Королёвские-2020
СОКРАЩЕНИЕ ЗАТРАТ НА ЗАПУСК ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
МНОГОРАЗОВЫХ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ ТЯЖЕЛОГО
И СВЕРХТЯЖЕЛОГО КЛАССОВ
Г.А. Бадиков1
Э.Б. Мазурин1
К.Н. Гончаров2
1МГТУ им. Н.Э. Баумана
2АО «ВПК «НПО машиностроения»
На основе экономической модели затрат на запуск одноразовой ракеты-
носителя, разработана комплексная модель формирования затрат на
запуск многоразовой ракеты-носителя, позволяющая оценить эффек-
тивность инвестиционного проекта и срок окупаемости при условии,
если инвестициями считать затраты на разработку. Для создаваемых
тяжелых ракет-носителей Starship и New Glenn проанализировано сниже-
ние стоимости запуска при 5, 10 и 20 повторных запусках и определена
окупаемость проекта.
Для сохранения Российской Федерацией лидирующих позиций на рынке
ракет-носителей критически важным является контроль необходимых
затрат. Обычно моделирование затрат используется для проверки смет
подрядчиков, а также для получения независимой оценки стоимости
системы, необходимой заказчику или другой финансирующей органи-
зации [1, 2]. В условиях конкуренции при осуществлении коммерческих
запусков значение моделирования затрат возрастает. Оно должно охва-
тывать весь жизненный цикл космической системы, чтобы прекратить
проект, если заданные ограничения будут превышены. В то же время
уже на начальных стадиях проектирования можно определить эконо-
мически эффективные решения, которые отвечают техническим тре-
бованиям. Большую роль играют массовость производства элементов
системы, методы управления предприятием и использование средств
управления проектами [3].
Разработана комплексная модель формирования затрат на запуск
многоразовой ракеты-носителя [4], которая отличается от экономической
модели затрат на запуск одноразовой ракеты-носителя [2] двумя обсто-
ятельствами. Первое и самое важное: затраты на изготовление ракеты-
носителя, составляющие около 75 % всех затрат на запуск, заменяются
амортизацией этих затрат, равной частному от деления затрат на изго-
товление на число повторных запусков (принято равным 5, 10, 20). Второе
обстоятельство связано с затратами двух новых этапов: возвратом ра-
кеты-носителя на стартовый стол и ее ремонтом после полета. Эффек-
тивность инвестиционного проекта и срок окупаемости оцениваются
по чистому приведенному потоку платежей (NPV, Net Present Value).
Таким образом, сокращение затрат на запуск ракеты-носителя мо-
жет быть достигнуто использованием многоразовости, а также увели-
чением грузоподъемности. Интерполяция статистических данных по-
казывает снижение цены выведения 1 кг полезной нагрузки на низкую
околоземную орбиту до 1000 долл. для тяжелых и сверхтяжелых ракет-
носителей. В настоящее время в мире нет полностью многоразовых
ракет-носителей, но уже заявлено об их создании. Это Starship — Big
Falcon Rocket (BFR), проектируемая SpaceX, и New Glenn, проектируемая
Blue Origin.
Средние затраты на запуск ракеты-носителя BFR при 5 повторных
запусках в год изменяются от 257,1 млн долл. в первый год эксплуата-
ции до 109,3 млн долл. через 21 год инвестиционного проекта. Суще-
ственное сокращение — на 108,9 млн долл., или на 42,3 % — происходит
в первые 5 лет. Для 10 повторных запусков в год аналогичная кар-
тина: снижение затрат на запуск с 168,8 млн долл. до 76,2 млн долл.,
за первые 5 лет сокращение на 65,9 млн долл., или на 39 %. Для
20 повторных запусков в год картина также аналогична: снижение
затрат на запуск с 120,2 млн долл. до 58,7 млн долл., за первые 5 лет
сокращение на 41,5 млн долл., или на 34,5 %.
Если в расчетах эффективности инвестиционного проекта принять
заявленную компанией SpaceX цену запуска 150 млн долл. и стоимость
запусков 5, 10 и 20 на конец инвестиционного проекта длительно-
стью 21 год чистый приведенный поток платежей NPV21 равен соот-
ветственно –5,606, 4,741 и 10,285 млрд долл. При 10 и 20 повторных
запусках окупаемость достигается за 5 и 10 лет соответственно. При
5 повторных запусках окупаемость за время инвестиционного проекта
не достигается.
Средние затраты на запуск ракеты-носителя New Glenn при 5 по-
вторных запусках в год изменяются от 86,2 млн долл. в первый год экс-
плуатации до 36,8 млн долл. через 21 год инвестиционного проекта. Су-
щественное сокращение — на 36,4 млн долл., или на 42,3 %, происходит
в первые 5 лет. Для 10 повторных запусков в год видим аналогичную
картину: снижение затрат на запуск с 56,8 млн долл. до 25,7 млн долл.,
за первые 5 лет сокращение на 31 млн. долл., или на 54,8 %. Для
20 повторных запусков в год ситуация сходная: снижение затрат на
запуск с 40,6 млн долл. до 19,9 млн долл., за первые 5 лет сокращение
на 14 млн долл., или на 34,5 %.
В расчетах эффективности инвестиционного проекта примем
заявленную компанией Blue Origin цену запуска 45 млн долл. и сто-
имость разработки 1,2 млрд долл. При 20 запусках в год и числе по-
вторных запусков 5, 10 и 20 на конец инвестиционного проекта дли-
тельностью 21 год чистый приведенный поток платежей NPV21 равен
соответственно –2,566, 0,887 и 2,737 млрд долл. При 20 и 10 повторных
запусках окупаемость достигается за 5 и 12 лет соответственно. При
5 повторных запусках окупаемость за время инвестиционного проекта
не достигается.
Таким образом, использование многоразовых ракет-носителей по-
зволяет существенно снизить затраты на запуск. Ракеты-носители BFR и
New Glenn изначально имеют преимущество перед остальными ракета-
ми-носителями тяжелого класса («Ангара», Arian, SLS, Vulkan), поскольку
проектируются многоразовыми.
Как показывают результаты моделирования, при числе повторных
запусков более 20 и стоимости выведения 1 кг полезного груза на ор-
биту Земли порядка 1000 долл. окупаемость инвестиционных проектов
может составить 3–5 лет, что приемлемо для частного капитала.
Литература
[1] Wertz J.R. Economic model of reusable vs. expendable launch vehicles, IAF
Congress, Rio de Janeiro, Brazil, Oct. 2–6, 2000.
[2] Бадиков Г.А., Зуев А.Г., Левашов Р.Д. Экономическое моделирование затрат на
запуск ракеты-носителя // Тр. секции 22 имени академика В.Н. Челомея XLI Ака-
демических чтений по космонавтике «Ракетные комплексы и ракетно-косми-
ческие системы. Проектирование, экспериментальная отработка, летные ис-
пытания, эксплуатация». Реутов: Изд-во АО «ВПК «НПО машиностроения», 2017.
С. 129–139.
[3] Фалько С. Г. Концепция построения ситуационного центра в ракетно-кос-
мической отрасли // Инновации в менеджменте. 2018. № 4 (18). С. 2–3.
[4] Бадиков Г.А., Мазурин Э.Б., Гончаров К. Моделирование затрат на запуск
многоразовых ракет-носителей // Сб. науч. тр. VII Междунар. конф. по кон-
троллингу. М.: .НП «Объединение контроллеров», 2018. С. 20–28