Реклама Google — средство выживания форумов :)
Научно-производственное предприятие "Звезда" — единственное предприятие в России, разрабатывающее скафандры, системы жизнеобеспечения для космонавтов, а также катапультные кресла, защитные шлемы и противоперегрузочные костюмы для летчиков Воздушно-космических сил. Как будет выглядеть российский скафандр нового поколения для работы в открытом космосе, во что одеть летчиков сверхзвукового пассажирского лайнера и как операция в Сирии повлияла на изменение обмундирования летчиков, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал генеральный директор — главный конструктор Научно-производственного предприятия "Звезда" Сергей Поздняков.
— Какие новинки представит НПП "Звезда" на авиакосмическом салоне МАКС-2019?
— Вместе с традиционной продукцией – катапультными креслами и скафандрами — будет представлено несколько новинок. Например, новый скафандр для экипажа перспективного пилотируемого корабля "Федерация". В надутом состоянии скафандр будет усажен в кресло "Чегет" для этого корабля. Макет самого кресла демонстрировался на прошлой выставке. Помимо того, мы вернулись к забытой тематике, которой занимались в 1980-х годах – производству кислородного оборудования для альпинистов. Сейчас планируем направление возродить, поэтому анонсируем на выставке эту продукцию. Также на нашем стенде будет представлена суперлегкая катапультная система, которую мы начали поставлять в Австрию. Она будет представлена в макете кабины австрийского учебного самолета Diamond и российского акробатического самолета.
— Расскажите подробнее о новом скафандре для корабля "Федерация".
— Испытания скафандра пока не начались. Но окончательный облик его понятен. Это будет многоразовый скафандр с долговечной полиуретановой оболочкой нескольких размеров и возможностью регулировки параметров под габариты разных космонавтов. Для быстрого надевания применена гермомолния. Скафандр изготовлен в традиционных для спасательных скафандров "Сокол КВ-2" корабля "Союз" цветах — белый и синий, хотя у нас были идеи сделать его, например, оранжевым. Название тоже пока оставляем традиционным "Сокол-М" — модернизированный, но к моменту завершения работ, возможно, придумаем новое имя.
— Недавно информационное пространство всколыхнуло заявление представителя ракетно-космической корпорации "Энергия", что экипаж "Федерации" может не дождаться помощи в случае аварийного приводнения в Тихом океане. Разрабатывается ли что-то на случай посадки перспективного корабля на воду?
— На случай приводнения корабля "Союз" у космонавтов в носимом аварийном запасе есть комплект специальных водонепроницаемых костюмов "Форель", которые надеваются при приводнении. Сейчас с теми же задачами для экипажа "Федерации" разрабатывается новый комплект подобного снаряжения из современных материалов. Также космонавты могут находиться на плаву в скафандре с использованием специального надувного плавательного средства "Нева" (прорезиненные надувные поплавки, надеваемые под мышки).
— Будет ли разрабатываться новый скафандр для выходов в открытый космос?
— К конструкции нынешнего скафандра "Орлан-МКС" накопилось большое количество предложений по нововведениям, как со стороны космонавтов, так и со стороны наших разработчиков. В частности, принято решение в следующей версии увеличить размеры входа в скафандр с целью расширения допустимых антропометрических параметров кандидатов в космонавты. Потенциально, размеры скафандра ограничены диаметрами имеющихся на МКС переходных люков – 800 мм. Несмотря на это ограничение, мы все же можем расширить имеющий вход. Планируем переделать ранец, в котором располагаются системы жизнеобеспечения, с точки зрения их компоновки для удобства при ремонте и обслуживании. Есть планы сделать легкосъемные и разноразмерные рукава, поскольку в использующейся сейчас системе регулировки длины на рукавах образуются складки, которые мешают и натирают космонавтам руки. Есть идея сделать индивидуальные перчатки, точно подогнанные под кисти космонавтов, для чего планируется использовать трехмерное сканирование рук. Это позволит повысить подвижность кисти в скафандре. Мы также давно подбираемся к созданию информационного экрана или проецированию информации на стекло шлема. Несколько лет назад испытывали прототип такого устройства, тогда он не совсем нас устроил по габаритам.
Собираемся убрать часть органов управления с пульта, размещенного на груди скафандра, и передать их функции бортовому компьютеру. Не исключаю, что попытаемся сделать композитную кирасу. Хотя с точки зрения радиационной защиты нынешняя алюминиевая кираса (жесткий корпус скафандра – ред.) дает дополнительную защиту жизненно важных органов.
Несмотря на такие серьезные изменения, общая концепция нового российского скафандра останется прежней, жесткая кираса с люком для входа сзади и мягкие оболочки для рук и ног. Даже американцы, которые сейчас делают новый скафандр, пошли по нашей схеме – со входом космонавта через дверь сзади.
— Есть ли планы разработать скафандр для высадки на Луну?
— Если говорить о перспективах полета на Луну, то скафандр "Орлан" следующего поколения можно будет использовать для высадки и работы на ее поверхности. Для этого в будущем скафандре постараемся сделать кирасу укороченной, чтобы была возможность заменять неподвижные штанины скафандра для выходов в открытый космос на штанины для передвижения по поверхности Луны. Сейчас такие штаны с шарнирами не нужны, ноги в открытом космосе используются только для фиксации космонавта в специальных устройствах "Якорь", благодаря которому у космонавта освобождаются обе руки для работы.
— Сейчас на МКС космонавты используют для работы в открытом космосе скафандры "Орлан-МКС". Но вместо трех скафандров, на станции имеется лишь два. Будет ли изготовлен запасной скафандр взамен потерянного в аварии на грузовом корабле "Прогресс" в 2016 году?
— Решение об изготовлении скафандра пока не принято. Напомню, изначально было сделано три скафандра, что соответствует принятым нормам безопасности при работе на станции. Один был потерян в аварии. Материалы и комплектующие закупались достаточно давно на всю партию скафандров. Некоторые элементы радиоэлектроники и материалы для внешней оболочки костюма сейчас не производятся, запасов нет, поэтому нужно заказывать их по новой. В этой связи мы обратились к Роскосмосу с предложением приступить к разработке нового поколения скафандра, а в качестве резервного продолжить использовать один из имеющихся на МКС скафандров предыдущего поколения "Орлан-МК". На разработку нового скафандра требуется порядка четырех лет. Если изготавливать копию потерянного "Орлана-МКС" с учетом замены соответствующих компонентов, работа займет два-три года. Сроки близкие, поэтому мы считаем, что лучше начать работу над перспективным проектом.
— Недавно сообщалось о возможности возобновления разработки в России аналога американской системы SAFER, реактивного ранца для спасения космонавтов, улетевших в открытый космос. Так ли это?
— В свое время нами были сделаны образцы такой установки, но на орбиту они не попали из-за катастрофы шаттла "Колумбия", на котором планировалось их выведение, и нехватки мест в российских грузовых кораблях. Несколько лет назад мы по собственной инициативе начали разрабатывать новую систему, изготовили ее макет. В связи с отсутствием финансирования работы заморожены до лучших времен. В новом скафандре мы предлагаем реализовать эту систему.
— Планируется ли внести изменения в носимый авариный запас космонавтов?
— Ведется разработка носимого аварийного запаса для экипажа "Федерации". Коренных изменений по сравнению с комплектом для "Союза" не предвидится, такие экзотические вещи, как рыболовные крючки, останутся. Но техническая часть будет современной: новые радиостанции, маячок с определением координат по ГЛОНАСС, светодиодные фонари.
— Сообщалось, что Россия окажет Индии помощь в реализации ее национальной пилотируемой программы. Учитывая, что многие системы обеспечения жизнедеятельности космонавтов производятся на вашем предприятии, поступало ли вам обращение оказать такую помощь?
— Индия разрабатывает собственные скафандры и системы жизнеобеспечения для пилотируемого корабля, с другой стороны, они наметили пуск на 2022 год, времени осталось немного. В этой связи нам поступил запрос от структур Роскосмоса осуществить поставку в Индию соответствующего оборудования.
— Помимо космической тематики, НПП "Звезда" разрабатывает широкий спектр продукции для авиации. Например, противоперегрузочные костюмы для военных летчиков. Несколько лет назад вновь была озвучена мысль о создании сверхзвукового пассажирского лайнера по примеру Ту-144. Обращались ли к НПП "Звезда" разработать системы жизнеобеспечения для таких самолетов?
— Задачи по обеспечению безопасности экипажа и пассажиров, как они были сформулированы для Ту-144, в свое время были успешно решены. Одна из основных мер — чтобы летчики не потеряли сознание и могли перевести самолет на безопасный эшелон по высоте. Для этого были разработаны специальные быстронадеваемые кислородные маски и высотно-компенсирующие жилеты, которые пилоты надевали под летную форму. Подобные вещи сейчас производятся для военной авиации и могут выпускаться для гражданских нужд, но пока на нас с такими предложениями не выходили.
— Еще одна тематика вашего предприятия – катапультные кресла. Проводится ли модернизация имеющихся в войсках катапультных кресел?
— Да. Такая модернизация ведется. Например, старые кресла для Су-24 и Су-25 снабжаются системой электроподогрева. В глубокой модернизации имеющихся кресел смысла пока нет. Их срок эксплуатации достигает до 40 лет, высказываются предложения о его дальнейшем продлении.
— Учитывая опыт боевых действий в Сирии, будут ли внесены изменения в снаряжение для летчиков военной авиации?
— В связи с сирийскими событиями вновь, как во времена Афганистана, актуальным стал вопрос о модернизации разгрузочного жилета для летчиков боевой авиации, размещения в нем сигнальных ракетниц, медицинских препаратов, питания и воды, гранат, пистолета и так далее. У вертолетчиков такие жилеты есть, но они не адаптированы к катапультированию из самолета на больших скоростях. Этим мы и занимаемся. Предварительные требования к жилету сформированы, изготовлен прототип. К осени планируется сформулировать окончательное техническое задание, и в следующем году представить жилет на испытания.
Новый скафандр, предназначенный для полета в корабле "Федерация", можно будет использовать как минимум 10 раз. Об этом сообщил в четверг генеральный директор НПП "Звезда" (предприятие - разработчик скафандра) Сергей Поздняков на полях авиасалона МАКС-2019.
"Пока не менее 10 применений. Мы настраиваемся на такие цифры", - сказал Поздняков.
По его словам, этот скафандр будет "дешевле, потому что многоразовый".
При этом Поздняков не исключил, что это не последняя версия скафандра. "Потому что на нем отработали в основном технологию сочетания полиуритановой оболочки силовой, отработали мягкие шарниры", - уточнил гендиректор "Звезды".
В скафандре "Сокол-М" будет использоваться герметичная молния, поэтому надеть его можно будет в два раза быстрей, чем существующий, также пояснил Поздняков.
"Норматив остался в 5 минут, но времени нужно в два раза меньше (на надевание нового скафандра - ред.)", - сказал он.
Автономные испытания скафандра стартуют в 2020 году.
"Я думаю, в следующем году автономные [испытания начнутся]. В течение ближайших полутора-двух лет - комплексные (наземные с кораблем "Федерация" - прим. ТАСС)", - сказал Поздняков. По его словам, конструкторско-доводочные испытания уже начинаются.
Сейчас изготовлен один образец этого скафандра. Он был представлен на авиасалоне МАКС-2019.
"Если мы хотим сделать лучший в мире скафандр, то давайте использовать лучшее в мире. Если лучший в России, то давайте делать из российских комплектующих. Мы стараемся так работать, чтобы это (санкции - ред). не влияло. Но пленок хороших полиуретановых в России нет пока, гермомолнии в России не делают. Эти две позиции мы берём у иностранцев, тут ничего не сделаешь", - сказал Поздняков.
По его словам, можно сделать скафандр из российских комплектующих, но тогда он будет рассчитан не на 10, а на один-два полета, и не будет обладать возможностью регулировки для разных по росту космонавтов.
Полиуретановые пленки "фактически вечные", заметил Поздняков, а использующаяся в текущем поколении скафандров резина "стареет, стирается". "Этот материал совсем другой с точки зрения износа и долговечности", - пояснил он.
Благодаря новым материалам скафандр будет многоразовым, сможет регулироваться по размерам индивидуально под космонавта. "Основная идея нового корабля "Федерация" - многоразовость, соответственно, наше оборудование тоже заточено под эту задачу", - резюмировал Поздняков.
"Я не знаю, как это будет происходить - у нас ширинки нет. Нужно дополнение в техническое задание", - сказал журналистам в четверг гендиректор Научно-производственного предприятия "Звезда" Сергей Поздняков, отвечая на вопрос РИА Новости.
"Есть техническое задание. Там нигде не написано, что нужно пописать на колесо. Более того, когда космонавты надевают скафандры на Байконуре, наши люди их помогают надевать, проверяют на герметичность, если что-то подтекает (выходит воздух - ред.), начинают искать где. Проверяют, как застегнуто. Потом едут на автобусе, останавливаются под горой, и происходит история, известная со времен Гагарина", - сказал он.
"Еще не стартовали [испытания], потому что мы решили все-таки переделать немного распах: молнию по-другому сейчас вставляем", - сказал Поздняков.
По словам генерального директора НПП "Звезда", после ряда примерок было принято решение упростить вход в скафандр и "сделать его спереди, более традиционным". Теперь молния в скафандре, пояснил Поздняков, расположена "не вокруг пояса, а уходит по диагонали от плеча в пах".
Уже был создан макет доработанной версии, рассказал собеседник агентства, сейчас создается оболочка, "которую можно будет надувать". Гендиректор предприятия уточнил, что конструкторско-доводочные испытания скафандра могут начаться через месяц.
Доработка скафандра не связана с попыткой восстановить традицию, заявил он [Поздняков] ТАСС.