Поэтому, наряду с вертикальными посадками, при необходимости посадки в жаркую погоду с неиспользованной боевой нагрузкой и подвесными (в контейнере) прицельно-навигационными системами, практиковали так называемая «вертикальная посадка с пробегом» при посадочной скорости около 170 км/ч (в Европе такие посадки Harrier производят на скоростях около 90 км/ч).
«Си Харриеры», которыми до 2006 г.
были вооружены английские авианосцы
и до сих пор вооружены индийские
авианосцы, предназначались для действий
в системе вооружения легких
авианосцев в качестве многоцелевых
дозвуковых истребителей (по воздушным и надводным целям). Поскольку
они являлись единственным ударным
оружием авианосца и единственным
ударным оружием большой дальности
авианосной ударной группы (АУГ), их
небольшая размерность и ограниченная
боевая нагрузка определяют ограниченную
эффективность авианосца
и всей АУГ.
Для максимального повышения
взлетного веса и радиуса «Си Харриеры»
использовали ВКР (в т.ч. с трамплина)
и подвесные топливные баки.
Однако, несмотря на исключительную
гибкость базирования, размерность
«Си Харриеров» слишком мала для
эффективного решения всех задач,
обычно возлагаемых на авианосцы.
Поэтому, замена этих самолетов на
новые сверхзвуковые истребители
КВВП F-35B скоро позволит разрешить
это противоречие не только в английской,
но и в итальянской и испанской
палубной авиации.
«Харриеры» КМП США AV-8A и
AV-8B, как легкие ударные самолеты, а
AV-8B Plus, как легкие многоцелевые
дозвуковые истребители, предназначены
для действий с авианесущих
десантных кораблей и береговых
площадок в системе авиации КМП и
ВМС США, в т.ч. авианосной, в период
десантных операций.
В отличие от легких авианосцев
европейской постройки, из-за высокой
загруженности пространства полетной
палубы транспортно-десантными вертолетами,
все авианесущие универсальные
десантные корабли (УДК) КМП США
(типов «Иводзима», «Тарава» и «Уосп»)
никогда не оснащались трамплинами.
Пока не планируется установка трамплинов
и на авианесущих УДК новых
проектов. Поэтому «Харриерам» КМП
США со своих УДК приходится взлетать
с вдвое большей длиной разбега, чем
при взлете с европейских авианосцев,
имеющих трамплины.
Благодаря всему этому, F-35B сможет сохранить малозаметность. Ему достаточно будет провести разведку, а удар на основе полученных им сведений уже нанесут другие самолеты и корабли. Поэтому с воздушного судна можно будет убрать вооружение. Он станет легким, маневренным и незаметным для средств слежения противника.
При вертикальном запуске, все четыре двигателя переводили сопла в вертикальное положение. Для увеличения тяги, применялся впрыск воды в двигатели. Чтобы не увеличивать вес бомбардировщика, подача воды была внешней: длинный гибкий шланг подсоединялся к патрубку на законцовке крыла, и специальная помпа накачивала в систему гидроснабжения воду под большим давлением. После того как самолет переходил от режима парения к началу разгона, подача воды автоматически перекрывалась и шланг отбрасывался.
Вертикальная тяга позволяет F-35B при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для взлёта недостаточно и взлёт осуществляется с небольшим разбегом (так называемый укороченный взлёт). Так же может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полёте взлётная масса самолёта оказывается значительно больше посадочной. Поэтому, как правило, взлёт выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Ввиду этого самолёты, подобные F-35B, называют в англоязычной литературе Short Take-Off and Vertical Landing (STOVL) aircraft — самолёт с коротким взлётом и вертикальной посадкой.
На самолёте F-35В с укороченным взлётом и вертикальной посадкой установлен подъёмный вентилятор британской фирмы Rolls-Royce и два боковых сопла, позволяющие выполнять стабилизацию по крену. Вентилятор отбирает мощность 29 тысяч л.с. и создаёт максимальную тягу 9072 кг, а 7122 кг вертикальной тяги создаёт газовая струя двигателя. Боковые сопла создают тягу по 884 кг каждое.
Он и не предназначен для этого. Это Short Take-Off and Vertical Landing (STOVL), вам говорят.. И посадочная масса при этом заметно ограничена. Потому и упражняются посадкой с коротким пробегом. Дабы не сбрасывать каждый раз ВТО. Жадные они.Вертикальная тяга позволяет F-35B при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться.
На самолёте F-35В с укороченным взлётом и вертикальной посадкой установлен подъёмный вентилятор британской фирмы Rolls-Royce и два боковых сопла, позволяющие выполнять стабилизацию по крену. Вентилятор отбирает мощность 29 тысяч л.с. и создаёт максимальную тягу 9072 кг, а 7122 кг вертикальной тяги создаёт газовая струя двигателя. Боковые сопла создают тягу по 884 кг каждое.