Маск также рассказал, что сталь, из которой будет выполнен корпус ракеты, уступает углеволокну по удельной прочности (с учетом массы) лишь при комнатной температуре, а при высоких и низких температурах выбор стали более оптимален.
Кроме того, выбор стали в качестве основного материала ракеты заставил инженеров поменять способ защиты ракеты от разогревания при входе в атмосферу. Инженеры SpaceX разработают систему жидкостного охлаждения корпуса с помощью метана из топливного бака. Корпус не будет покрыт ни краской, ни теплозащитным покрытием. Вместо этого сталь будет отполирована для получения максимальной отражательной способности. Также Илон Маск подтвердил, что новый вариант второй ступени BFR будет способен самостоятельно выходить на орбиту, не используя первую ступень. При этом она не сможет выводить дополнительный груз на орбиту, поэтому компания не будет применять ее таким образом. Тем не менее, если компании удастся реализовать это, BFR станет первой одноступенчатой космической системой, реализованной на практике.
Над созданием полностью или частично многоразовых ракет-носителей работают и другие компании. К примеру, Blue Origin намерена запустить в 2020 году ракету тяжелого класса New Glenn. Она так же имеет двухступенчатую конструкцию и будет оснащена метановыми двигателями, но возвращаться на морскую платформу или космодром после старта будет только первая ступень. В 2017 году компания впервые испытала двигатель BE-4 для этой ракеты. Кроме New Glenn, BE-4 также будет применяться в перспективной ракете Vulcan альянса ULA. Она также будет частично многоразовой, но возвращаться будет не вся первая ступень, а лишь блок двигателей — самый дорогой компонент ракеты.
При этом эксперты все чаще высказывают мнение, что настоящая многоразовая ракетная революция еще впереди. И места на рынке для одноразовых носителей, возможно, не найдется в принципе.
Если говорить конкретно о России, то наиболее конкретные планы на этот счет у частной компании S7 Space, которая имеет в своем распоряжении космодром Морской старт. Ранее ее руководство заявило о планах создать российскую многоразовую ракету, названную «Союз-7».
Сейчас генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института Кирилл Сыпало рассказал, как именно S7 хочет реализовать многоразовую концепцию. По его словам, новая ракета станет аналогом Falcon 9. «В настоящее время ЦАГИ готовит договор с компанией S7 на разработку новой ракеты-носителя, предварительное название "Союз-7", в которой возвращение первой ступени будет осуществляться ракетодинамическим способом, аналогично ракете Falcon», — заявил Сыпало.
Напомним, ракету «Союз-7» создают на базе носителя «Союз-5» (сейчас он называется «Иртыш»), который активно разрабатывает РКК «Энергия». Несмотря на схожее с советским носителем название, ракета представляет собой новое изделие. На нем, впрочем, используют технические решения, ранее примененные на советско-украинском «Зените». Предполагается, что «Союз-5» сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 17 тонн полезной нагрузки. Начало летных испытаний запланировали на 2024 год.
Ранее, напомним, эксперты крайне скептично оценили другую перспективную российскую многоразовую ракету, проект которой предложил сын Дмитрия Рогозина Алексей Рогозин. Его идею оборудовать носитель «самолетными» крыльями назвали тупиковой с позиции экономичности.
Еще одна важная новость касается разработки перспективного метанового двигателя для будущих российских ракет. Как стало известно, изделие получит название РД-169, а его испытания могут начать уже через несколько лет. Выбор метановой схемы обусловлен тем, что эксперты считают ее наиболее перспективной, если говорить о ближайшем будущем.
Ранее S7 Space заявили о планах создать свою многоразовую ракету-носитель с условным названием "Союз-7" на базе разрабатываемой Роскосмосом ракеты "Союз-5" ("Иртыш"). Разработкой новой ракеты занимается команда инженеров под руководством заместителя генерального директора — главного конструктора средств выведения Игоря Радугина. До этого Радугин работал в ракетно-космической корпорации "Энергия" и был генконструктором ракеты "Иртыш". Компания предложила Роскосмосу заказать у нее 76 ракет до 2042 года в рамках программы поддержки частной космонавтики.
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода, и как работают российские инженеры, пытаясь создать востребованный частично многоразовый носитель.
Для создания многоразовой ракеты S7 Space хочет сначала создать одноразовый вариант, отработав на нем ряд решений. Это же в свое время сделала и SpaceX. В российской компании предполагают, что для создания ракеты будут использовать комплектующие, закупленные у самых разных производителей. А сборку носителя планируют осуществлять на новом заводе, который хочет построить S7.
Все эти планы могут показаться излишне амбициозными. Тем более что сам Сергей Сопов признает общую незаинтересованность российских чиновников проектом. Между тем, нельзя не признать, что все остальные отечественные программы многоразовых ракет на сегодняшний день еще более эфемерны. Конечно, S7 Space — это далеко не SpaceX. И все же ей удалось стать первой российской коммерческой компанией, имеющей право на предоставление международных космических услуг. А еще в отличие от других идей, проект «Союз-7» не выглядит как попытка узаконенного воровства у державы: купивший космодром холдинг S7 хочет, во что бы то ни стало сделать его востребованным, а для этого придется считать каждую копейку, вложенную в проект. В целом же, загадывать на будущее сложно. По последним данным облик двигателя многоразовой ракеты определят до конца 2018 года. Тогда и можно будет более детально судить о перспективах начинания. Но в том, что оно концептуально верное сомневаться не приходится.
"Проект будет стоить около 2 млрд рублей. Финансирование идет от Фонда "Сколково" и частных соинвесторов", - сказал Бакарас.
По его словам, компания успешно завершила первую стадию проекта - испытания модели аппарата в аэродинамической трубе в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). "Вторая стадия проекта - создание пяти макетов космического аппарата для других наземных испытаний. Это будут испытания на стендовой базе - большие камеры, где их будут трясти, бить током. Испытания будут проводиться на предприятиях Роскосмоса в зависимости от того, у кого какая есть стендовая база", - пояснил исполнительный директор "ИСОН", уточнив, что стендовые испытания макетов начнутся в 2022 году.
По итогам второй стадии проекта - производства и испытания макетов - будет принято решение о создании полномасштабной модели космического аппарата, она может быть изготовлена в 2023 году, сообщил Бакарас. "Должны пройти летные испытания аппарата, подготовка наземной инфраструктуры, самолета-носителя. Третья стадия - в 2023 году", - сказал он.
Исполнительный директор компании "ИСОН" отметил, что многоразовый космический аппарат будет полностью сделан из российских комплектующих и сможет взлетать с любого гражданского аэродрома, его не надо "привязывать" к космодромам. "Самолет взлетает и "выкидывает" космический аппарат. Этот аппарат сможет подниматься на высоту 160 км и выводить на орбиту спутники массой до 10 кг", - добавил Бакарас.
Новый аппарат
Ранее сообщалось, что компания "ИСОН" получила лицензию Роскосмоса на разработку многоразового космического аппарата. Он будет оснащен собственной двигательной установкой для разгона и сможет выполнять до 50 полетов.
Отмечалось, что многоразовый летательный аппарат сможет маневрировать в космическом и воздушном пространстве Земли и возвращаться с помощью парашюта. Его оснастят собственной двигательной установкой для разгона до требуемых высот и скоростей. На начальном этапе полета будет использоваться самолет-носитель.
Универсальность аппарата позволит применять его для широкого круга задач. Он сможет обеспечивать проведение научно-технических экспериментов, коммерческие полеты по суборбитальным траекториям в диапазоне высот до 160 км, а также доставку космических аппаратов на орбиты до 500 км.
АО "Исон" - частная технологическая компания, резидент Кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий Фонда "Сколково".
Фонд "Сколково" - один из ведущих институтов развития России, созданный в 2010 году. Фонд управляет Инновационным центром "Сколково".
МОСКВА, 4 фев — РИА Новости. В распоряжении РИА Новости появилось изображение модели первого российского многоразового летательного аппарата.
Этот беспилотник самолетного типа с одним двигателем предназначен для полетов в атмосфере и космосе на гиперзвуковых скоростях.
Он является прототипом перспективного многоразового летательного аппарата и разрабатывается компанией "ИСОН" в интересах "Роскосмоса".
На втором изображении показана схема выведения аппарата на орбиту и его возвращения на землю при помощи парашютов.
Как сообщали в фонде "Сколково", аппарат оснастят собственным двигателем для разгона, а на начальном этапе полета будет использоваться самолет-носитель, благодаря чему дрон станет многоразовым.
Предполагается, что беспилотник сможет летать на высотах до 160 километров при скоростях семь махов или выводить космические аппараты на орбиту высотой до 500 километров. Каждое такое устройство рассчитано на не менее чем 50 полетов.
Как сообщил агентству генеральный директор "ИСОН" Юрий Бахвалов, для производства беспилотника будут использоваться только российские комплектующие, а также двигатель от разгонного блока "Бриз-М" — 14Д30.
По его словам, в 2023 году планируется провести пять летных испытаний. При этом аппарат не будут использовать для ударных целей. Бахвалов добавил, что дрон может пойти на экспорт.
На стадии разработки проект получил 25 миллионов рублей инвестиций от корпорации "Проект-техника", а также 30 миллионов от фонда "Сколково" в качестве гранта.
Стоимость второй стадии работ оценивается в 280 миллионов рублей. Предполагается, что одна часть из этих средств поступит от соинвесторов, а другая — от "Сколково".
Никто в мире даже не пытается повторно использовать обтекатели спутников. А преимущество SpaceX перед остальными ракетчиками по части многоразовых полетов огромно, непреодолимо (первая ступень Фалкона +$30 миллионов каждый раз). Да и заняться, вроде, есть чем:
- через считанные дни запуск пилотируемого Дракона-2;
- зимой-весной два запуска Фалкон Хэви, с интервалом всего в месяц между ними;
- вот-вот начнутся испытания макета Starship.
Кстати, для Starship технология по возврату обтекателей не нужна. Там спутники запускаются из клюва Starship, никаких обтекателей нет. На картинке. Starship выводит из своего клюва спутники Starlink, сотни спутников Starlink.
Парашютный и крылатый способы спасения более эффективны по
сравнению с ракетным: при увеличении конечной (полной)
массы 1-й ступени в 2,6 раза по сравнению с одноразовой РН
проигрыш в ПН для ступени с ракетной посадкой– 55%, для
ступени с крылатой посадкой – 45%.
Ракетная посадка реализуется проще и дешевле, даёт больший
экономический эффект на коротких горизонтах (снижение
стоимости на величину до 40% при 10-кратном повторном
использовании), но меньшую надёжность.