TARGETED ORBIT
Perigee 2,200 km. Altitude at the first apogee 31,300 km. Inclined 6 degrees
SOYUZ PAYLOAD CONFIGURATION
Payload: SES-15
Mass at liftoff: 2,302 kg.
TARGETED ORBIT
Perigee 250 km. Altitude at the first Apogee 35,736 km. Inclined 5,44 degrees
SOYUZ PAYLOAD CONFIGURATION
Payload: Hispasat 36W-1
Mass at liftoff: 3,220 kg.
В начале апреля российское НПО Лавочкина, предприятие - разработчик лунных спутников, разгонных блоков «Фрегат» и аппарата для проекта «ЭкзоМарс», стало акционерным обществом. Об итогах работы предприятия, планах на этот год, проблемах с телескопом «Спектр-РГ» и полетах к Луне, Венере и Юпитеру рассказал в интервью ТАСС генеральный директор НПО Лавочкина Сергей ЛЕМЕШЕВСКИЙ.
- Как закончили 2016 год?
- Неплохо, выполнили все плановые экономические показатели. К сожалению, не сумели до конца решить проблемы прошлых лет, в частности закрыты не все этапы договоров с РОСКОСМОСОМ. У нас есть просроченные обязательства по их выполнению.
Это произошло по двум причинам. Отчасти по вине самого предприятия, вторая причина - явное несовершенство законодательства, особенно 44-го закона (ФЗ №44 о госзакупках. - Прим. ТАСС). Иностранцы очень удивляются, когда слышат, что нам предъявляют штрафные санкции за научный космос. Например, в рамках отношений Европейского космического агентства (ЕКА) с предприятиями по научным программам штрафных санкций не бывает.
Когда же случилась задержка по поставке немецкого телескопа eROSITA (позволит изучить скопления галактик, черные дыры и получить данные о природе темной материи. - Прим. ТАСС) для проекта «Спектр-РГ» (российско-германская обсерватория для изучения Вселенной в рентгеновском диапазоне. - Прим. ТАСС), то за это именно нам Госкорпорация «РОСКОСМОС» предъявила огромные штрафы, в соответствии с действующим законодательством.
- И предприятие будет выплачивать эти штрафы?
- Нет, я думаю, что мы сумеем доказать в суде, что не могли отправить на орбиту космический аппарат без телескопа. Процедура будет такая: Госкорпорация «РОСКОСМОС» предъявит нам иск, мы не соглашаемся, опротестовываем. Затем Госкорпорация подает в суд, где мы будем доказывать, что в связи с несовершенством законодательства есть большие проблемы с области производства продукции для научного космоса.
- Сохраняется ли срок запуска космического аппарата «Спектр-РГ» в марте 2018 года?
- Мы составляем график пуска на сентябрь. В частности, необходимо перепрограммировать бортовой комплекс управления в связи с тем, что не все на телескопе eROSITA спроектировано так, как планировалось. Кроме того, необходимо будет проверить новое программное обеспечение. Поэтому срок запуска «Спектра-РГ» немного сдвинется.
- Произведена ли адаптация космического аппарата к ракете-носителю «Протон-М»? Учитывая перепроверку двигателей второй и третьей ступеней этой ракеты, нет ли опасений в надежности запуска или в том, что он будет отложен?
- Мы не видим проблем, адаптация к «Протону» никак не скажется на аппарате. Более того, с точки зрения космического аппарата, баллистики его запуска и воздействия на него солнечных лучей использование именно «Протона» выгоднее и целесообразнее.
- Какие планы у НПО Лавочкина на этот год?
- План один: выполнить поставленные задачи - и в производстве, и в экономике предприятия. В частности, планируем увеличить выручку на 26% по сравнению с 2016 годом. Мы должны выйти на объемы в 17,2 млрд руб. по итогам года. Рост прибыли полагаем обеспечить за счет увеличения портфеля заказов. В 2014–2015 годах выручка НПО Лавочкина составляла 9 млрд руб., в 2016 году - 13,5 млрд руб. Задача номер один на этот год - отладить наши бизнес-процессы, не допускать срывов разработок. Большие планы по количеству запусков: семь разгонных блоков «Фрегат» выведут аппараты в космос в этом году.
- На каком этапе находится реализация российской лунной программы? Есть ли затруднения?
- Программа предусматривает запуск четырех аппаратов - «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» (орбитальный и посадочный), а также «Луна-Грунт». Но не до конца решены вопросы по ряду приборов для аппарата «Луна-Грунт». Еще уточняется участие европейских партнеров.
Что касается «Луны-Глоб» и «Луны-Ресурс» орбитального, то здесь решены все вопросы с международной кооперацией, но остались еще проблемы, связанные с дефицитом по массе и энергетике. Но мы понимаем, в каком направлении двигаться и как их решить.
ПРОЕКТ «ЛУНА-ГЛОБ»
Согласно Федеральной космической программе, «Луна-Глоб» станет продолжением отечественных лунных миссий. Цель проекта - запуск автоматического зонда для исследований в районе Южного полюса Луны. Планируется, что модуль будет посажен в кратере Богуславского. Последняя советская лунная миссия была отправлена в 1976 году - тогда аппарат «Луна-24» совершил мягкую посадку, взял пробы грунта и вернул их на Землю.
Орбитальный космический аппарат «Луна-Ресурс» будет функционировать на окололунной круговой полярной орбите высотой 200 километров примерно год. Аппарат будет собирать и передавать на Землю информацию с посадочной станции. Также с его помощью будут проводить научные исследования комплексом аппаратуры для дистанционного исследования Луны.
Затем на Южный полюс спутника будет отправлен посадочный аппарат «Луна-Ресурс» с криогенной глубинной бурильной установкой. Его оснастят системой, которая позволит существенно повысить точность посадки - до 3 километров.
В рамках четвертого этапа лунной программы планируется отправить автоматическую космическую станцию «Луна-Грунт». Она будет иметь грунтозаборное устройство, средства для забора грунта и термостатирования (консервация образцов грунта. - Прим. ТАСС) и систему доставки образцов на Землю для дальнейших исследований.
- Есть ли трудности с получением электронно-компонентой базы для лунных аппаратов?
- Проблем нет.
- Определены ли сроки запуска миссии «Луна-Глоб»?
- Да, это конец 2019 года. Мы работаем с учетом этого срока. Изготовление аппарата уже идет полным ходом. Заключены все контракты, мы на финишной прямой по конструкторскому макету. Параллельно готовим тепловой макет.
- Откуда будет произведен запуск - с космодрома ВОСТОЧНЫЙ или с БАЙКОНУРА?
- Принято решение, что вся лунная программа будет начинаться с ВОСТОЧНОГО.
- Будет ли доставлен на Луну российский флаг или другой символ страны в рамках миссии «Луна-Глоб», поскольку она первая из четырех?
- Практически все космические посадочные аппараты НПО Лавочкина были с государственными символами - в металле. Думаю, что и этот тоже будет.
- Предусмотрен ли дублер (резервный спутник) у посадочного аппарата «Луна-Ресурс»?
- Мы не планируем делать резервный космический аппарат, потому что лунная программа построена так, что мы должны на примере «Луны-Глоб» отработать проблемы и вопросы, которые надо устранить уже перед запуском «Луны-Ресурс».
- К какому сроку могут быть созданы орбитальный и посадочный аппараты «Луна-Ресурс»?
- Если говорить о сроках, которые прописаны в Федеральной космической программе до 2025 года, то это 2020 и 2021 годы соответственно. Если говорить о целесообразности, то лучше сделать их в 2021 и в 2022 годах, потому что между орбитальным и посадочным аппаратами перерыв должен быть не больше года. Нужно проверить, как отработает «Луна-Глоб», учесть все проблемы, которые там могут накопиться в ходе миссии, и исправить их к запуску «Луны-Ресурс».
- Участвует ли НПО Лавочкина в научно-исследовательской работе «Луна-Луноход», предусматривающей выбор районов Луны для исследования с помощью луноходов? С кем сотрудничаете по этому направлению?
- Да, участвуем и плотно контактируем с другими организациями, такими как ЦНИИмаш, НИИ «Трансмаш», ГЕОХИ РАН (Институт геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского. - Прим. ТАСС).
- Есть ли планы по внесению этого проекта в следующую Федеральную космическую программу?
- Я считаю, что будущие планы должны быть скорректированы по итогам выполнения текущей Федеральной космической программы. Надо сначала выполнить нашу текущую лунную программу, а уже по ее итогам смотреть.
- Как идут работы по подготовке посадочной миссии «ЭкзоМарс»?
- Напряженно идут, в согласованном с европейцами графике. Сейчас мы пересчитываем, уточняем, исходя из тех проблем, которые были с первым посадочным модулем (от запущенного в 2016 году аппарата «ЭкзоМарс-2016» отделился модуль - демонстратор технологий «Скиапарелли», который разбился при посадке на Марс. - Прим. ТАСС).
Мы работаем в команде и внимательно смотрим на тот опыт - пусть и негативный, но поучительный, - чтобы не повторить. Сейчас все прорабатываем, исходя из телеметрии, которая была получена при неудачной посадке первого модуля в 2016 году. Перепроверяем свой же перерасчет, чтобы понять: надо ли дорабатывать наш десантный модуль, или нет. И если надо, то как, в чем конкретно.
- Российская межпланетная станция «Бумеранг» должна будет доставить около 600 граммов грунта с Фобоса, спутника Марса, то есть выполнить задачу, с которой в 2011 году не справился КА «Фобос-Грунт». Удалось ли заручиться поддержкой иностранных партнеров для его реализации? Или можем самостоятельно выполнить эту программу?
- Я бы по-другому сформулировал этот вопрос: будут ли на этом аппарате установлены иностранные приборы? Любой проект, который делается в рамках Федеральной космической программы, самостоятелен. Мы можем осуществить этот проект и сами, но это нецелесообразно, поскольку гораздо лучше, да и дешевле, объединять усилия.
- Сохраняются ли сроки запуска в 2024 году, как было заявлено ранее?
- Я думаю, сроки сдвинутся. Как вы знаете, в 2017–2019 годах финансирование по многим проектам Федеральной космической программы будет урезано: произошел секвестр бюджета ФКП. К тому же пока не ясно, что произойдет с финансированием в 2020–2022 годах. Поэтому в проекте «Бумеранг» все будет зависеть только от выделения средств.
- Будет ли НПО им. Лавочкина продолжать участвовать в проекте «Венера-Д», одной из задач которого является поиск следов жизни из прошлого или существующей сегодня в неблагоприятных условиях Венеры? Если да, то какие задачи будет выполнять предприятие в рамках этой миссии?
- Это зависит от того, что будет прописано в Федеральной космической программе после 2025 года. Пока мы участвуем в переговорах с NASA, совместно с Институтом космических исследований (ИКИ) РАН прорабатываем облик аппарата. Недавно составили инженерную записку по его облику. В проекте обязательно будем участвовать. Что касается задач, то мы будем создавать сам аппарат, у нас большой опыт в разработке научных аппаратов для изучения Венеры, а научные приборы, скорее всего, будут от ИКИ РАН.
- Согласно информации на сайте НПО Лавочкина, запуск миссии «Лаплас» к Юпитеру планируется на 2026 год. А сейчас какие-то предпроектные или иные работы по этому проекту ведутся?
- Контракт заключен, работы начались. В данный момент мы разрабатываем техническое предложение.
- Предусматривается ли международное сотрудничество по «Лапласу»?
- Пока рано об этом говорить. Техническое предложение - это даже не эскизный проект. На этом этапе мы делаем только предложение по облику, по подходам.
Я убежден, что любой научный космический аппарат должен предполагать международную кооперацию.
- Продолжает ли работу аппарат «Электро-Л» №1, или он полностью вышел из строя в прошлом году?
- Шансы, что он продолжит работу, есть, но они невелики.
- Когда может состояться запуск нового аппарата серии «Электро-Л»?
- Наши контрагенты, к сожалению, задержали сроки поставки научной аппаратуры. Исходя из новых условий и сроков поставки, мы планируем запуск в октябре 2018 года. Это комплекс научных приборов для исследования воздействия Солнца, электромагнитного излучения.
- Состоится ли в 2018 году запуск спутника в рамках проекта «Арктика»?
- Ситуация с «Электро-Л» и «Арктикой» полностью идентична. «Арктика» тоже сдвигается, но на начало 2019 года.
- В чем принципиальное отличие этих аппаратов?
- Они не абсолютно идентичны, но принципиальных отличий нет. У них разные орбиты: «Электро-Л» работает на геостационарной орбите, а для «Арктики» нужна высокоэллиптическая орбита с наклоном 64,5 градуса.
Фото: ТАСС
Москва. 19 мая. INTERFAX.RU - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени Королева занимает особое место в космической отрасли России. Она является родоначальником практически всех направлений отечественной ракетной и космической техники, головной организацией по пилотируемым космическим системам. Здесь были созданы первые отечественные баллистические ракеты, первый искусственный спутник Земли, пилотируемые космические корабли "Восток" и "Восход", первые автоматические межпланетные станции, запущенные к Луне, Венере и Марсу...
О том, над какими проектами сегодня работает корпорация, рассказал "Интерфаксу" генеральный конструктор РКК "Энергия" Евгений Микрин.
- Евгений Анатольевич, на каком этапе находятся работы по созданию ракеты-носителя среднего класса "Феникс"?
- Хотел бы сразу уточнить, что "Феникс" это не ракета-носитель, а название опытно-конструкторской работы (ОКР) по созданию космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения, которая прописана в федеральной космической программе.
В рамках этой ОКР в апреле текущего года были начаты работы по разработке эскизного проекта комплекса ракеты-носителя среднего класса.
Фото: Zuma/TASS
- Когда планируется выполнить первый испытательный пуск новой ракеты? С какого космодрома он будет осуществлен?
- Испытания новой ракеты-носителя среднего класса планируется начать в 2022 году на космодроме Байконур в составе совместного российско-казахстанского космического ракетного комплекса "Байтерек".
Ракета-носитель будет универсальной для применения ее в составе космических ракетных комплексов как на космодромах "Байконур" и "Восточный", так и в составе комплекса "Морской старт".
- В какую сумму оценивается проект "Феникс", каковы этапы его реализации?
- В федеральной космической программе предусмотрено выполнение работ по созданию космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения (опытно-конструкторская работа "Феникс") с соответствующим финансированием, которое будет уточнено после разработки эскизного проекта.
- Какую полезную нагрузку сможет выводить эта ракета на низкие и геостационарные орбиты?
- Энергетические возможности ракеты-носителя среднего класса должны будут обеспечивать выведение полезных грузов на низкую околоземную орбиту массой до 17 тонн, на геостационарную орбиту – массой до 2,5 тонн.
- Сообщалось, что эту ракету планируется использовать в качестве первой ступени сверхтяжелой ракеты-носителя, а также как запасной носитель в случае возникновения нештатных ситуаций с ракетами семейства "Ангара".
- Планируется, что первая и вторая ступени перспективной ракеты-носителя сверхтяжелого класса будут создаваться на базе первой ступени ракеты-носителя среднего класса.
Ракета-носитель "Ангара-А5" относится к РН тяжелого класса, поэтому новая ракета-носитель среднего класса сможет решать только часть задач РН "Ангара-А5".
- Как продвигаются работы по созданию российского космического корабля "Федерация"? Когда возможен его первый полёт в беспилотном варианте?
- Работы по созданию космического корабля "Федерация" проводятся в соответствии с государственным контрактом и генеральным графиком. Первый полет в беспилотном варианте запланирован в 2021 году.
В связи с планируемыми работами по созданию космического ракетного комплекса ракеты-носителя среднего РКК "Энергия" рассматривает возможность запусков космического корабля "Федерация" на этой ракете, в том числе и пилотируемых.
- Сообщалось, что специалисты корпорации работают над проектом новой российской орбитальной станции. Расскажите об этом проекте. Планируется участие в нем зарубежных компаний?
- Специалисты корпорации сейчас работают над наращиванием российского сегмента международной космической станции (МКС). До 2020 года планируется запустить новые модули: многоцелевой лабораторный модуль, научно-энергетический модуль и узловой модуль.
На базе этих трех модулей (при необходимости) может быть создана новая российская орбитальная станция. В состав этой станции планируется ввести ещё два модуля: трансформируемый и шлюзовой.
Основными задачами российской орбитальной станции должны являться отработка технологий и создание элементов для осуществления полётов на поверхность Луны и участие в других перспективных программах по освоению дальнего космоса, возможность продолжения международного сотрудничества на низкой околоземной орбите после прекращения функционирования МКС, включая предоставление услуг по обеспечению порта для приёма иностранных кораблей.
К приоритетным задачам следует также отнести возможность привлечения в качестве инвесторов частных компаний, включая иностранные, для создания и использования российской орбитальной станции, развитие космического туризма, коммерциализация пилотируемых полетов; непрерывное функционирования стации за счёт замены выработавших ресурс модулей.
Фото: ТАСС, Антон Новодережкин
- Работает ли корпорация "Энергия" над созданием космических систем многоразового использования, когда такие ракеты-носители могут быть созданы?
- В настоящее время в ПАО "РКК "Энергия" исследования по ракетам-носителям многоразового использования не проводятся.
- Как вы оцениваете перспективы реализации марсианской программы?
- Марсианская программа - это путеводная звезда пилотируемой космонавтики. Однако для этого надо пройти определённый путь. Он требует существенных усовершенствований для повышения энергомассовой эффективности, повышения надёжности и обеспечения большей автономности.
Необходима система обеспечения жизнедеятельности с почти замкнутым циклом, радиационная защита для долгого полёта, необходимы отказоустойчивые ремонтнопригодные системы, требующие минимального объёма запасных частей, инструментов и т.д.
Поэтому в рамках основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности начать отработку этих технологий предлагается на международной космической станции и при реализации Лунной программы, которая включает в себя запуск автоматических космических аппаратов "Луна-25", "Луна-26", "Луна-27", "Луна‑28", создание пилотируемого корабля для полёта на Луну, создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса, пилотируемый полёт в окололунное пространство с высадкой на поверхность Луны с использованием лунного взлетно-посадочного комплекса.
Что касается марсианских экспедиций, то, по моему мнению, они будут реальны не в 20-х и, даже, не в 30-х годах. Скорее в 40-х. Совершенно очевидно, что марсианская программа слишком велика для одной, даже очень богатой страны. Скорее всего – это будет международный проект.
- В последние годы всё большее внимание уделяется развитию космического туризма. Насколько реализация таких программ экономически целесообразна? Имеется ввиду – позволяет ли отправка на орбиту туристов привлекать серьезные дополнительные средства в космическую отрасль?
- Космический туризм безусловно целесообразен на базе государственной программы при наличии свободных полетных возможностей. Если в пилотируемом корабле есть свободные места, то они могут быть представлены коммерческим клиентам.
В российском корабле "Федерация" планируется обеспечить возможность полета на МКС четырех человек. Часть этих мест может быть предоставлена коммерческим клиентам. Кстати, большинство из них обижаются, если их называют туристами.
Многое делается в РКК "Энергия" уже сейчас на корабле "Союз". Мы работаем над тем, чтобы с 2019 года обеспечить возможность запуска двух коммерческих участников космического полета с одним командиром, сократить время автономного полета до стыковки до трех часов и др. Всё это может позволить привлекать десятки и сотни миллионов долларов в программу. Интересны перспективы "окололунного" и "лунного" туризма. Конечно, таких клиентов меньше, зато цена "билета" во много раз больше.
В целом мы считаем это направление перспективным и постараемся сохранить значительную долю этого рынка.
At #OneWeb request, @Arianespace looking to increase Soyuz sat-dispenser capacity to 36 150-kg OneWeb sats, from 32: Arianespace's Breton.
— Peter B. de Selding (@pbdes) May 23, 2017
В рамках реализации стратегии по развитию коммерческого потенциала российской космической отрасли согласно решению РОСКОСМОСА, ОАО «ГЛАВКОСМОС» (входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») и ООО «Международная космическая компания «КОСМОТРАС» в апреле 2017 года учредили акционерное общество «ГЛАВКОСМОС ПУСКОВЫЕ УСЛУГИ» (GK Launch Services). Новая российская компания становится оператором по предоставлению коммерческих услуг по запуску космических аппаратов (КА) с использованием ракет-носителей (РН) семейства «Союз-2» и РН, созданных на основе ракет «РС-20», с российских космодромов. ГЛАВКОСМОСУ принадлежит 75% акций созданной компании, КОСМОТРАСУ – 25%.
Актуальность создания компании «ГЛАВКОСМОС ПУСКОВЫЕ УСЛУГИ» продиктована современными вызовами на международном рынке пусковых услуг и формирует новый уровень партнерства с частным бизнесом в космосе. Объединение усилий ГЛАВКОСМОСА и КОСМОТРАСА придаст новый импульс продвижению российских РН на международном рынке. Применение уникального опыта и ресурсов двух компаний расширяет спектр предлагаемых услуг по запуску, позволяя выводить КА различного назначения массой от 1 килограмма до 6 тонн на наиболее востребованные сегодня орбиты, и отвечает возрастающему спросу в сегменте коммерческих проектов по созданию и запуску группировок и космических аппаратов легкого класса.
По словам генерального директора «ГЛАВКОСМОС ПУСКОВЫЕ УСЛУГИ» Александра СЕРКИНА, создание специализированной компании укрепит позиции России на международном рынке и увеличит загрузку российских космодромов. Сотрудничество ГЛАВКОСМОСА и КОСМОТРАСА будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции и услуг российской ракетно-космической промышленности, прежде всего за счет оптимизации стоимости запусков и сокращения сроков реализации проектов.
КОСМОДРОМ ПЛЕСЕЦК, /Архангельская область/, 25 мая. / ТАСС/. Третий пусковой комплекс для ракет-носителей легкого класса семейства "Союз-2.1в" планируется построить на космодроме Плесецк с 2021 по 2025 годы. Об этом журналистам сообщил заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов.
"В нашей программе запланировано в 2018 году произвести реконструкцию второго стартового комплекса для ракеты- носителя "Союз-2" среднего класса, а в период с 2021 по 2025 годы построить третий пусковой комплекс для ракет-носителей "Союз" легкого класса", - сказал Иванов.
По его словам, Минобороны РФ продолжает наращивание возможностей космодрома Плесецк. "Работа продолжается, также будет построена необходимая социальная инфраструктура. Работа сложная, но очень важная для нашего государства", - подчеркнул замминистра.
Иванов также поздравил боевой расчет космодрома с успешным запуском ракеты-носителя "Союз-2.1б"со спутником военного назначения, который состоялся в четверг.
Ранее гендиректор РКЦ "Прогресс" (предприятие-изготовитель ракет "Союз-2.1в") Александр Кирилин сообщал, что испытания легкой ракеты-носителя "Союз-2.1в" завершатся в 2017 году. По его словам, в рамках испытаний должны состояться в общей сложности пять запусков ракет, первый из которых был проведен в декабре 2013 года.
"Союз-2.1в" - двухступенчатая ракета-носитель легкого класса, предназначенная для выведения аппаратов на круговые орбиты высотой до 1,5 тыс. км и солнечно-синхронные орбиты высотой до 850 км.