Максим656565>> Наверное уже близок тот день когда в данном проекте Вы будете вынужденны отказаться от своего сопла из глины и начнете использовать сопло из графита или бакелита, ведь не спроста именно эти материалы используют в серийных ракетах. На сколько я помню до этого Вы использовали сопло (ватман+жидкое стекло), почему Вы отказались от той предыдущей технологии?
SashaMaks> 1. Про отказ от бумажного сопла.
2. Теперь про отказ от керамики в пользу неразгораемых или почти неразгораемых материалов, вроде графита в сопле.
Здесь важно понимать, что такие сопла в любом случае потребуют изменения геометрического закона горения с прогрессивного на постоянный. А это будет сделать всяко сложнее, так как форма таких зарядов в любом случае сложнее, чем просто круглый канал.
Сами сопла и работа с ними тоже сложнее и они при этом ещё и в десятки раз дороже получаются.
Вроде бы всё очевидно и выбор понятен, что прогрессивный заряд при разгораемом сопле - это очень просто и технологично.
Но!
Вдруг, есть какие-то потери по целевым показателям, вроде УИ двигателей или высоты полёта ракет?
И тут об этом уже было написано и очень громогласно:
Serge77: "Сам выбрал самую неэффективную геометрию топливного заряда..."
(
Споры с SashaPro [Serge77#03.07.09 21:49])
Тогда и до сих пор я не стал раскрывать смысл написанного и показывать эту самую "неэффективность", так как по тому объёму того, что уже было написано в той хамской теме, мне стало понятно, что её создатели, мягко говоря, не владеют материалом, и более того, и не могут им овладеть по простой причине того, что не могут сделать подобных расчётов. А возможно пытаются их вытащить вот такими дурацкими методами так, чтобы потом не было последствий для их драгоценного местного авторитета.
Но сейчас напишу вкратце, что разница по потерям в высоте полёта для ракет между тремя основными режимами работы двигателей (регрессивный, постоянный, прогрессивный) в идеальных условиях почти никакая и составляет примерно (1...3)% всего лишь!
Т.е. регрессивный режим работы лучше постоянного на (1...3)%, а постоянный лучше прогрессивного на (1...3)% и это типа разница на уровне: "самая неэффективная геометрия"!
На деле же всё не совсем так.
На практике создать идеальный двигатель с регрессивной схемой без потер УИ по отношению к двигателю с постоянной схемой -
невозможно! (и даже будет хуже, чем для прогрессивного, а тут эту схему считают идеальной или даже эталонной!), то имеет смысл только разница между постоянной и прогрессивной, а (1...3)% - это на уровне погрешности измерения той же высоты полёта.
И ради этой погрешности делать сопло из графита и городить сложную оснастку для производства топливных зарядов сложной формы, как-то до сих пор меня не вернуло обратно к теме о применении постоянного геометрического закона горения. Потому что, проще круглый канал и разгораемое сопло за копейки.
То и керамика пока что будет использоваться, так как она даёт самый подходящий закон уноса для прогрессивной схемы горения натриевой карамели.
При этом рабочее давление остаётся постоянным и получается наиболее эффективное использование прочностных ресурсов корпуса двигателя без перетяжелений и перерасходов по его материалам.