[image]

Одноразовые vs многоразовые

Теги:космос
 
1 67 68 69 70 71 72 73

Naib

аксакал

Дем> О стоимости килограмма (в английских фунтах, если что)

Занятно.
Откуда дровишки?
Ф-9 в безвозврате оказывается дороже Ангары и значительно дороже Протона. Фактически, это означает, что его максимальная ПН на НОО здорово недотягивает до заявленных 22,8 тонн.

Про ФХ говорить нечего. Бандура здоровая и дорогая, но её реальная ПН неизвестна даже приблизительно.
   73.0.3683.10373.0.3683.103
+
0 (+1/-1)
-
edit
 
MD Serg Ivanov #25.05.2019 17:48  @Serg Ivanov#17.09.2018 09:35
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
PSS>> Я ориентируюсь на реальные аппараты, что сейчас существуют. И не вижу смысла обсуждать взятые с потолка цифры
S.I.> Нет смысла ориентироваться на реальные аппараты, что сейчас существуют - они выпускаются поштучно. Аппараты выпускаемые сотнями штук - совсем другое дело.

Пролет 60 спутников «Starlink» 24 мая 2019 года

Автор видео: Марко Лангбрук //  vk.com
 

- красиво летят над Рязанью. Жаль, что чужие..
Так что там на потолке? ;)

Рязанцы засняли пролёт спутников Илона Маска

Рязанцы засняли пролёт спутников Илона Маска. Фотографии она опубликовали в группе «ВКонтакте» «Меридиан 39». //  62info.ru
 
«Маск атакует!! Сегодня ночью, около 0:30 по Москве в южной части неба видел длинную цепочку огней медленно двигавшуюся с запада на восток. Слегка мерцая точки двигались друг за другом. Яркость примерно первой величины. Зрелище завораживающее. Едва успел схватить фотоаппарат и сделать пару кадров с рук без штатива», — написал астроном-любитель Алексей Бусаров.

Эти объекты — 60 спутников системы «Starlink», которые были запущены компанией «SpaceX» на низкую околоземную орбиту утром 24 мая с помощью ракеты-носителя «Falcon 9».

В ближайшую ночь возможен их пролет (в том случае, если спутники не разведут на рабочие орбиты) над Россией, Украиной, Белоруссией, Молдовой, Прибалтикой, Казахстаном, Кавказом и странами Средней Азии, говорится в сообщении группы любителей астрономии.

В ночь на 26 мая начало пролётов, которые будет видно в Москве — 22:05, 23:40, 01:17, 02:54.
 

Ракета-носитель Falcon 9 вывела на орбиту первые 60 спутников системы космической связи Starlink. Всего SpaceX имеет разрешение на вывод 12 000 спутников на орбиту — это в шесть раз больше, чем общее количество находящихся на ней сейчас аппаратов. Разместив на низкой околоземной орбите столько спутников, Маск рассчитывает обеспечить покрытие интернетом, которое сможет по скорости и цене конкурировать с проводным доступом. Почему этого еще никто не сделал до него?
 

А кто-то вещал про сокращение количества пусков..
   74.0.3729.16974.0.3729.169
Это сообщение редактировалось 25.05.2019 в 17:57
MD Serg Ivanov #26.05.2019 17:53
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
Любой анализ космического рынка показывает, что на сегодня такого спроса нет: Falcon 9, поднимающие до 20 тонн, справляются со всеми текущими заказами, оставляя российским ракетам только крошки с еще недавно принадлежавшего им рынка космических запусков. Нынешний рынок просто слишком мал для такого монстра, как Starship, и у SpaceX нет выхода, кроме как создать спрос на столь огромный корабль искусственно.

Система спутникового интернета Starlink, как ее называют в компании, из-за низкоорбитальности спутников требует большого их количества — иначе уход одного спутника за горизонт оставит клиента без связи. Спутники на 350 км через несколько лет службы за счет торможения о молекулы газов будут падать в атмосферу и там сгорать, обеспечивая тем самым отсутствие опасного космического мусора на орбите. И это значит, что поддержание группировки будет требовать запуска пары тысяч новых спутников каждый год. Falcon 9 может вывести по 60 таких спутников за раз, но Starship в несколько раз больше и мощнее — он сможет запускать сотни таких устройств за каждый пуск.

Фактически проект глобального спутникового интернета SpaceX — каша из топора, проект, в котором хитрый выходец из Африки хочет заставить остальное человечество заплатить за свои дорогостоящие марсианские проекты.
 

Илон Маск запустил 60 спутников для глобального интернета | Fresher - Лучшее из Рунета за день

    • Разделы: интернет, технологии Радует, что прогресс человечества никаким роскомнадзорам уже не остановить. Да все бы хорошо, только планируемая выручка Маска обычно не покрывает расходы. Что понятно, если из убытка Теслы около 1 млрд$ в год тысяч 800 уходит на его чартеры. Where is revolution, уважаемые безымянные инженеры из SpaceX и Тesla.) Ой, а Рогозин еще в десятки раз Прогрессивнее. Он на 13 авиарейсов потратил больше, чем Илон Маск на 250. Догнал и перегнал. Абсолютно не волнуют прибыли и убытки Маска потому как он не деньги налогоплатильщиков и не отобранные у стариков пенсии на свои проекты тратит. //  Дальше — www.fresher.ru
 
Однако если скорость нового низкоорбитального спутникового интернета окажется близкой к обещанной, а цена — умеренной, то вряд ли у нас будет повод жаловаться на хитрость Илона Маска. Ведь тогда проклятия медленному интернету на даче вполне могут уйти в прошлое: Россия — страна большая и просто в силу географии наверняка попадет в зону покрытия новой системы спутникового интернета.

Разумеется, реальный рынок отличается от свободного рынка из учебника тем, что он и близко не свободен. То есть наши госструктуры вполне могут просто не разрешить SpaceX продавать свои принимающие клиентские устройства в нашей стране и тем самым заблокировать усилия компании у нас. Тем не менее прогресс так не остановить: о намерении создать аналогичные Starlink системы уже заявили очень многие игроки, включая таких крупных, как Amazon.

Роскосмос, кстати, тоже заявил о намерении развернуть сходную по задачам спутниковую систему «Сфера» (спутников там, правда, будет раз в двадцать меньше). Хотя, учитывая технический уровень создаваемых этой компанией спутников, мы бы не стали возлагать на них слишком большие надежды. И тем не менее роскосмосовское «А мы тоже можем!» указывает на то, что рано или поздно, не мытьем так катаньем, низкоорбитальный спутниковый интернет придет и в нашу страну.
 
   74.0.3729.16974.0.3729.169
GB Alexandrc #01.06.2019 19:02
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Stratolaunch R.I.P.

Бесславный конец крупнейшего самолета: источники сообщили про закрытие Stratolaunch

По сообщениям СМИ, компания-создатель самого большого в истории самолета закрывается, а будущее ее активов — под очень большим вопросом. //  naked-science.ru
 
   44
+
+1
-
edit
 
ZA Alexandrc #03.07.2019 07:56
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Теперь можно. Если что, во всем виноват ТАСС :F

Источник: новое Конструкторское бюро им. Бартини создадут в головном институте Роскосмоса

Бюро займется созданием многоразовых ракет, рассказал источник в ракетно-космической отрасли //  tass.ru
 
МОСКВА, 3 июля. /ТАСС/. Новое экспериментальное Конструкторское бюро (КБ) им. Бартини будет создано в ЦНИИмаш (головной научно-исследовательский институт Роскосмоса), на первом этапе бюро займется созданием многоразовых ракет. Основу КБ составят молодые специалисты, и, в частности, ряд уволившихся инженеров "Ильюшина", сообщил в среду ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"Распоряжением главы Роскосмоса в ЦНИИмаш создается экспериментальное КБ им. Бартини, первой темой которого станет разработка легких многоразовых ракет. Работать в нем будут молодые специалисты Роскосмоса, а также инженеры, уволившиеся из ПАО "Ильюшин", - сказал собеседник агентства.

Возвращаемая ступень будет разрабатываться на базе прошедшего одобрение аванпроекта "Крыло-СВ", подготовленного ранее Фондом перспективных исследований (ФПИ), уточнил источник.

Он добавил, что бюро создается в рамках политики Роскосмоса по формированию инженерно-конструкторской элиты, которая в перспективе обеспечит госкорпорации новые технологические возможности.

О "Крыле-СВ"

Аванпроект возвращаемой ступени "Крыло-СВ" был подготовлен и защищен в ФПИ 29 мая. Разработкой занималось КБ им. В.М. Мясищева. В журнале Объединенной авиастроительной корпорации "Горизонт" уточнялось, что после выхода ракеты на заданную высоту проект предполагает раскрытие крыла и включение реактивного двигателя. Это позволит вернуть первую ступень.
 
   44
+
-
edit
 
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Leonar> Это крыло св?

Да вроде нет, Крыло на базе Байкала, а это больше похоже на другой вариант, макет которого был на МАКС. Фото Лина с МАКС-2013:
 


 


А это то самое, ставшее СВ, с прямым крылом:
 


 


Большой картинки на ФНК выкладывал, продублирую их из ВК:


   75.0.3770.10075.0.3770.100
RU Alexandrc #09.07.2019 15:05
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Из интервью Андрея Григорьева, гендиректора ФПИ:
— ФПИ также занимается космической тематикой. Готово ли уже техническое задание на возвращаемую ступень ракеты-носителя "Крыло-СВ"? Когда планируется построить первые демонстраторы?

— Работы по этому проекту ведутся давно. Техническое задание на возвращаемую ступень подготовлено. В его основу легли результаты реализованного в 2017–2018 годах аванпроекта фонда по определению облика изделия. В рамках аванпроекта проделана масштабная работа по математическому моделированию полета, предложены ключевые конструктивно-компоновочные решения, определены оптимальный тип и характеристики ракетного двигателя. В ходе реализации проекта планируется создать несколько демонстраторов возвращаемой ступени.

Уникальность изделия заключается в том, что во время полета по траектории ему предстоит в управляемом режиме сначала ускориться от нулевой до гиперзвуковой скорости, а потом произвести торможение в атмосфере и завершить полет посадкой на аэродром
На первом демонстраторе с массогабаритным макетом ракетного двигателя будет отрабатываться управляемый спуск ступени на дозвуковом режиме. Его полеты запланированы на 2021–2022 годы.
 
   75.0.3770.10075.0.3770.100
US zaitcev #09.07.2019 18:09  @Alexandrc#04.07.2019 17:10
+
-1
-
edit
 

zaitcev

старожил

Alexandrc> Да вроде нет, Крыло на базе Байкала, а это больше похоже на другой вариант, макет которого был на МАКС.

Что меня больше всего тревожит в этом дубизме, так это нафига такие извращения конкретно России? Посмотрите где падают отработанные ступени при пусках из Восточного. Вот в этих районах и заливаем площадку 20 на 20 метров, готово! Они что, вообшхе не понимают насколько всё это крыло убивает ПН? Я уж не говорю о Россиянке и как её схему успешно применил Маск, прямо с возвратом к месту старта. Но нет, нам нужно освоить деньги на заведомо провальный проект.
   67.067.0
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
zaitcev> Что меня больше всего тревожит в этом дубизме, так это нафига такие извращения конкретно России?
Причем здесь Россия?
Процент прибыли у "Роскосмоса" фиксированный. Чем больше смета работ - тем больше прибыль, и никак иначе.
В этих условиях идиот, который начнет сокращать смету, к примеру, снижая затраты на вывод - будет не понят в отрасли всеми.
   67.067.0
+
-1
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

бан до 18.10.2024
zaitcev> Но нет, нам нужно освоить деньги на заведомо провальный проект.
Так если не на провальный - потом его ещё и использовать заставят.
А тут максимум демонстратор МПХ позапускают, и на этом всё.
   7575
+
-1
-
edit
 

zaitcev

старожил

Полл> Причем здесь Россия?

Внутриконтинентальное расположение космодрома, то есть даже манёвр возврата не нужен для посадки на сушу.
   67.067.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
zaitcev> Что меня больше всего тревожит в этом дубизме, так это нафига такие извращения конкретно России? Посмотрите где падают отработанные ступени при пусках из Восточного. Вот в этих районах и заливаем площадку 20 на 20 метров, готово!

1. В десятке районов - с учётом пусков на разные наклонения.
2. Почти все in the middle of nowhere. Удачно потрах Удачи потом вывезти ступень оттуда.

zaitcev> Они что, вообшхе не понимают насколько всё это крыло убивает ПН?

По отечественным оценкам, оно убивает ПН даже меньше, чем манёвр а-ля Фалкон. См. выше по топику.
   51.051.0

zaitcev

старожил

Fakir> 1. В десятке районов - с учётом пусков на разные наклонения.
Fakir> 2. Почти все in the middle of nowhere. Удачно потрах Удачи потом вывезти ступень оттуда.

Боковушки Союза вывозят уже сейчас. В чём принципиальная разница? Мы ведь не центр Энергии пытаемся вывезти.
   67.067.0
RU Бывший генералиссимус #10.07.2019 10:39  @zaitcev#09.07.2019 23:33
+
+1
-
edit
 
Fakir>> 1. В десятке районов - с учётом пусков на разные наклонения.
Fakir>> 2. Почти все in the middle of nowhere. Удачно потрах Удачи потом вывезти ступень оттуда.
zaitcev> Боковушки Союза вывозят уже сейчас.

В основном, "по экологическим причинам". Важно не вывезти боковушки, а избавить от них лес.

zaitcev> В чём принципиальная разница? Мы ведь не центр Энергии пытаемся вывезти.

В том, что многоразовую ступень сложно не стукнуть при вывозе из the middle of nowhere.
Между прочим, сейчас для спутников самая жёсткая по ударным нагрузкам часть их жизни - не выведение на орбиту, а транспортировка по железной дороге.
   75.0.3770.10075.0.3770.100

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
zaitcev> Боковушки Союза вывозят уже сейчас. В чём принципиальная разница? Мы ведь не центр Энергии пытаемся вывезти.

1. "Размер имеет значение". Боковушка Союза и ступень Флакона или там 2-я ступень Союза - ощутимо различаются.
2. Вывозят боковушки не с целью повторного применения, поэтому к условиям транспортировки требований вообще никаких. Хоть на куски порежь и вывози россыпью.

3. Крылатая посадка имеет большую вероятность успешного приземления и т.п. В общем, см. выше несколькими страницами в этом же топике сравнительный анализ, и выдержки на эту тему из отечественной профильной прессы.
   51.051.0
RU Alexandrc #17.07.2019 18:02
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

ФПИ летом начнет создание возвращаемой ступени ракеты-носителя

Первые полеты демонстратора возвращаемой ступени намечены на 2021-2022 годы //  tass.ru
 
"Проект создания возвращаемой ступени ракеты-носителя "Крыло-СВ" запускается летом этого года. Техническое задание на возвращаемую ступень подготовлено. Начнем с создания нескольких демонстраторов возвращаемой ступени", - рассказали в фонде.
 
   75.0.3770.10075.0.3770.100

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

У российской космонавтики появились две идеи для прорыва и обновления

Двигатели с метановым топливом и особая система для возвращения стартовых ступеней на Землю. Если верить главе Роскосмоса Дмитрию Рогозину, космическая отрасль активно занимается разработкой двух этих новых для отечественной космонавтики концепций. В чем их преимущество и почему данные технологии критически важны для России? //  vz.ru
 
Проект «Крыло-СВ» является современным развитием «Байкала» и частично использует его разработки. Фонд перспективных исследований (ФПИ) ещё в 2018 году сообщил, что полнофункциональный дозвуковой демонстратор возвращаемой ступени ракеты-носителя «Крыло-СВ» будет создан в России в течение четырех лет. 29 мая 2019 года в ФПИ прошла защита проекта, который получил положительную оценку. «Крыло-СВ» создаётся рабочей группой, где головным предприятием выступает АО «ЭМЗ имени В.М. Мясищева».

Летные испытания «Крыла-СВ» могут начаться уже в следующем году и будут начаты с отработки горизонтального полёта – ракета будет стартовать не со стартового стола, а с самолёта-носителя. В таких запусках её полёт будет дозвуковым, однако в реальности ракета размером шесть метров в длину и 0,8 метра в диаметре будет перемещаться на обратном пути при гиперзвуковых скоростях – до 6 чисел Маха.

Такие размеры «Крыла-СВ» делают её ускорителем для ракеты сверхлёгкого класса

– для сравнения: универсальный «Байкал», который планировался в качестве замены УРМ ракеты «Ангара» имел гораздо более солидные размеры – длину 28,5 метра и диаметр 2,9 метра. Поэтому пока что «Крыло-СВ» может обеспечить многоразовое использование каких-то вариаций «Ангары-1.1», а вот для средней «Ангары-АЗ» и тяжёлой «Ангары-А5» потребуется создание своего крылатого возвращаемого блока, гораздо более серьёзного размера и веса.
 
   50.050.0

Bart

новичок
Хмм, подозреваю, что придётся слегка отойти от модели "Байкала" для "Крыла", так как боковые ускорители раньше отделяются и могут не попадать в жёсткое re-entry, к примеру первая ступень Electrona для замедления использует что-то вроде поплавка. А планеры вроде Х-37 имеют теплозащиту как в Шаттле. Так что придётся тормозить чем-то скорость в верхних слоях при входе. Интересно какой вариант будет более лучшим.
   78.0.3904.9778.0.3904.97
US zaitcev #25.01.2020 09:53  @Alexandrc#13.07.2016 20:44
+
+1
-
edit
 

zaitcev

старожил

Alexandrc> Кстати, в рамках DARPA идет разработка XS-1. Вот такие картинки рисуют на NSF:

XS-1 капут

Boeing throws in the towel on secret spaceplane project for military

The Phantom Express is no more. Boeing decided to halt the development of the experimental spaceplane it was building as part of the Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) XS-1 program. It’s unclear exactly why Boeing is dropping out of the program. However, the company issued a statement saying it would be redirecting its investment … //  www.teslarati.com
 
   70.070.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Королёвские-2020




СОКРАЩЕНИЕ ЗАТРАТ НА ЗАПУСК ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
МНОГОРАЗОВЫХ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ ТЯЖЕЛОГО
И СВЕРХТЯЖЕЛОГО КЛАССОВ

Г.А. Бадиков1
Э.Б. Мазурин1
К.Н. Гончаров2
1МГТУ им. Н.Э. Баумана
2АО «ВПК «НПО машиностроения»

На основе экономической модели затрат на запуск одноразовой ракеты-
носителя, разработана комплексная модель формирования затрат на
запуск многоразовой ракеты-носителя, позволяющая оценить эффек-
тивность инвестиционного проекта и срок окупаемости при условии,
если инвестициями считать затраты на разработку. Для создаваемых
тяжелых ракет-носителей Starship и New Glenn проанализировано сниже-
ние стоимости запуска при 5, 10 и 20 повторных запусках и определена
окупаемость проекта.
Для сохранения Российской Федерацией лидирующих позиций на рынке
ракет-носителей критически важным является контроль необходимых
затрат. Обычно моделирование затрат используется для проверки смет
подрядчиков, а также для получения независимой оценки стоимости
системы, необходимой заказчику или другой финансирующей органи-
зации [1, 2]. В условиях конкуренции при осуществлении коммерческих
запусков значение моделирования затрат возрастает. Оно должно охва-
тывать весь жизненный цикл космической системы, чтобы прекратить
проект, если заданные ограничения будут превышены. В то же время
уже на начальных стадиях проектирования можно определить эконо-
мически эффективные решения, которые отвечают техническим тре-
бованиям. Большую роль играют массовость производства элементов
системы, методы управления предприятием и использование средств
управления проектами [3].
Разработана комплексная модель формирования затрат на запуск
многоразовой ракеты-носителя [4], которая отличается от экономической
модели затрат на запуск одноразовой ракеты-носителя [2] двумя обсто-
ятельствами. Первое и самое важное: затраты на изготовление ракеты-
носителя, составляющие около 75 % всех затрат на запуск, заменяются
амортизацией этих затрат, равной частному от деления затрат на изго-
товление на число повторных запусков (принято равным 5, 10, 20). Второе
обстоятельство связано с затратами двух новых этапов: возвратом ра-
кеты-носителя на стартовый стол и ее ремонтом после полета. Эффек-
тивность инвестиционного проекта и срок окупаемости оцениваются
по чистому приведенному потоку платежей (NPV, Net Present Value).
Таким образом, сокращение затрат на запуск ракеты-носителя мо-
жет быть достигнуто использованием многоразовости, а также увели-
чением грузоподъемности. Интерполяция статистических данных по-
казывает снижение цены выведения 1 кг полезной нагрузки на низкую
околоземную орбиту до 1000 долл. для тяжелых и сверхтяжелых ракет-
носителей. В настоящее время в мире нет полностью многоразовых
ракет-носителей, но уже заявлено об их создании. Это Starship — Big
Falcon Rocket (BFR), проектируемая SpaceX, и New Glenn, проектируемая
Blue Origin.
Средние затраты на запуск ракеты-носителя BFR при 5 повторных
запусках в год изменяются от 257,1 млн долл. в первый год эксплуата-
ции до 109,3 млн долл. через 21 год инвестиционного проекта. Суще-
ственное сокращение — на 108,9 млн долл., или на 42,3 % — происходит
в первые 5 лет. Для 10 повторных запусков в год аналогичная кар-
тина: снижение затрат на запуск с 168,8 млн долл. до 76,2 млн долл.,
за первые 5 лет сокращение на 65,9 млн долл., или на 39 %. Для
20 повторных запусков в год картина также аналогична: снижение
затрат на запуск с 120,2 млн долл. до 58,7 млн долл., за первые 5 лет
сокращение на 41,5 млн долл., или на 34,5 %.
Если в расчетах эффективности инвестиционного проекта принять
заявленную компанией SpaceX цену запуска 150 млн долл. и стоимость
запусков 5, 10 и 20 на конец инвестиционного проекта длительно-
стью 21 год чистый приведенный поток платежей NPV21 равен соот-
ветственно –5,606, 4,741 и 10,285 млрд долл. При 10 и 20 повторных
запусках окупаемость достигается за 5 и 10 лет соответственно. При
5 повторных запусках окупаемость за время инвестиционного проекта
не достигается.
Средние затраты на запуск ракеты-носителя New Glenn при 5 по-
вторных запусках в год изменяются от 86,2 млн долл. в первый год экс-
плуатации до 36,8 млн долл. через 21 год инвестиционного проекта. Су-
щественное сокращение — на 36,4 млн долл., или на 42,3 %, происходит
в первые 5 лет. Для 10 повторных запусков в год видим аналогичную
картину: снижение затрат на запуск с 56,8 млн долл. до 25,7 млн долл.,
за первые 5 лет сокращение на 31 млн. долл., или на 54,8 %. Для
20 повторных запусков в год ситуация сходная: снижение затрат на
запуск с 40,6 млн долл. до 19,9 млн долл., за первые 5 лет сокращение
на 14 млн долл., или на 34,5 %.
В расчетах эффективности инвестиционного проекта примем
заявленную компанией Blue Origin цену запуска 45 млн долл. и сто-
имость разработки 1,2 млрд долл. При 20 запусках в год и числе по-
вторных запусков 5, 10 и 20 на конец инвестиционного проекта дли-
тельностью 21 год чистый приведенный поток платежей NPV21 равен
соответственно –2,566, 0,887 и 2,737 млрд долл. При 20 и 10 повторных
запусках окупаемость достигается за 5 и 12 лет соответственно. При
5 повторных запусках окупаемость за время инвестиционного проекта
не достигается.
Таким образом, использование многоразовых ракет-носителей по-
зволяет существенно снизить затраты на запуск. Ракеты-носители BFR и
New Glenn изначально имеют преимущество перед остальными ракета-
ми-носителями тяжелого класса («Ангара», Arian, SLS, Vulkan), поскольку
проектируются многоразовыми.
Как показывают результаты моделирования, при числе повторных
запусков более 20 и стоимости выведения 1 кг полезного груза на ор-
биту Земли порядка 1000 долл. окупаемость инвестиционных проектов
может составить 3–5 лет, что приемлемо для частного капитала.
Литература
[1] Wertz J.R. Economic model of reusable vs. expendable launch vehicles, IAF
Congress, Rio de Janeiro, Brazil, Oct. 2–6, 2000.
[2] Бадиков Г.А., Зуев А.Г., Левашов Р.Д. Экономическое моделирование затрат на
запуск ракеты-носителя // Тр. секции 22 имени академика В.Н. Челомея XLI Ака-
демических чтений по космонавтике «Ракетные комплексы и ракетно-косми-
ческие системы. Проектирование, экспериментальная отработка, летные ис-
пытания, эксплуатация». Реутов: Изд-во АО «ВПК «НПО машиностроения», 2017.
С. 129–139.
[3] Фалько С. Г. Концепция построения ситуационного центра в ракетно-кос-
мической отрасли // Инновации в менеджменте. 2018. № 4 (18). С. 2–3.
[4] Бадиков Г.А., Мазурин Э.Б., Гончаров К. Моделирование затрат на запуск
многоразовых ракет-носителей // Сб. науч. тр. VII Междунар. конф. по кон-
троллингу. М.: .НП «Объединение контроллеров», 2018. С. 20–28


   51.051.0
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Интересное замечание о влиянии - неожиданно сильном - конкретного типа применяемых алюминиевых сплавов на сухую массу и массовое совершенство.

Ошибка 403. Пикабу.

Ошибка 403. Доступ запрещен.Пожалуйста, проверьте компьютер на наличие вирусов. Ошибка 403. Доступ запрещен.Пожалуйста, проверьте компьютер на наличие вирусов. //  pikabu.ru
 
Сухая масса первой ступени Falcon 9 - 22.3т(Стартовая масса 431т)

Сухая масса Союз 5 целых - 30.5т (При учете того, что двигатель РД171МВ массой - 10т) и стартовой массой в 428.5т


- Действительно, при схожей массе топлива, первая ступень Союз 5 получается тяжелее на целых 10т. В чем же дело? действительно российское машиностроение настолько деградировало, что не способно создать ступень с высоким массовым совершенством?

- Вовсе нет.

Дело в том, что российские ракетно космические изделия в большинстве своем используют дешевые Алюминий-магниевые(Al-Mg) сплавы а американская промышленность, в частности Falcon9 Целиком выполнен из Алюминий-литиевых(Al-Li) сплавов, в которых "Литий" как легирующий элемент, и позволяет снизить до 30-40% Массу.


Почему Российская космонавтика не использует Легкие Алюминий-Литиевые сплавы?


- Цена. Дело в том, что цена на подобные "крылатые" сплавы, выше в 20-50раз(в зависимости от полуфабриката) Цена за килограмм полезной нагрузки выводимой на орбиту при таком "Облегчение" вырастит на столько, что эффективность такого внедрения будет экономически убыточна.

Но все же в России достаточный опыт использования Al-Li-Sc Сплавов. Например, самолет амфибия Бе-200, чья основная задача тушение лесных пожаров, полностью выполнен из такого алюминиевого сплава.


Наблюдается в корне разная концепция при проектирование ракет-носителей. Компания Spacex не имеет достаточного опыта в создание эффективных ракетных двигателей. Их основной двигатель Merlin 1D+ имеет тягу в 86т и удельный импульс на уровне моря в 286с. Данный двигатель является типичным представителем открытого цикла. (Напомним, что открытый цикл, это схема работы двигателя - Когда рабочее тепло турбины - Генераторный газ, не дожигается в камере сгорания, что прибавляет эффективность двигателя и уменьшает расход топлива, а выбрасывается в атмосферу, не совершая ни какой работы.) по этому они просто вынуждены использовать дорогие и легкие AL-LI сплавы, что бы сохранять приемлемую грузоподъемность.

С Российской же стороны, совершенство ЖРД семейства РД171/180/191 c закрытой схемой, и с высокими показателями удельного импульса(Для Керосина) в 311сек, позволяет добиваться необходимой грузоподъемности, поставленной в техническом задание, используя более "Тяжелые" но в разы более "Дешевые" сплавы Al-Mg
 


Цифирь и вообще всё по-хорошему надо перепроверять, и сдаётся мне, что не только в сплаве дело (в конце концов наверняка и по удельной прочности отличается, и по каким-то еще важным для конструктива параметрам, определяющим применимые решения) - но идейно вполне правдоподобно. Отличная иллюстрация того, что для одноразовой и многоразовой ракет критерии технико-экономической оптимизации принципиально отличаются, и технические решения нужно применять разные.
   51.051.0
Это сообщение редактировалось 12.04.2020 в 21:46
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
+1
-
edit
 

Zenitchik

старожил

Fakir> в конце концов наверняка и по удельной прочности отличается

Именно, именно по удельной прочности и отличается. И как раз, при условии равнопрочности, позволяет сэкономить процентов 30 массы.
Сплавы Al-Mg-Li как раз были моими "любимыми" на 4 и 5 курсе (включая диплом).

Кстати, не только Бериев. МиГ-29 тоже с АМг-6 на 1420 переводили (мне документы попадались).

А вообще, на производстве литий не любят. Едкий литий присутствует на поверхности и образуется при сварке. Не токсично, но чертовски неприятно - от него кашляют и чешутся.

>Al-Li-Sc

А вот тут я попрошу! Al-Mg-Li-Sc! Скандий (порядка 1%) нужен для снижения склонности к горячим трещинам. Ещё серебро хорошо. И тоже дорого.

UPD: В принципе, если делать многоразовую первую ступень, целесообразно использовать на ней алюминий-литиевые сплавы.
   80.0.3987.16380.0.3987.163
Это сообщение редактировалось 13.04.2020 в 01:34
1 67 68 69 70 71 72 73

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru