Реклама Google — средство выживания форумов :)
«Маск атакует!! Сегодня ночью, около 0:30 по Москве в южной части неба видел длинную цепочку огней медленно двигавшуюся с запада на восток. Слегка мерцая точки двигались друг за другом. Яркость примерно первой величины. Зрелище завораживающее. Едва успел схватить фотоаппарат и сделать пару кадров с рук без штатива», — написал астроном-любитель Алексей Бусаров.
Эти объекты — 60 спутников системы «Starlink», которые были запущены компанией «SpaceX» на низкую околоземную орбиту утром 24 мая с помощью ракеты-носителя «Falcon 9».
В ближайшую ночь возможен их пролет (в том случае, если спутники не разведут на рабочие орбиты) над Россией, Украиной, Белоруссией, Молдовой, Прибалтикой, Казахстаном, Кавказом и странами Средней Азии, говорится в сообщении группы любителей астрономии.
В ночь на 26 мая начало пролётов, которые будет видно в Москве — 22:05, 23:40, 01:17, 02:54.
Ракета-носитель Falcon 9 вывела на орбиту первые 60 спутников системы космической связи Starlink. Всего SpaceX имеет разрешение на вывод 12 000 спутников на орбиту — это в шесть раз больше, чем общее количество находящихся на ней сейчас аппаратов. Разместив на низкой околоземной орбите столько спутников, Маск рассчитывает обеспечить покрытие интернетом, которое сможет по скорости и цене конкурировать с проводным доступом. Почему этого еще никто не сделал до него?
Любой анализ космического рынка показывает, что на сегодня такого спроса нет: Falcon 9, поднимающие до 20 тонн, справляются со всеми текущими заказами, оставляя российским ракетам только крошки с еще недавно принадлежавшего им рынка космических запусков. Нынешний рынок просто слишком мал для такого монстра, как Starship, и у SpaceX нет выхода, кроме как создать спрос на столь огромный корабль искусственно.
Система спутникового интернета Starlink, как ее называют в компании, из-за низкоорбитальности спутников требует большого их количества — иначе уход одного спутника за горизонт оставит клиента без связи. Спутники на 350 км через несколько лет службы за счет торможения о молекулы газов будут падать в атмосферу и там сгорать, обеспечивая тем самым отсутствие опасного космического мусора на орбите. И это значит, что поддержание группировки будет требовать запуска пары тысяч новых спутников каждый год. Falcon 9 может вывести по 60 таких спутников за раз, но Starship в несколько раз больше и мощнее — он сможет запускать сотни таких устройств за каждый пуск.
Фактически проект глобального спутникового интернета SpaceX — каша из топора, проект, в котором хитрый выходец из Африки хочет заставить остальное человечество заплатить за свои дорогостоящие марсианские проекты.
Однако если скорость нового низкоорбитального спутникового интернета окажется близкой к обещанной, а цена — умеренной, то вряд ли у нас будет повод жаловаться на хитрость Илона Маска. Ведь тогда проклятия медленному интернету на даче вполне могут уйти в прошлое: Россия — страна большая и просто в силу географии наверняка попадет в зону покрытия новой системы спутникового интернета.
Разумеется, реальный рынок отличается от свободного рынка из учебника тем, что он и близко не свободен. То есть наши госструктуры вполне могут просто не разрешить SpaceX продавать свои принимающие клиентские устройства в нашей стране и тем самым заблокировать усилия компании у нас. Тем не менее прогресс так не остановить: о намерении создать аналогичные Starlink системы уже заявили очень многие игроки, включая таких крупных, как Amazon.
Роскосмос, кстати, тоже заявил о намерении развернуть сходную по задачам спутниковую систему «Сфера» (спутников там, правда, будет раз в двадцать меньше). Хотя, учитывая технический уровень создаваемых этой компанией спутников, мы бы не стали возлагать на них слишком большие надежды. И тем не менее роскосмосовское «А мы тоже можем!» указывает на то, что рано или поздно, не мытьем так катаньем, низкоорбитальный спутниковый интернет придет и в нашу страну.
МОСКВА, 3 июля. /ТАСС/. Новое экспериментальное Конструкторское бюро (КБ) им. Бартини будет создано в ЦНИИмаш (головной научно-исследовательский институт Роскосмоса), на первом этапе бюро займется созданием многоразовых ракет. Основу КБ составят молодые специалисты, и, в частности, ряд уволившихся инженеров "Ильюшина", сообщил в среду ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.
"Распоряжением главы Роскосмоса в ЦНИИмаш создается экспериментальное КБ им. Бартини, первой темой которого станет разработка легких многоразовых ракет. Работать в нем будут молодые специалисты Роскосмоса, а также инженеры, уволившиеся из ПАО "Ильюшин", - сказал собеседник агентства.
Возвращаемая ступень будет разрабатываться на базе прошедшего одобрение аванпроекта "Крыло-СВ", подготовленного ранее Фондом перспективных исследований (ФПИ), уточнил источник.
Он добавил, что бюро создается в рамках политики Роскосмоса по формированию инженерно-конструкторской элиты, которая в перспективе обеспечит госкорпорации новые технологические возможности.
О "Крыле-СВ"
Аванпроект возвращаемой ступени "Крыло-СВ" был подготовлен и защищен в ФПИ 29 мая. Разработкой занималось КБ им. В.М. Мясищева. В журнале Объединенной авиастроительной корпорации "Горизонт" уточнялось, что после выхода ракеты на заданную высоту проект предполагает раскрытие крыла и включение реактивного двигателя. Это позволит вернуть первую ступень.
— ФПИ также занимается космической тематикой. Готово ли уже техническое задание на возвращаемую ступень ракеты-носителя "Крыло-СВ"? Когда планируется построить первые демонстраторы?
— Работы по этому проекту ведутся давно. Техническое задание на возвращаемую ступень подготовлено. В его основу легли результаты реализованного в 2017–2018 годах аванпроекта фонда по определению облика изделия. В рамках аванпроекта проделана масштабная работа по математическому моделированию полета, предложены ключевые конструктивно-компоновочные решения, определены оптимальный тип и характеристики ракетного двигателя. В ходе реализации проекта планируется создать несколько демонстраторов возвращаемой ступени.
Уникальность изделия заключается в том, что во время полета по траектории ему предстоит в управляемом режиме сначала ускориться от нулевой до гиперзвуковой скорости, а потом произвести торможение в атмосфере и завершить полет посадкой на аэродром
На первом демонстраторе с массогабаритным макетом ракетного двигателя будет отрабатываться управляемый спуск ступени на дозвуковом режиме. Его полеты запланированы на 2021–2022 годы.
"Проект создания возвращаемой ступени ракеты-носителя "Крыло-СВ" запускается летом этого года. Техническое задание на возвращаемую ступень подготовлено. Начнем с создания нескольких демонстраторов возвращаемой ступени", - рассказали в фонде.
Проект «Крыло-СВ» является современным развитием «Байкала» и частично использует его разработки. Фонд перспективных исследований (ФПИ) ещё в 2018 году сообщил, что полнофункциональный дозвуковой демонстратор возвращаемой ступени ракеты-носителя «Крыло-СВ» будет создан в России в течение четырех лет. 29 мая 2019 года в ФПИ прошла защита проекта, который получил положительную оценку. «Крыло-СВ» создаётся рабочей группой, где головным предприятием выступает АО «ЭМЗ имени В.М. Мясищева».
Летные испытания «Крыла-СВ» могут начаться уже в следующем году и будут начаты с отработки горизонтального полёта – ракета будет стартовать не со стартового стола, а с самолёта-носителя. В таких запусках её полёт будет дозвуковым, однако в реальности ракета размером шесть метров в длину и 0,8 метра в диаметре будет перемещаться на обратном пути при гиперзвуковых скоростях – до 6 чисел Маха.
Такие размеры «Крыла-СВ» делают её ускорителем для ракеты сверхлёгкого класса
– для сравнения: универсальный «Байкал», который планировался в качестве замены УРМ ракеты «Ангара» имел гораздо более солидные размеры – длину 28,5 метра и диаметр 2,9 метра. Поэтому пока что «Крыло-СВ» может обеспечить многоразовое использование каких-то вариаций «Ангары-1.1», а вот для средней «Ангары-АЗ» и тяжёлой «Ангары-А5» потребуется создание своего крылатого возвращаемого блока, гораздо более серьёзного размера и веса.
Сухая масса первой ступени Falcon 9 - 22.3т(Стартовая масса 431т)
Сухая масса Союз 5 целых - 30.5т (При учете того, что двигатель РД171МВ массой - 10т) и стартовой массой в 428.5т
- Действительно, при схожей массе топлива, первая ступень Союз 5 получается тяжелее на целых 10т. В чем же дело? действительно российское машиностроение настолько деградировало, что не способно создать ступень с высоким массовым совершенством?
- Вовсе нет.
Дело в том, что российские ракетно космические изделия в большинстве своем используют дешевые Алюминий-магниевые(Al-Mg) сплавы а американская промышленность, в частности Falcon9 Целиком выполнен из Алюминий-литиевых(Al-Li) сплавов, в которых "Литий" как легирующий элемент, и позволяет снизить до 30-40% Массу.
Почему Российская космонавтика не использует Легкие Алюминий-Литиевые сплавы?
- Цена. Дело в том, что цена на подобные "крылатые" сплавы, выше в 20-50раз(в зависимости от полуфабриката) Цена за килограмм полезной нагрузки выводимой на орбиту при таком "Облегчение" вырастит на столько, что эффективность такого внедрения будет экономически убыточна.
Но все же в России достаточный опыт использования Al-Li-Sc Сплавов. Например, самолет амфибия Бе-200, чья основная задача тушение лесных пожаров, полностью выполнен из такого алюминиевого сплава.
Наблюдается в корне разная концепция при проектирование ракет-носителей. Компания Spacex не имеет достаточного опыта в создание эффективных ракетных двигателей. Их основной двигатель Merlin 1D+ имеет тягу в 86т и удельный импульс на уровне моря в 286с. Данный двигатель является типичным представителем открытого цикла. (Напомним, что открытый цикл, это схема работы двигателя - Когда рабочее тепло турбины - Генераторный газ, не дожигается в камере сгорания, что прибавляет эффективность двигателя и уменьшает расход топлива, а выбрасывается в атмосферу, не совершая ни какой работы.) по этому они просто вынуждены использовать дорогие и легкие AL-LI сплавы, что бы сохранять приемлемую грузоподъемность.
С Российской же стороны, совершенство ЖРД семейства РД171/180/191 c закрытой схемой, и с высокими показателями удельного импульса(Для Керосина) в 311сек, позволяет добиваться необходимой грузоподъемности, поставленной в техническом задание, используя более "Тяжелые" но в разы более "Дешевые" сплавы Al-Mg