[image]

Второй запуск с «Восточного». Подготовка и проблема при запуске

 
1 15 16 17 18 19 20 21
RU Inewth #12.12.2017 14:14  @m-s Gelezniak#12.12.2017 12:45
+
+3
-
edit
 

Inewth

опытный

m.G.> Мне приходилось разбираться что напрограммировали.

Как можно разбираться, ЧТО напрограммировали, будучи ни ухом ни рылом в программировании? :eek:
   1717
RU m-s Gelezniak #12.12.2017 14:21  @Garry_s#12.12.2017 12:58
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

G.s.> Ой-ой-ёй, какие мы серьезные!
G.s.> Ну, расскажите как в софте для автопилотов синус может быть равен двум. ...

О, вон вам собеседник нашелся.
"Полюса" бугрить, стружку в баках оправдывать. Это к нему.
Этот субъект даже в ЦиХе не прижился. Сейчас МДФ в опили переводит.
ПГСник а лезет во все щели.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU U235 #12.12.2017 14:28  @m-s Gelezniak#12.12.2017 11:51
+
+1
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
m.G.> Кстати эмулятор работы РБ Фрегат давно существует.

И что? Эмуляторы Ариана-5 тоже существовал, но совершенно тупейший глюк пропустили. Просто потому что не подумали, что в том месте вообще может возникнуть катастрофическая для полета ошибка. Ты можешь протестировать десятки раз программу на всевозможные тесты, но потом, в реальной эксплуатации напороться по полной программе на то, что считал невозможным. Тестирование ПО - это не что-то такое простое и тривиальное. Профессиональным тестировщикам, особенно руководителям тестировочных команд, которые программы тестов пишут, не просто так вполне приличные деньги платят
   57.057.0
RU Inewth #12.12.2017 14:28  @m-s Gelezniak#12.12.2017 14:21
+
-
edit
 

Inewth

опытный

m.G.> ПГСник а лезет во все щели.
:D
   1717
+
+1
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
G.s.> Ой-ой-ёй, какие мы серьезные!
G.s.> Ну, расскажите как в софте для автопилотов синус может быть равен двум.

Тут выше уже приводили пример, как марсианский аппарат разбился вдребезги о Марс из-за того, что косинус угла принял отрицательное значение
   57.057.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
G.s.> Как только эти углы выходят за 90 градусов, надо очень аккуратно проверять и следить за правилом знаков.
G.s.> Не вижу ничего удивительного, что где-то это правило забыли или ошиблись в знаке.

Мда, в кватернионах таки есть смысл...
   51.051.0
+
+1
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Fakir> Мда, в кватернионах таки есть смысл...
"Кватернионы - это просто!" Том XVII. :F
   57.057.0
MD Serg Ivanov #12.12.2017 17:05
+
-
edit
 

Страховка покрыла весь объем потерь от крушения разгонного блока "Фрегат"

Страховое покрытие полностью возместило ущерб от неудачного запуска с космодрома "Восточный" спутника "Метеор-М". //  www.interfax.ru
 
   52.052.0
+
+1
-
edit
 

Inewth

опытный

U235> Тут выше уже приводили пример, как марсианский аппарат разбился вдребезги о Марс из-за того, что косинус угла принял отрицательное значение
Может я чего-то не понимаю, но косинус от -1 до 1. :)
   1717

PSS

литератор
★★☆
U235> И что? Эмуляторы Ариана-5 тоже существовал,

У меня подозрение, что здесь нужен не эмулятор. Нужно взять Бисер (или что там у Фрегата), или вообще весь Фрегат и завести на него виртуальные сигналы от всех датчиков. И уже потом смотреть как он выполняет программу полета.

В теории можно сделать это на базе каждой ступени. Взвешивать их закладывать рельные данные в наземный сегмент и запускать программу. Смотря как все работает. Как проходят сигналы и т д. Но это совсем другой уровень. Который вряд ли реализуют в ближайшее время
   44
RU m-s Gelezniak #12.12.2017 17:30  @PSS#12.12.2017 17:08
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

PSS> У меня подозрение, что здесь нужен не эмулятор. Нужно взять Бисер (или что там у Фрегата), или вообще весь Фрегат и завести на него виртуальные сигналы от всех датчиков. И уже потом смотреть как он выполняет программу полета. ...


Эмулятор моделирует не только программную часть но и работу железа. Это его основное отличие от просто моделирования.

И кстати признак хорошего эмулятора - самотестирование на проверенных задачах.
   49.0.2623.11249.0.2623.112

PSS

литератор
★★☆
U235>> Тут выше уже приводили пример, как марсианский аппарат разбился вдребезги о Марс из-за того, что косинус угла принял отрицательное значение
Inewth> Может я чего-то не понимаю, но косинус от -1 до 1. :)

Не знаю, что упоминалось в теме но, насколько я помню, из-за ошибки в ПО потеряли СА трех станций.

"Марс-2"

Из-за ошибки в программном обеспечении БЦВМ (неправильное вычисление синуса малых углов) расчет уставок на сброс СА и третью коррекцию был выполнен неверно. В результате не обеспечен необходимый диапазон углов входа СА в атмосферу Марса
 


Polar Lander


Комиссия Казани признала, что вероятной причиной потери станции является «преждевременное выключение посадочных двигателей вследствие чувствительности программного обеспечения к случайным (посторонним) сигналам». Хотя другие возможные причины не могут быть исключены, «у комиссии было мало сомнений» в
том, как произошла авария.
Через 4 мин 13 сек после входа в атмосферу, во время спуска на парашюте на высоте 4800 м*, развертываются в посадочное положение три опоры ПА. От ударной нагрузки установленные на них магнитные датчики на холловском эффекте выдают кратковременный ложный сигнал касания. Бортовой компьютер в большинстве случаев запоминает его («выставляет флаг»), так как период опроса датчиков сравним с длительностью ложного сигнала.
На высоте 40 м, которая достигается через 5 мин 16 сек после входа в атмосферу, компьютер проверяет исправность датчиков (в это время они должны показывать отсутствие касания) и разрешает выключение двигателя по флагу касания. Но так как этот флаг уже был установлен, происходит выключение двигателей! Падая с высоты 40 м с начальной скоростью 13 м/с, ПА набирает скорость 20–22 м/с (в 8–9 раз выше штатной) и разбивается.
Тот факт, что при развертывании посадочных опор происходит ложное срабатывание, был хорошо известен и проявлялся при испытании посадочных опор технического экземпляра (макета) MPL. (Кстати, в поле зрения комиссии этот факт попал в январе 2000 г., когда такое же ложное срабатывание показал в четырех из пяти тестов в термобарокамере макет станции Mars Lander 2001. Но разработчики ПО MPL это го не знали, от них программной защиты не требовали, и они ее не предусмотрели.
 


и "Скиапарелли"

Примерно через три минуты после входа в атмосферу был раскрыт парашют. В этот период была зафиксирована неожиданно высокая скорость вращения модуля. Это привело к искажению данных по скорости вращения на инерционном измерительном блоке и к ошибке программного навигационного обеспечения в оценке текущей высоты посадочного модуля. При соотнесении этих данных с последующими радиолокационными измерениями компьютер посадочного аппарата вычислил, что модуль уже находится ниже уровня земли. Соответственно была дана преждевременная команда на сброс парашюта, кратковременное включение посадочных двигателей модуля, которые проработали 3 секунды вместо 30 секунд, и включение систем, которые модуль должен был активировать после посадки. В действительности он находился в свободном падении на высоте около 3,7 км, что привело к жесткой посадке на планету со скоростью 540 км/час.
 
   44
RU m-s Gelezniak #12.12.2017 17:31  @Inewth#12.12.2017 14:28
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

m.G.>> ПГСник а лезет во все щели.
Inewth> :D

Убогому опять весело.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Дем #12.12.2017 17:49  @m-s Gelezniak#12.12.2017 11:51
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠
Старый> Причём составить универсальный алгоритм который одинаково работает при любых условиях гораздо проще чем алгоритм который даёт сбои при определённом сочетании условий. Если всё это правда то даже не знаю как это квалифицировать. Как жестокий системный кризис в головах, в лучшем случае.
ИМХО всё было гораздо проще - выбор был между составлением универсального алгоритма и использованием готового от "автобуса" МБР. Который не на электронике а на шестерёнках ещё.
А в том направление поворота задано жёстко.
   6262
+
+2
-
edit
 

zaitcev

старожил

G.s.> Интересно, найдут ту девочку/мальчика программиста, который, видимо, не знал, что синус 150 градусов равен минус синусу 30 градусов?

Извини, что лезу с мелочами, но синус 150 градусов равен просто синусу 30 градусов. Минус синусу 30 градусов равен синус 210 и 330 градусов.
   56.056.0

PSS

литератор
★★☆
Дем> ИМХО всё было гораздо проще - выбор был между составлением универсального алгоритма и использованием готового от "автобуса" МБР. Который не на электронике а на шестерёнках ещё.
Дем> А в том направление поворота задано жёстко.

Да какой на "Фрегате" "автобус" от МБР? "Фрегат" ведет родословную от ДУ "Фобосов"
   44
RU m-s Gelezniak #12.12.2017 18:11  @PSS#12.12.2017 18:02
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

Дем>> ИМХО всё было гораздо проще - выбор был между составлением универсального алгоритма и использованием готового от "автобуса" МБР. Который не на электронике а на шестерёнках ещё.
Дем>> А в том направление поворота задано жёстко.
PSS> Да какой на "Фрегате" "автобус" от МБР? "Фрегат" ведет родословную от ДУ "Фобосов"
Верно.
К тому же автобусы МБР имеют в своем составе астрокоррекцию.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU m-s Gelezniak #12.12.2017 18:14  @m-s Gelezniak#12.12.2017 17:31
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

m.G.>>> ПГСник а лезет во все щели.
Inewth>> :D
m.G.> Убогому опять весело.

Кстати свинячить уже и на Базе начал.
Кто поклонник сего занятия, присоединяйтесь.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Inewth #12.12.2017 18:20  @m-s Gelezniak#12.12.2017 18:14
+
-
edit
 

Inewth

опытный

m.G.> Кстати свинячить уже и на Базе начал.
А именно? Нельзя ли подробности?
   1717

+
-
edit
 
zaitcev> Извини, что лезу с мелочами, но синус 150 градусов равен просто синусу 30 градусов. Минус синусу 30 градусов равен синус 210 и 330 градусов.
Ну, вот видите, даже на старуху бывает проруха! :D
Что уж говорить про мальчиков/девочек!
   49.0.2623.11249.0.2623.112
PSS> Не знаю, что упоминалось в теме но, насколько я помню, из-за ошибки в ПО потеряли СА трех станций.
Уж не помню, какую станцию потеряли американцы, когда в программе на Фортране вместо цикла
DO 20 I=1,10
было написано
DO 20 I=1.10
В результате неиспользуемой переменной DO20I было присвоено значение 1.10, а цикл выполнен не был.
Эту байку еще в середине 70-х препод по программированию рассказывал.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU ZOOR #12.12.2017 19:25  @m-s Gelezniak#12.12.2017 17:30
+
-
edit
 

ZOOR

втянувшийся

PSS>> У меня подозрение, что здесь нужен не эмулятор. Нужно взять Бисер (или что там у Фрегата), или вообще весь Фрегат и завести на него виртуальные сигналы от всех датчиков. И уже потом смотреть как он выполняет программу полета. ...
m.G.> Эмулятор моделирует не только программную часть но и работу железа. Это его основное отличие от просто моделирования.

Вот тут и вопрос - нафига нужны стенды (стоящие немало денег), если "пролетает" такая ошибка?

Причем вопрос - а где был комплексный стенд - остается повисшим ;)
   57.057.0

PSS

литератор
★★☆
G.s.> Уж не помню, какую станцию потеряли американцы, когда в программе на Фортране вместо цикла

"Маринер-1" Только реальная ошибка там все таки была в потере минуса. Этот вариант тоже звучит. Но по воспоминаниям подтверждается первый вариант.
   44

Valery_B

втянувшийся

ZOOR> Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС |
ZOOR> Это торжество маразма, а не выводы. расписываются в собственном незнании

Ну какой же маразм? Это железная логика, может быть настолько железная, что уже и не человеческая даже.
"специалисты комиссии пришли к выводу, что к нештатной ситуации привело непрогнозировавшееся поведение разгонного блока после его отделения от ракеты-носителя"
Ясно же сказано - во всём виновато "поведение разгонного блока", поведение явно нехорошее. Раз железке приписываются человеческие качества, значит комиссия знает, что делает, значит на то есть основания, и не нам, невежественным лузерам, шляющимся по форумам вместо того, чтобы заниматься семьёй или работой, судить уважаемую комиссию. Может, это и не железка вовсе а искусственный интеллект проходящий испытание в качестве системы управления РБ, настолько интеллект, что ему выписан паспорт и сделана запись в трудовую книжку, и теперь этому интеллекту, в соответствии с высочайшим повелением о взыскании с виновных, на этого провинившегося сотрудника, должно быть наложено строжайшее взыскание с последующим увольнением, тем более, что это изделие под шифром Петров-Сидор-Иваныч уже скончалось и кремировано за государственный счёт. Таким образом, по высочайшей мудрости Комиссии и овцы целы и волки, извиняюсь, сыты!

Между строк надо читать, товарищи, между строк. Комиссия нам страшную военную тайну проговорила, быть может... Нет, это не маразм, это новое, совершенно Новое слово в науке психиатрии - отождествление себя в ипостаси личной ответственности с неодушевлённым предметом, вот! А если этому Новому слову не придумано новое непечатное слово, товарищи, то это не вина комиссии, нет, не вина, это её беда, поскольку старые условно печатные слове и даже совсем безусловно непечатные - никуда не годятся, тут должно быть совсем новое слово, соответствующее Совсем Новому Уровню ИИ. Их-и...
   44
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Sandro
AXT

инженер вольнодумец
★★
m.G.>> Кстати эмулятор работы РБ Фрегат давно существует.
U235> И что? Эмуляторы Ариана-5 тоже существовал, но совершенно тупейший глюк пропустили. Просто потому что не подумали, что в том месте вообще может возникнуть катастрофическая для полета ошибка. Ты можешь протестировать десятки раз программу на всевозможные тесты, но потом, в реальной эксплуатации напороться по полной программе на то, что считал невозможным. Тестирование ПО - это не что-то такое простое и тривиальное. Профессиональным тестировщикам, особенно руководителям тестировочных команд, которые программы тестов пишут, не просто так вполне приличные деньги платят

Уран, тестирование действительно непростая штука, но там совершенно непростительный косяк. Это я тебе говорю, как имеющий опыт (успешный!) разработки сложых тестов под кремний, .е. где изменением софта результат с фабрики не поправишь, carved in stone.

Так вот, значительной частью тестирования является провоцирование отказов. И если отказ не произошёл, когда он должен был произойти, то это "пожар", надо срочно собирать всех, и выяснять, почему.
То есть, в пакете тестов должен быть тест с поворотом по крену, заведомо большим, чем штатный. Если его не было, то всю тестовую команду надо жестоко иметь, начиная с начальства.

Кстати, насчёт понимания термина "отказ". В данном случае должен быть ранний принудительный отказ, т.е. БЦЭВМ должна полностью отрицать программу поворота на 360+ градусов. До отказа исполнения запуска ракеты.

Т.е. условно при повороте ключа на старт, красные табло и неисполнение запуска. Вообще.
   43.043.0
1 15 16 17 18 19 20 21

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru