начнётся в 2018 году. Стало известно, что именно при помощи "Феникса" предлагается запустить в 2022 году новейший космический корабль "Федерация".
Именно на "Феникс" и его казахстанскую версию "Сункар" предлагается сделать ставку. Его же предлагается использовать и для "морского старта", где ранее использовался "Зенит". Правда, и тут вряд ли кто сможет ответить на вопрос, за счёт чего "Феникс" станет конкурентоспособным? Что нового будет реализовано в этом проекте и чем он лучше умирающей "Ангары"?
Пока же продолжается старая история: отсутствие чёткой цели, ответственных за руководство и принятие решений приводит к тому, что вся отрасль движется в неизвестном направлении, как телега, оторвавшаяся от лошади. Малейшие изгибы и ухабы приводят к изменению направления движения, а скорость неуклонно снижается. Продолжать подобное движение можно долго, только вот шансов добраться до цели просто нет.
Первый старт тяжелой ракеты "Ангара А5М с космодрома #Восточный запланирован на 2021 год pic.twitter.com/YwJLVRlExl
— Дмитрий Рогозин (@Rogozin) June 3, 2017
- Известно, что принято решение о прекращении эксплуатации ракет «Протон» с 2025 года. На данный момент это решение окончательное или, например, если казахстанская сторона захочет его дальше использовать, то что-то изменится?
- В наших планах это решение остается в силе. Конечно, если вдруг на рынке произойдет резкий скачок в потребности пусковых услуг, то, естественно, от заказов никто не будет отказываться. Но пока мы планируем, что спрос на «Протон» будет стагнировать, а заказы на «Ангару» будут расти.
- Ракета «Ангара» создавалась почти 20 лет, не опоздала ли Россия в свое время с созданием этой ракеты?
- Надо отдать должное, что в те непростые годы государство вообще нашло финансирование для этого проекта и он не был закрыт. Кроме того, мы опять говорим про ракету. Ракета сама по себе не существует. Она нуждается в стартовом, техническом, производственном комплексе. Работы по ракете были закончены тогда же, когда и был готов стартовый комплекс. Тем самым у государства в ПЛЕСЕЦКЕ для решения оборонных задач появился независимый выход в космос с ракетой тяжелого класса. Я не считаю, что мы куда-то опоздали. Основная задача с точки зрения независимой государственной политики выполнена, мы можем сегодня чувствовать себя более уверенно, мы стали меньше зависеть от внешних факторов.
- Когда в Омске будет полностью налажено производство «Ангары»?
- Передача объемов производства в Омск разделена на несколько этапов. На пуске первой тяжелой «Ангары» Омск изготавливал топливные баки, а уже сами универсальные ракетные модули (УРМ) собирались в Москве. Сейчас у нас идет второй этап, когда мы должны перейти к полной сборке УРМ в Омске. В данный момент нам нужно подтвердить готовность производства, квалификацию персонала, отработку технологических процессов, для этого необходимо провести дополнительные стендовые испытания. Этот этап будет закончен в ближайшее время.
- В Омске будет сконцентрировано производство всех элементов «Ангары»?
- В Омске производство рассчитано только на изготовление первой и второй ступени, унифицированных между собой (т. е. УРМ). Москва традиционно специализировалась на производстве элементов ракет диаметром до 4,1 метра, тут для этого есть станки, стенды и вся необходимая инфраструктура. Поэтому третья ступень «Ангары» производится в столице. С точки зрения эффективности транспортной логистики Омский завод расположен наиболее оптимально - практически на одинаковом расстоянии от космодромов в ПЛЕСЕЦКЕ и ВОСТОЧНОГО.
- Центр Хруничева ранее заявлял о сокращении площадей, занимаемых его предприятиями в Москве и Омске. Насколько предприятие «похудеет»?
- Площади в Москве сократятся примерно на 80%, в Омске - на 50%.
- Что будет с освобожденными территориями?
- Будет выработана схема, которая поможет предприятию снизить кредитную нагрузку.
- Ранее глава РОСКОСМОСА Игорь КОМАРОВ заявил прессе, что Минобороны сократило заказ на ракеты-носители «Ангара». Насколько он снизился?
- Госпрограмма вооружений на 2018–2025 годы в окончательном виде еще не утверждена. В настоящий момент говорить о конкретных цифрах преждевременно. Нужно дождаться основополагающих документов - Госпрограмму вооружений и корректировку Федеральной космической программы, - и в зависимости от этого можно будет говорить о количестве ракет, которые мы будем производить.
- Но в рамках действующей Госпрограммы вооружений до 2020 года заказы же определены?
- До 2020 года у нас есть действующий контракт с Министерством обороны. В рамках этого контракта мы проводим летные испытания «Ангары».
- Коммерческие заказы на пуски «Ангары» уже имеются?
- Легкая «Ангара» востребована на рынке, ей интересуются. Южная Корея зарезервировала один пуск этой ракеты на 2020 год. Ведутся переговоры по подписанию контрактов с другими странами, мы находимся в высокой степени ожидания их заключения.
- Не прорабатывается ли с Южной Кореей вопрос возобновления сотрудничества по тематике KSLV, ракеты, первая ступень которой является полным аналогом универсального ракетного модуля «Ангары»?
- На сегодняшний день возобновление проекта KSLV в том виде, в котором он был, мы не прорабатываем.
- По «Ангаре-А5В» работы уже начались?
- Пока нет. Сейчас все усилия направлены на реализацию пуска с Восточного «Ангары-А5» - в 2021 году, а затем перейдем к фазе водородной ступени.
- Могли бы вы сравнить стоимость ракет «Протон-М» и «Ангара-А5»? Насколько новая ракета дороже? И какие меры будут приниматься по снижению стоимости производства?
- Разработана программа по снижению стоимости производства ракеты «Ангара». Это конструкторские, технологические и организационные решения. Концентрация производства в Омске, когда все объединено в одном корпусе, позволит сократить лишние площади, это тоже один из факторов снижения стоимости. Реализация программы позволит сделать «Ангару» конкурентоспособной.
- Т. е. сейчас она неконкурентоспособна?
- Мы пока находимся на этапе опытно-конструкторских работ, когда сделан только первый летный образец. Всегда первые опытные образцы любой техники крайне дорогие.
- Легкая «Ангара» должна прийти в том числе на замену ракетам «Рокот». Сколько пусков этих ракет будет произведено в этом году? В какие сроки будут выполнены обязательства перед Европейским космическим агентством, запуски спутников «Гонец»?
- Первый запуск с европейским спутником Sentinel-5p должен состояться в сентябре этого года. Ракета отгружена из Омска, в Москве пройдет ее окончательная сборка и стендовые испытания. Изготовление второй ракеты будет завершено в конце года с запуском Sentinel-3B в первом квартале 2018 года. Федеральные пуски будут проводиться по мере необходимости. Ракеты для них готовы.
Москва. 18 июля. INTERFAX.RU - Вторую тяжелую ракету "Ангара" в конце июля доставят в Москву для испытаний, которые должны подтвердить готовность к серийному производству. Об этом сообщил журналистам и.о. гендиректора Центра имени Хруничева Алексей Варочко .
"Вторая летная машина с 25 числа отгружается с Полета в Москву. Здесь будут проходить испытания. И один из блоков будет проходить испытания в ЦНИИМАШе, где мы должны разобрать блок и подтвердить готовность производства к серийному изготовлению", - сказал Варочко.
"Машина будет поставлена на космодром в феврале-марте месяце", - добавил он.
По словам Варочко, сейчас идет "масштабная работа на Омском заводе по изготовлению третьей и четвертой машины. Это изготовление идет в деталях до тех пор, пока не будет подтверждена технологичность производства к серийному изготовлению".