Bredonosec> судя по форме ответа,вы пользуетесь софтом, а не считаете самостоятельно?
Bredonosec> А какой алгоритм использует софт?
Это достаточно известный софт, известный как "Спредшит Ратмана" (с доработками в части моделей атмосферы и аэродинамического сопротивления+с добавленными модулями модели массовых соотношений, связывающих безразмерные или относительные проектные параметрами с абсолютными массами), который в MS EXCEL интегрирует упрощенные уравнения движения методом Эйлера (если память не изменяет).
Соответственно, в результате решения системы дифуравнений движения (с использованием солвера - встроенная функция "Поиск решения" в русскоязычном Экселе) на выходе получаются:
- кинематические параметры движения (в т.ч. конечные скорости, высоты разделения ступеней и высоты апогея и перигея орбиты)
- параметры квазиоптимальной программы тангажа
- летные характеристики (скоростной напор и продольные перегрузки)
- алгоритмически вычисленное значение целевой функции, по которой оптимизируются основные проектные параметры (ОПП).
В общем случае, вектор ОПП состоит из:
- относительных конечных масс ступеней (отношение конечной массы ступени к ее начальному значению, т.е. величина обратная числу Циолковского в одноименной формуле);
- начальные перегрузки (тяговооруженности ступеней)
- параметры программы угла тангажа (максимальный угол атаки на участке 1-й ступени, начальное значение угла тангажа вначале 2-й ступени и конечное значение угла тангажа в конце последней ступени).
Аналитические методы основаны на использовании формулы Циолковского, элементарных массовых соотношений и метода неопределенных множителей Лагранжа и приводят к соотношениям чисел Циолковского (типа того, что я давал, кажется, на 7 странице). Они хороши (дают адекватный результат по распределению масс ступеней) для прикидки на "пальцах", в основном для простейших схем (тандем с последовательной работой ступеней, для более сложных схем - пакет, пакет с переливом и т.п. - результат уже может заметно отличаться от реальности). Более подробно можно посмотреть (с учетом вывода) здесь:
Также рекомендую Феодосьева "Основы техники ракетного полета", Сердюк "Проектирование средств выведения КА".
К сожалению, аналитические способы не дают возможности определить ни оптимальную программу тангажа, ни (что более важно) оптимальные значения тяговооруженности ступеней. Это можно сделать, только с использованием усложненных моделей, в т.ч. с применением численных методов. Подробно методика описана в известном учебнике для втузов "Основы проектирования ЛА (транспортные системы)" под редакцией Мишина (у меня издание 1985 г. в дежавю) - был доступен в инете.
Bredonosec> Я спрашиваю потому, что в популярных мурзилках все расчеты 2-ступенчатого носителя ведутся методом взять волюнтаристски и поделить ХС пополам. И далее танцевать от этого. Хотя обоснованность данного волюнтаристского решения ничем не доказана. Более того, как упоминал выше, при попытке взять экстремум функции, решение вышло совершенно иное.
Я уже писал, что эта метода вытекает из частного случая равенства пустотных УИ ступеней и конструктивного совершенства их ракетных блоков. Может использоваться в качестве нулевого приближения для грубой оценки РН с одинаковыми компонентами топлива на всех ступенях, но не более того.
В реальной практике при выборе ОПП приходится учитывать массу ограничений (на предельно допустимую перегрузку, максимальный скоростной напор, скоростной напор при разделении ступеней, дальность падения отделяемых частей, на изгибающие нагрузки и т.п.). Все они могут "увести" проектные параметры довольно далеко от теоретического оптимума. Выручает, однако, известное поведение функции в окрестностях экстремума (как квадратичная функция). поэтому даже заметное отклонение какого-либо проектного параметра от оптимального значения на пару десятков процентов может изменить значение целевой функции на несколько процентов. Что облегчает работу проектанта.
Еще один момент: все указанные выше расчеты приведены для случая непрерывного прямого выведения на орбиту. Но есть еще схемы с "баллистической паузой" и "пунктирные" (полет с малой тягой). Они могут внести заметные коррективы в оптимальные параметры, особенно для верхних ступеней.