Б.г.>> Достаточно качать 4 угловых двигателя, при этом потери невелики.
Старый> У четырёх двигателей не хватит момента чтобы управлять ракетой имеющей 24-30 таких двигателей. Особенно с учётом возможности выключения части двигателей в полёте. Если только качать их на 45 градусов, как рулевые, да и то не хватит.
Отчего же? В штатном полёте "Протона" двигатели не отклоняются больше, чем на 1 градус. При этом, по факту, мы отклоняем не всю тягу, а 0,7 (поскольку каждый из двигателей качается только по 1-й оси). Если мы отклоняем 1/8 часть тяги, то нам достаточно углов отклонения на 10 градусов. Запас сделаем до 20.
Б.г.>> Ну, вообще-то, в этом нет необходимости, точнее, не было на том этапе космической гонки.
Старый> Блок Д был сделан для размещения на нём ЛОК и ЛК. Поэтому он не мог быть маленького диаметра, иначе он не выдержал бы нагрузок.
Блок Д не несёт нагрузок, когда на нём стоят ЛОК и ЛК. У него такая схема, что вся нагрузка, во время полёта в составе ракеты и во время работы блока Г на разгон к луне, воспринимается переходником. При этом диаметр баков не принципиален ровно до тех пор, пока он меньше диаметра переходника.
Б.г.>> У "Сатурна-5" диаметр 3-й ступени меньше, и никого это не смущало. Чем делать всю ракету конической, можно сделать коническими только межступенные переходники.
Старый> Аналогом 3-й ступени Сатурна-5 был блок Г ракеты Н-1. Он тоже был маленького относительно ракеты диаметра и с несущими баками и никого это не смущало.
Это когда это у блока Г были несущие баки? Они тоже были сферические. Мало того, блок Г на атмосферном участке был закрыт и обтекателем, и несущим переходником.
Б.г.>> Монокалиберные ракеты - это, скорее, следствие шахтного и лодочного базирования, для РН это необязательно приносит пользу.
Старый> Ты вобще Дельту-2, Дельту-4, Ариану-5, Протон когда-нибудь видел? Да хоть даже Союз?
А что - "Союз"? На старте он 10 метров, а, когда сбросит боковушки, становится 2,05 метра. Именно таков диаметр керосинового бака центрального блока. Кислородный же вообще переменного диаметра. А диаметр 2,66 вообще пришёл с Р-9, в оригинальной "семёрке", как и в "востоке", его нет.
И "дельта-2" не монокалиберная, диаметр верхней ступени на 40 см (16 дюймов) меньше диаметра "Тора", можешь свериться в википедии.
И у "Ариан-5" верхняя ступень меньше диаметром, это под обтекателем не видно.
И диаметр Атласа-5 не такой, как у "Центавра". А сверху надкалиберный обтекатель почти на всех ракетах сейчас.
Б.г.>> Ну так для "Зонда" и 7К-ЛОК было достаточно иметь диаметр этой ступени в районе 2,66 метра, а не 4,3, как остальной "Протон", да и для Н-1 это не соблюдалось.
Старый> Ну во первых для Зонда был взят готовый блок Д от Н-1-Л-3. Который был рассчитан не на Зонд а на лунный комплекс в составе ЛОК и ЛК. Делать другой блок другого диаметра это потерять несколько лет и заведомо проиграть американцам.
Старый> А во вторых и в диаметр 2.66 метра вставить несущие баки всё равно никак не получится. Масса топлива блока И РН Союз - 22 тонны и то в этот диаметр не удалось вставить несущий бак керосина, он сферический и подвешен в несущем переходнике, как у Н-1. Масса топлива блока Д - 15 тонн. Как ты сделаешь под это топливо несущие баки диаметром 2.66 м?
Б.г.>> Ну у "Сатурна-5" они поместились же? Значит, в 10 метров - без проблем. Собственно, и у Н-1 диаметр 2-й ступени был много меньше диаметра 1-й.
Старый> Повторяю: у Сатурна-5 четыре из пяти двигателей более чем наполовину выходили за контур ступени.
Я про вторую ступень. Там всё помещалось у Сатурна-5, поместилось бы и у Н-1.
Старый> На второй ступени Н-1 разместить двигатели с высотными соплами при цилиндрических баках было бы вообще никак невозможно.
Элементарный геометрический подсчёт показывает, что там всё нормально с местом для сопел. На реальной Н-1 местом распоряжались ну очень небрежно.
Б.г.>> Суммарная площадь сопел двигателей разной тяги для получения одинаковой суммарной тяги зависит только от давления на срезе.
Старый> Давление на срезе у всех атмосферных двигателей примерно одинаково. Увеличивать давление на срезе это своими руками снижать удельный импульс.
И тем не менее, у "Р-7" давление на срезе 0,4 атмосферы, а у "Сатурна-5" - 0,8 атмосферы. Разница - в 2 раза. Есть, чем поиграть.