Evgen> И даже "Мессер" настоящий?! Что-то не верится.
Большинство экспонатов Музея ВВС СФ, в части ЛА времен ВОВ, - найденные и вывезенные из тундры подлинные ЛА. Понятно, что все они - некомплектные. Но, у мессера корпус был практически родной.
Именно этот Ме-109 я имел возможность наблюдать, что называется вблизи, сначала сам (середина 1970-х, когда в ангар официальные экскурсии еще не пускали), а потом когда возил в Сафоново моряков в культпоходы (начало 1980-х).
У каждого экспоната тогда стояли стенды с фотографиями, на которых было показано, в каком виде его обнаружили. У того мессера даже на фото был очень хороший сохран.
Судя по всему, сейчас у музея другой образец.
Если погуглить, то по ним находится такая информация:
1. «Мессершмитт» Bf109F-4/Z (сер. №10132) из состава штабного звена II/JG 5 был после войны найден и восстановлен. 12 августа 1943 года самолет, пилотируемый гауптманом Карганико, по-видимому, был подбит в воздушном бою, после чего летчику пришлось сажать свой самолет в районе Мотовского залива.
Этот экз-р, как пишут, продали в 1990-е в Канаду.
2. Ме-109G-6 Найден в 1991г. поисковым отрядом "Память" в центральной части Яврозеро. Видимо, этот сейчас и экспонируют.
А ниже - комменты с одного из форумов:
Музейный экспонат Ме-109 под № 2.
Музейный экспонат Ме-109 под № 1 в 1996 году был продан в Канаду.
Страница 8 из 12 - Музеи военной техники. Где и что имеется в наличии и новые экспонаты. - отправлено в Разговоры на разные темы: Бомбардировщик ИЛ-4. 27 мая 1942 года бомбардировщик ИЛ-4 за штурвалом которого находился ст.лейтенант В.В. Васильев, из 42-го дальнебомбардировочного авиаполка 36 АДД, возвращаясь с боевого задания по бомбардировке аэродрома Лаксельвен (Норвегия) из-за нехватки топлива был вынужден произвести вынужденную посадку к югу от Иокаганьской ВМБ. При посад...
// forum.ww2.ru
Инициатор создания музея самолетов на Северном флоте Владилен Бондаренко в своей книге «Самолеты возвращаются на базу» вспоминает слова генерала Щипкова Виктора Васильевича «Ищите, вывозите и восстанавливайте самолеты и наши, и немецкие – все будет нужно. Жаль конечно, что он уволился так рано, а то были бы у нас в музее и «лаптежник» Ю-87, и двухмоторный Ме-110, но с его увольнением на немецкую технику был поставлен крест.
Но не отвернулся от нас и член Военного Совета ВВС генерал Мамай Михаил Семенович. Только благодаря ему мы смогли довести эту работу до конца. Но и ему исполнилось 60 и та же команда – «бери шинель, иди домой!». … Я так и не закончил свою мысль о генерале Мамае. Он отвлек тогда беду от Ме-109 – он не был «сбит» вторично. Но оказалось, что очередная трудность уже переступала порог нашего ангара.
Сменивший генерала М.С. Мамая офицер и раньше высказывался так: - Зачем эти самолеты надо восстанавливать? Положить в ангаре их обломки и все. А теперь уж он был на коне. Поступил приказ сломать «мессер» и все. … Я не понял его тогда, не понял, чем было вызвано такое решение? А через некоторое время догадались в чем дело, и наши предположения «подогрел» один генерал из Главного Управления кадров Министерства обороны. Заслуженный генерал, Герой Советского союза. Он осмотрел наш музей, остался доволен. А вот в ангаре, увидев Мессершмитта сказал: - Он гонял нас на фронте, не давал поднять головы! А вы его в музей?
Но нам снова повезло. Буквально в эти же дни на флот прилетел по своим личным делам маршал авиации Е.Я. Савицкий. Тот же начальник, который знакомил генерала из ГУКа с нашим музеем и самолетами, привез в ангар и этого легендарного летчика. Маршал среагировал на Ме-109 иначе. Увидев его, он обернулся к сопровождаюшему его офицеру, пожал ему руку и громко, чтобы все находившиеся в ангаре слышали, сказал: - Правильно делаете! Только так можно показать с кем мы имели дело, летая вот на этих самолета, - и он указал на стоявший на первом плане И-16.
А начальник, распорядившийся сломать «мессера», и тоже присутствовавший при осмотре генералом музейных самолетов, с того момента больше ни разу не напомнил о нем…. Мы прилетели на вертолете Ми-8 и садились на открытую вершину сопки, а затем спускались вниз к самолету (Ме-110). В этом полете я хотел вместе с моими помощниками оценить возможность перевозки этого истребителя в музей. Возвратившись в штаб, я доложил командующему В.Е. Ручкову план подготовки к вывозу самолета. Командующий ответил: «Вы уже вывезли один «Мессершмитт». Больше немецких самолетов нам не надо!».
Вот в таких условиях вынуждены были работать энтузиасты восстанавливающие самолеты Великой Отечественной войны
А теперь о грустном и печальном. В 1985 году для Владилена Алексеевича Бондаренко прозвучала команда – «бери шинель, иди домой!». Бондаренко вышел в отставку и покинул север. Музей лишился не только своего инициатора, но и защитника. Например, музей Монино мечтал экспроприировать экспонат Ил-4 из Сафоново. На вопрос генерала Федорова, начальника музея Монино, и командующего ВВС Северного флота генерал-полковника А.А. Мироненко – «Почему Вы не хотите отдать Ил-4?», Бондаренко ответил «Наши офицеры приходят к нам молодыми лейтенантами, а уходят в запас пожилыми людьми, так и ни разу не побывав в музее в Монино, а в нашем их ждут каждый день». Мироненко согласился с Бондаренко и Ил-4 остался в Сафоново.
Если бы Бондаренко дали поработать ещё несколько лет, то экспозиция музея пополнилась бы ещё несколькими бы самолетами и среди них были бы Ю-87, Ме-110, А-20 Бостон, Пе-2 (в России сохраняется только один экземпляр Пе-2 в музее в Монино), Пе-3 (в России до сих пор нет ни одного восстановленного истребителя Пе-3). Вот как Бондаренко в своей книге пишет о Пе-3. «А что же стало с вывезенным Пе-3? Почему его нет в строю нашей «фронтовой» эскадрильи? Судьба распорядилась так, что после вывоза самолета с места катастрофы, я вскоре уехал из Североморска. Работами по организации поиска и восстановления авиационной техники поручили офицеру, который принял это как наказание и относился к ней небрежно. В результате, вывезенный нами Пе-3 хотя и лежал долго на аэродроме Умбозеро, но все же был кем-то похищен, и по всей вероятно сдан на металлолом.
Настали лихие 90-е годы, и надо понимать не «маленькие» люди провернули с экспонатами музея аферу. Музею передается восстановленный в Новосибирске И-153, а взамен из экспозиции музея изымаются Ме-109 и Р-40 «Киттихаук». Вот только самолеты отправились не в Новосибирск, а за границу. Из книги Бондаренко « В годы войны этот «мессер» был подбит Героем Советского Союза капитаном Василием Адонкиным. Но те кто продавали его, даже не удосужились узнать эту историю, и продали очень дорогой для нас трофей, разменяв память на доллары … А теперь дорогие мурманчане и североморцы, этот самолет (Ме-109 Хорста Карганико) Вы сможете увидеть в Канадском национальном авиамузее. Вам покажут его, но настоящую историю о нем никто не расскажет. Не будут рассказывать о нем и экскурсоводы в музее ВВС СФ, потому что его там нет. Он улетел. Улетел вместе с очень дорогой частицей нашей памяти. НАВСЕГДА!».
Но если вывезенному Ме-109, замену всё таки нашли (благо исходники были), и уже другой Ме-109 повторно пополнил экспозицию музея, то что касается вывезенного истребителя Р-40 «Киттихаук», на территории России до сих пор нет ни одного восстановленного Киттихаука. Единственный в России был в музее в Сафоново и тот продали.
Бондаренко в своей книге так описывает историю проданного музейного Киттихаука. Самолет «Киттихаук» с Лумбовских болот на тросах под вертолетом вывозят в музей. «Пройдя между аэродромами, мы заходили через Североморск-2 на Сафоново. Когда наш вертолет появился над заливом, его увидел в окно своего кабинета Командующий флотом адмирал В.Н. Чернавин. В тот момент в кабине Командующего ВВС раздался звонок: - Виктор Павлович, что это у Вас вертолеты какие-то самолеты возят?
-Это истребители возвращаются с войны на базу, ответил генерал Потапов Командующему флота. Адмирал понял: - Ну что ж! Передавайте привет всем возвращающим и возвращающимся. Молодцы!
У музея стояли два автобуса – мурманчане приехали на экскурсию, и когда Фурсов аккуратно положил на землю перед ангаром эту драгоценную ношу, со стороны музея донеслось протяжное «Ура!». Это люди аплодировали ему - «Киттихауку», который до своего последнего полета сражался в небе Заполярья, защищая города от налетов, сопровождал на боевые задания наши штурмовики, бомбардировщики и торпедоносцы. А потом был праздник – все обступили истребитель, который многие видели впервые. Он без малого сорок лет стремился сюда. Ему помогли и он долетел-таки! … Мне и моим товарищам, перевозившим и восстанавливавшим этого красавца, жаль до боли в сердце, что кто-то бездумно «отправив» на историческую родину, не сохранил его у нас в память потомкам».
Имеется в книге Бондаренко печальная информация и о втором «Киттихауке» вывезенном с Лумбовских болот. Его первоначально вертолетом вывезли на побережье, откуда он впоследствии при неизвестных обстоятельствах бесследно исчез.
Но фото Ю-87 из Технического музея в Германии. Под килем самолета краской сделана надпись «Музей ВВС Северного флота».