Cheslav> С-189, проект 613. СПб, сентябрь 2016г.
Отличные фото, спасибо. Напомнили о былом. Летом 1987 , на практике после 3-го курса три недели были в Балаклаве на 613 пр. Не помню ни тактического № ПЛ, ни номера бригады. Казарма экипажа, если смотреть на море, по правому берегу бухты самая дальняя, и лодка так-же стояла ближе всех к морю. На фото 5-го отсека за дизелями не видно толчка, на нашей ПЛ он стоял сразу за дизелем пр./б. на расстоянии полметра. Для нас тогда это было дикость. Всего два толчка в ПК, один -для группы К (К-р, СПК, КБЧ-5, Зам.)- отдельное запираемое помещение, второй, в 5-м для остальных, без всяких перегородок. Рядом в метре БП вахтенного моториста, а тебе орлом гнездиться.
Когда на следующий год на Севере на практику попал уже на 949 пр. К-206 так-же шоком было по сравнению с пр.613 наличие там 7-ми гальюнов! И разница в ширине проходов на палубах. На 206-й в 4-м, жилом, 2 прохода по бортам, где два человека свободно расходятся, и 613-й, где можно разойтись только боком, прижавшись к переборкам.
Старпома, помню, за глаза все называли Лапочкой. Когда он драл любимый личный состав, всегда при этом приговаривал - Лапочка. Любил еще бросаться матросскими прогарами. Мы спали с моряками в казарме в одном кубрике в отдельном углу, поэтому по утрам прогары обычно пролетали мимо нас в их сторону, сопровождаемые воплями - "Ну что, лапочки ...!" Но однажды досталось и нам. На экипаж закрепили 3 пятаков с Питера, нам увалов вообще не давали, по ночам охраняли штаб бригады, а те в субботу, собравшись с ночевкой в Севастополь, подошли к нам с вопросом, где можно оторваться там. Мы им честно сказали, что везде, кроме как не пить, не переодеваться в гражданку, а если сделали это, то не в коем разе не соваться в ДОФ.
Наутро, в воскресенье, наш сладкий утренний сон был прерван свистом пролетавших у уха прогаров, а на входе в кубрик Лапочка, подпрыгивая от охотничьего азарта, метал в нас "снаряды", комментируя это- Ну что, лапочки! Пи...ц вам! Что, ср...х питерских муд...в не могли вразумить, как надо в нашем славном Севастополе в увольнение ходить! Это не Балтика, это уставной ЧФ! Короче, те сделали все наоборот. Переоделись, нажрались и пошли в ДОФ. Они даже не дошли, их взяли по дороге.
На фото "внутренности" нарядные, свежеокрашенные, а тогда, помню, в ЦП было светлее намного при открытых рубочных люках, чем от внутреннего эл.освещения. У Лапочки в пропорциях тела ширина побеждала высоту. Интересный эффект происходил в ЦП, когда старпом прибывал на корабль. Сначала в ЦП становилось настолько темно, что все там присутствующие понимали, что прибыл СПК. Затем начинали раздаваться звуки, похожие на те, который издает поршень при движении в цилиндре двигателя внутреннего сгорания на холодную при снятой головке. Лодки этого проекта тогда уже редко выходили в море, глубина погружения у тех, кто способен был еще выйти, не превышала 30 метров. Наша готовилась заступать на БД, перед этим мы минеру с неделю помогали простреливать ТА под ядреную ... При нас наша лодка выходила на сутки в море, мы просились, но нас не взяли, а вот нашим на соседней повезло, их взяли, также на сутки выходили. Рассказывали потом, как только погрузились на перископную глубин, только в ЦП заранее подготовленную тару под порядка 30-ти протечек выставили, и так по всему ПК.
Тогда же там впервые увидели, как в бухту на приличной скорости заходила тогда еще новейшая Макрель. Первая мысль у меня была, откуда на ЧФ 705 пр. Тогда же ничего не знали о новостроях, интернета не было.
Кормили очень хорошо, лучше, чем потом на Севере на атомоходах. Борщ украинский-ложка стояла, такой же компот, обязательно еще стакан сока.
Вот такие воспоминания навеяло от этих фотографий.
