Начнем с начала...
Итак ,1934 год.
6 СЕНТЯБРЯ
СТАЛИНЕЦ, зав. № 196 (до с 21 ноября 1931 г. Марксист, с 15 сентября 1934 г. II-2), военмор Иванов ГА., СССР, МСБМ, II серия. 1039/1312 т. запас плавучести 29%, штатный экипаж 54 человека. В строю с 24 октября 1933 г. Срок службы 11 мес. На борту 59 человек.
4 сентября ПМЗ Сталинец (Л-2) вышел в Балтийское море для определения дальности плавания в подводном положении. На борту ПМЗ, кроме штатного экипажа, находились командир дивизиона ПЛ II серии Таубе Г.Г., дивизионный штурман, слушатели УОГШ Блинов В.М. и Недялко В.А., помощник флагманского врача БПЛ Хвощинский 3.3.
6 сентября во время движения в Финском заливе в 6.00 на ПМЗ Сталинец закончили подзарядку АБ и с целью определения подводной автономности погрузились на глубину 30 м, чтобы пройти залив в подводном положении. К 12.00 Сталинец прошёл траверз Хельсинки. После обеда к 14.00 во II-м отсеке для отдыха собрался почти весь командный состав ПМЗ, включая прикомандированных на поход. Туда же, попить чаю, убыл командир ПМЗ Иванов, оставив за себя в ЦП (III-й отсек) инженер-механика лодки Григайтиса и приказав не менять ни курса, ни глубины погружения. В это время Сталинец приближался к траверзу о. Нарген - Поркала Уд.
Сразу после 14.00 корпус ПМЗ сильно содрогнулся. Во II-м отсеке произошёл взрыв водорода, выделившегося из АБ, и возник пожар. В отсеке погасло освещение, и оттуда в ЦП через открытую переборочную дверь ворвалась сильная ударная волна с языками пламени, которая сбила с ног и разбросала всех тех, кто находился в ЦП. Через открытую переборочную дверь из II-го отсека продолжал поступать тёмный едкий дым с горячими газами, и выбежали раненые и обожжённые подводники - кок и вестовой.
Инженер-механик Григайтис принял на себя командование ПМЗ и возглавил борьбу за живучесть. Чтобы предотвратить задымление ЦП он закрыл переборочную дверь во II-й отсек, приказал произвести аварийное всплытие и провентилировать все отсеки, кроме II-го. ПМЗ развернулся на 180° и взял курс на о. Гогланд. Удержание курса вызывало трудности из-за потери карт, находившихся в штурманской рубке, расположенной во II-м отсеке. Через некоторое время переборочную дверь в этот отсек открыли и оттуда вышли раненые командир ПМЗ Иванов (ранение головы), его помощник Аверичкин и минёр. В следующий раз вышли военком Медведев, дивизионный штурман и двое краснофлотцев, затем вынесли штурмана ПМЗ Мельникова с переломами ног. На момент всплытия ПМЗ на борту было семь раненых и неизвестна судьба ещё четырёх человек. Пожар во II-м отсеке погас после выгорания кислорода. После всплытия его так же провентилировали. Радисту удалось связаться с базой в Кронштадте. Оттуда на помощь выслали два гидросамолёта МБР-2. Один
заметил Сталинец и совершил около него посадку на воду. На гидросамолёт погрузили шестерых раненых, и он улетел. Несмотря на ранение, командир ПМЗ Иванов оставался на корабле до прихода утром 7 сентября в Кронштадт.
Когда Сталинец подходил к южной оконечности о. Гогланд, его встретил ЭМ с командиром БПЛ Самбрским К.И. и флагманским штурманом бригады. Они поднялись на борт ПМЗ, и здесь Григайтис сдал им командование. Когда в базе отдраили II-й отсек, выяснилось, что жертвами аварии стало четыре человека: командир дивизиона ПЛ Таубе Генрих Генрихович (1897-1934 гг. -барон, бывший мичман царского флота и участник потопления английского ЭМ Виттория на ПЛ Пантера), слушатели УОПП Блинов В.М. и Недялко В.А., помощник флагманского врача Хвощинский 3.3. Всех их похоронили с воинскими почестями на кладбище в Александро-Невской Лавре в Ленинграде. Расследование показало, что взрыв водорода, выделившегося из АБ, произошёл от случайно возникшей электрической искры, появившейся вероятно, во время включения рубильника. Водород же проник в отсек из аккумуляторной ямы. В отличие от ПЛ типа Д (I серии), на ПЛ типа Л (II серия) аккумуляторные ямы не были герметичными. Их конструкцию скопировали с бывшей английской ПЛ L-55, посчитав её за совершенство. В дальнейшем на всех лодках типа Л все аккумуляторные ямы так же сделали герметичными и усовершенствовали систему их вентиляции.
За проявленное мужество и самообладание при ликвидации аварии на ПМЗ Сталинец инженер-механик Григайтис Карл Леопольдович (10 04.1896-18.10.1982) был награждён орденом Ленина. Григайтис плавал на ПЛ с 1916 по 1935 гг., с 1935 г. флагманский механик 2-й БПЛ, в 1937-1938 гг. начальник ЦНИИВК, в 1938 г. уволен в запас. Мотивы увольнения - уроженец Лифлян-ской губернии, по национальности латыш, родители проживают в Бразилии. Не помогли ни заслуги, ни орден Ленина. В 1940 г. вновь восстановлен в кадрах ВМФ. В сентябре 1941 г. (немцы под Ленинградом) вновь демобилизован (вот разбрасывались кадрами). Во время войны и до ухода на пенсию в 1972 г. работал в гражданской промышленности.
ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ
ГАРИБАЛЬДИЕЦ, зав. №201 (с 15 сентября 1934 г. Л-4), СССР МСЧМ. II серия.. 1039/1312 т, запас плавучести 29%, экипаж 54 человека. В строю с 8 октября 1933 г. Срок службы около года.
В 1934 г. на Чёрном море, вскоре после сдачи флоту на ПМЗ Гарибальдиец (Л-4), при сходных обстоятельствах с аварией 6 сентября на ПМЗ Сталинец (Л-2) также произошёл взрыв водорода, выделившегося из АБ. О жертвах и повреждениях не сообщалось. Учитывая значительно меньшую вероятность взрыва АБ при размещении аккумуляторов в герметичной яме, а также значительные эксплуатационные неудобства, создаваемые открытыми аккумуляторными ямами (для ухода за АБ необходимо было снимать щиты и даже часть оборудования жилых отсеков), в 1934 г. на ПЛ II серии началась переделка аккумуляторных ям на герметичные. Одновременно совершенствовалась система вентиляция АБ.
К этому же времени относится создание прибора для беспламенного автоматического сжигания водорода типа «КП». Прибор разработали инженеры Научно-исследовательского института военного кораблестроения (НИВК) Четвертаков М.М. и Гурфейн Е.Н. Его действие основано на каталитическом окислении водорода кислородом воздуха отсека ПЛ при помощи платинового катализатора с последующим образованием воды. Приборы устанавливались в тех отсеках, где мог появиться водород. Их количество рассчитывалось из условия содержания водорода в воздухе отсека во всех случаях не более 2,5% (как уже говорилось, «гремучая смесь» образовывалась при содержании водорода в воздухе более 4%).
Дмитриев В.И., указ. соч., с. 241 (в строю с 14 октября 1933 г.); 265 (// серия, 1025/1312 т, экипаж 55 человек [10 офицеров, 16 старшин и 29 матросов]).
Очерки по истории ЛПМБ «Рубин». Том II., указ. соч., с. 52, 58 (в строю с 8 октября 1933 г.); 224 (// серия, водоизмещение нормальное 1039 куб. м, запас плавучести 29%, экипаж 54 человека).
Copyright © 1998-2019 Mil.Press FLOT (бывший Центральный Военно-Морской Портал).
Это сообщение редактировалось 07.07.2019 в 14:00