Выводы по 4-м последним испытаниям двигателя РДМ-60-16.
На данный момент в разработке двигателя РДМ-60-16 на топливе НН-Сорбит-S-Fe2O3 (64,35%-32%-3%-0,65%) было испытано 4-е образца.
Общая статистика 4 не успешных испытания, 0 успешных. Никаких «Исключительно по закону орла и решки» ©А.С.! И это тоже не случайность! Случайность там, где запасы прочности строительные. Если двигатель ещё на испытании, значит он не готов, и вовсе не обязан соответствовать каким-то азартным зависимостям. А теперь к делу, научно-техническому делу.
В результате этих испытаний были выявлены следующие недоработки:
1. Зависимость толщины теплозащитного покрытия для соплового блока в зависимости от удлинения топливного заряда.
Была получена опытным путём зависимость толщины теплозащитного покрытия для соплового блока в зависимости от удлинения топливного заряда для данного типа заряжания двигателей. Зависимость оказалась с явно выраженным экстремумом или минимумом толщины соответствующему двигателю с удлинением топливного заряда L/D = 11. Распределение функции имеет следующий примерный вид:
L/D = 6 толщина ТЗП у сопла наибольшая 6…8мм;
L/D = 11 толщина ТЗП у сопла наибольшая 3…4мм;
L/D = 16 толщина ТЗП у сопла наибольшая 6…8мм.
Очевидно, что тенденция уменьшения толщины ТЗП у сопла при удлинении заряда для L/D = 6 и L/D = 11 в те же 3…4мм, которая происходит благодаря изменениям геометрических размеров соплового блока на увеличение диаметров, не подошла для удлинения L/D = 16.
Причина этому – существенное увеличение местной скорости движения газа до околозвуковых значений в канале на подходе к соплу (эрозионное горение), которое имеет диаметр сопоставимый или почти равный диаметру канала.
Доказательства отказа – объективные факты отсутствия ТЗП в указанном месте и его критическое утонение вблизи сопла, полученные при осмотре отработанного соплового блока.
2. Небольшая течь топлива через элементы конструкции новых перегородок.
Небольшая течь топлива в углах сгиба и через изолирующий материал из секторов в камеру сгорания и межперегородочное пространство, что приводило к отслоениям бронирующего покрытия перегородок от топлива в местах образовавшейся склейки под наддувом и горению топлива в этих щелях возле стенки корпуса двигателя. Проблема была успешно устранена полной заменой гидроизоляционного материала. Обнаружению проблемы помогло продолжение испытаний двигателей с нововведенной конструкцией перегородок, в результате которых последовательно были подобраны допуски на геометрические размеры деталей перегородок настолько точно, что минимальная толщина зазора между перегородками стала в диапазоне 0…0,5мм вместо 1…1,5мм. Это привело к тому, что небольшие количества просочившегося топлива в углах сгиба гидроизоляционного материала начали слипаться при толщине зазора 0…0,5мм, образуя почти сплошную сшивку по длине перегородок в их вершине в момент выхода двигателя на режим.
Проблема была обнаружена по факту объективного наблюдения протечек после заливки сегментов, к сожалению уже после полного застывания топлива в них, когда уже ничего исправить было невозможно. Испытание двигателя № 56 лишь подтвердило критичность данного брака.
Для устранения этой проблемы были проведены натурные и очень дотошные испытания на специальных образцах, имитирующих сектора с топливом, в результате которых непротекаемый материал был найден. Также была изготовлена специальная технологическая оснастка, которая дополнительно повышает качество сборки перегородок полностью исключающая подтёки топлива в основании перегородок. Последующая проверка сборок 6-и сегментов для 2-х двигателей №57 и №59 не выявила никаких признаков протечек топлива при объективном осмотре и двух методах контроля наличия зазора между перегородками.
3. Недоработка торцевого соединителя между цилиндрическими сегментами и не преодолённые старые стереотипы.
Конструкция и технология торцевых соединителей на данный момент не подлежит разглашению. Допустимо лишь указание принципиальной технологической разницы между соединением торцев заглушки с сопловым блоком и цилиндрических сегментов.
При сборке цилиндрических сегментов выполняется сразу две технологические операции – это торцевая стыковка и выставление соосности соединяемых сегментов. Причём сначала стыковка, потом выверка осей – это привело к тому, что за 1,5 года такой сборки сегментов попались такие кривые сегменты, что осевое отклонение было слишком велико и плюс ещё сработал ряд других причин, в результате которых образовались пустоты в уплотнителе при выставлении соосности между 2 и 3 сегментами.
Старый стереотип в моём мышлении не позволил мне вовремя вспомнить и переделать образовавшийся брак в то же время, а не пытаться заделать щель потом. Стереотип остался от старых конструкций и технологий торцевых соединителей, где всегда всё определялось в самом начале и любой образовавшийся брак уж не возможно было переделать, тем более полностью, сразу и без последствий. Но в новой существующей технологии данный брак является полностью устранимым. А для предотвращения образования таких пустот была успешно откорректирована технология сборки, позволяющая выполнять обе технологические операции совместно и без последствий и даже без рисков по переделкам.
4. Внедрение совершенного нового и мало исследованного материала на основе стеклоткани.
Данный материал сейчас находится на стадии изучения и соответствует своей изученности в моей практике той же бумаге на уровне 2000 года. Этот материал был применён дважды в двух разных двигателях и в обоих случаях он является наиболее вероятной причиной их разрушения.
В случае и применение его в двигателе РДМ-60-6 на топливе НН-Сорбит-S-Fe2O3 (64,35%-32%-3%-0,65%) является экспериментальноисследовательским направлением для изучения свойств этого материала.
Для двигателя РДМ-60-16 на топливе НН-Сорбит-S-Fe2O3 (64,35%-32%-3%-0,65%) №59 данный материал был применён ограниченно и только в осевых крепления с целью упрощения изготовления самих осевых креплений.
История испытаний осевых креплений для двигателей:
1. Для корпуса двигателя, выполненного из силикатного ватмана, количество слоёв в осевых крепления бралось строго ½ от числа слоёв корпуса. Для двигателей РДМ-60 – это было всего 3 слоя.
2. После замены материала корпуса на простой ватман, осевые крепления были выполнены так же из 3-х слоёв простого ватмана.
3. Потом было решено комбинировать материалы для уменьшения миделя корпуса ракеты посредством замены ватмана в осевых креплениях на силикатный ватман – материал с большей удельной прочностью. При этом число слоёв было уменьшено с 3-х до 2-х. В результате этого выяснилось, что два слоя силикатного ватмана на двигателях РДМ-60 не отрабатывают запас прочности корпусов в сегментах, и возникает небольшое прослабление в них.
4. Чтобы уравнопрочнить весь корпус двигателя, число слоёв в осевых креплениях было возвращено обратно к 3-м слоям, но материал был оставлен на уровне силикатного ватмана, так как пересчёт конфигурации корпуса всего двигателя показывал данное место наиболее слабым. И в случае простого ватмана желательно было применение уже 4-х слоёв в осевых креплениях, а не 3.
5. Подобная многослойность в местах перегиба контура корпуса двигателя приводит к тому, что приходится делать много вырезок для обеспечения лепестковых соединений для заглушки и соплового блока, что трудоёмко. Поэтому для упрощения сборки и уменьшения миделя было решено дальше комбинировать материалы и применить уже композит на основе стеклоткани с ещё большей удельной прочностью.
В двигателе РДМ-60-16 №59 количество слоёв стеклотканевого композита в каждом осевом креплении от заглушки к соплу было следующим: 1-2-2-1. Для концевых элементов, таких как заглушка и сопловый блок был взят один слой, а для остальных 2 слоя. Изначально 2-ой слой при соединении цилиндрических сегментов вводился про запас для обеспечения дополнительной прочности и жёсткости всего корпуса уже ракеты так, чтобы он мог сопротивляться возможным дополнительным изгибным нагрузкам. Заглушка же и сопловый блок работают исключительно на отрыв по оси.
Но в результате испытания разрушение двигателя произошло именно в месте осевого крепления заглушки. Разрушение носит характер равномерного соосного отрыва и до конца пока ещё не понятно в чём причина. По расчётам на основе опытных данных на разрыв соответствующих образцов запас прочности должен был быть в районе 2-2,5. Здесь нужно детальное исследование, которое позволит последовательно исключить целый ряд возможных причин этого:
1. Неподходящая связка.
2. Возможный замасливатель в стеклоткани.
3. Дефект стендового оборудования в виде раздавленной площадки.
4. Неопределенность с действительным направлением волокон с большей прочности в стеклоткани.
5. Адгезия клея к конусному сегменту.
6. Перегиб контура профиля корпуса.
7. Ещё что-то.
Очевидно, чтобы изучить это всё, нужно много времени, и я явно не успею этого сделать за оставшееся время до летного сезона, который уже начинается. Поэтому на данном этапе решено ограничиться повторным испытанием на разрыв стеклотканевого композита в двух разных направлениях и фиксацией этих направлений в зависимости от полученной нагрузки и числа пучков так, чтобы больше не приходилось этим заниматься. А также сплошным увеличением числа слоёв в осевых креплениях до 2 везде при сохранении использования данного стеклотканевого композита в этом узле двигателя. Это обеспечит минимально и достоверно, теперь уже известный, запас прочности до 40атм предельного давления, что больше чем для корпусных элементов в 30атм.