попалась статья -
=========
Отрывок из статьи "ВМС США: курсом столкновений."
______________________________________________________________________________
ПОКОЛЕНИЕ "НЕДОНОШЕННЫХ ОФИЦЕРОВ"
Да, неполная сертификация экипажей кораблей, выходящих на боевую службу, и "синдром перенапряжения флота" способствуют росту инцидентов на американском флоте. Но есть, на наш взгляд, более глубинные причины, о которых обычно не принято говорить за океаном. Богатую пищу для размышлений дает изучение биографий командного состава обоих аварийных эсминцев. Ни командиры, ни старпомы не получили специального военно-морского образования. Они – выпускники гражданских вузов, которых привлекли на службу в ВМС. Разумеется, они прошли соответствующие школы, курсы и классы. Некоторые из них даже получили академическое образование, то есть закончили Военно-морской колледж, где готовят высшие командные кадры для американского флота, но нигде они не получили углубленных навыков судовождения.
Командир эсминца Fitzgerald командер Брюс Бенсон, возглавивший экипаж корабля в мае этого года, большую часть своей службы был оруженцем и специалистом по противоминной борьбе. Штурманский опыт накопил, будучи в 2008-2010 годах старпомом, а затем командиром тральщика Guardian (MCM 5). Служил старпомом на Fitzgerald с ноября 2015 года. Другими словами, его судоводительский опыт составляет менее четырех лет, что, согласитесь, недостаточно для командования столь сложным кораблем. Ведь даже автолюбителей с четырехлетним стажем вождения не относят к числу опытных.
У старпома – коммандера Шона Бэббитта – карьера складывалась примерно так же. После окончания гражданского вуза и пройдя соответствующую краткосрочную школу, он специализировался на противолодочной борьбе, а потом на антитеррористических операциях. На крейсере Cape St. George (CG 71) занимал должность офицера по вооружению, а на авианосце Abraham Lincoln (напомним – том самом из анекдота, что "вел радиопереговоры" с маяком
А-853 Галицийского побережья Испании) отвечал за противовоздушную оборону. В 2012 году офицер получил диплом Военно-морского колледжа по специальности "Национальная безопасность и стратегические исследования". Может быть, он великий стратег, но судоводитель практически никакой. На должность старпома Fitzgerald он заступил в марте этого года, а до этого занимал такую же должность на строящемся эсминце Ralph Johnson (DDG 114), который за время пребывания на его борту коммандера Бэббитта ни разу не выходил в море.
У коммандеров Альфредо Санчеса и Джесси Санчеса с эсминца John McCain биография тоже строилась по одному лекалу: гражданский вуз – военно-морские школы – Военно-морской колледж, где оба получили дипломы по специальности "Национальная безопасность и стратегические исследования". Что касается освоения флотских специальностей, то здесь имеются вариации. Альфредо Санчес был, например, стармехом крейсера Gettysburg (CG 64), служил на штабных должностях. На John McCain – с апреля 2015 года, сначала – старпомом. То есть его судоводительский стаж еще меньше, чем у Брюса Бенсона.
Джесси Санчес специализировался преимущественно на корабельном вооружении. Ему хорошо знакомы системы обороны ближнего рубежа Phalanx и RAM, крылатые ракеты Tomahawk и автоматические системы боевого управления Aegis, а вот штурманский опыт – почти нулевой.
Другими словами, Соединенные Штаты, постоянно ратуя за "свободу навигации", выпускают в океаны корабли, которыми командуют малоопытные в судовождении офицеры. Не случайно официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин после аварии с John McCain выразила озабоченность китайской стороны "в связи с угрозой и опасностью, созданной этим инцидентом безопасности навигации в Южно-Китайском море и соответствующей морской акватории".
Увы, не блещут штурманскими знаниями и современные выпускники знаменитой Военно-морской академии в Аннаполисе. После четырех лет обучения она дает степень бакалавров по 21 специальности. Вот их перечень: аэрокосмическая техника, арабский язык, химия, китайский язык, информатика, экономика, электроинженерия, английский язык и литература, инженерное дело, естественные науки, история, информационные технологии, математика, машиностроение, судостроение, океанотехника, океанография, физика, политология, количественная экономика, системотехника. Как нетрудно убедиться, только около половины этих специальностей прямо или косвенно имеют отношение к военно-морскому делу, а штурманское дело вообще отсутствует. Конечно, курсанты академии проходят плавательную практику. У них даже имеется целая флотилия учебных катеров. Но этого явно недостаточно, чтобы нести вахту на мостике и управлять большими кораблями.
Проблема уровня подготовки кадров возникла не сегодня и не вчера. В 2010 году отставному адмиралу Филиппу Бэйлислу, который некогда командовал эсминцами, крейсерами и соединениями, было заказано исследование о состоянии надводных сил США. Результаты его доклада шокировали. Обучение командного состава, по Бэйлислу, оказалось неудовлетворительным на всех уровнях, материальное состояние кораблей находилось в упадке, а темпы их эксплуатации чрезмерны. Командование ВМС США сокрушенно покивало головами и проигнорировало заключение отставного адмирала.
Уже упоминавшийся отставной кэптен Кевин Эйер после аварии John McCain написал для журнала Proceedings еще две статьи, посвященные этим инцидентам. Он напомнил, что в 1961 году была создана школа подготовки офицеров эсминцев (Naval Destroyer Officers School), а на ее базе затем была образована школа командного состава надводных сил (Surface Warfare Officers School Command – SWOSDOC), в которой на протяжении трех десятилетий готовились командирские кадры. Каждый такой курс требовал от 12 до 14 месяцев тщательной подготовки на кораблях. Но в 2003 году SWOSDOC в целях экономии средств расформировали, а офицерам выдали по пачке дискет с программами обучения и отправили служить. Безусловно, компьютерные игры и тренажеры помогают освоению и осмыслению военно-морских специальностей, в том числе и штурманских. Но они не способны заменить живую практику и закрепить навыки. В результате, по словам Кевина Эйера, выросло целое поколение "недоношенных офицеров". Положение неоднократно пытались поправить, но пока, как показала практика, тщетно.
* * *
Думается, командованию и учебным заведениям ВМФ РФ следует тщательно изучить обстоятельства, приведшие к столкновению американских эсминцев с гражданскими судами. Во-первых, потому что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Во-вторых, с навигационными авариями в российском флоте тоже не слава богу. Достаточно, вспомнить неприятный случай с новейшим фрегатом "Адмирал Эссен" в октябре 2016 года. Когда корабль готовился к переходу на Черное море, он при постановке на бочку повредил винты и линию вала. Пришлось его ставить в ремонт, продлившийся до конца декабря. Памятна и гибель 27 апреля 2017 года в Черном море среднего разведывательного корабля "Лиман", попавшего в туман в 40 милях к северо-западу от Босфора под таранный удар судна-скотовоза Youzarsif H под флагом Того. Тогда, к счастью, всех 78 членов экипажа удалось спасти.
Море было и остается стихией, то есть сферой повышенной опасности. И никакая электроника не заменит опытных судоводителей с острым глазом и реакцией, а также, если угодно, интуицией. Грамотно подготовленный и укомплектованный экипаж никогда не допустит столкновений даже в самых сложных условиях.
НЕМЕДЛЕННО УБЕРИТЕСЬ С НАШЕГО КУРСА!
Эти случаи напоминают историю из репертуара, увы, ныне покойного Михаила Задорнова. В ней речь идет о переговорах, якобы состоявшихся 16 октября 1997 года между испанской и американской радиостанциями с объектов, один из которых находился в море. Напомним ее сюжет:
Испанцы: "…говорит А-853, пожалуйста, поверните на 15 градусов на Зюйд во избежание столкновения с нами. Вы движетесь прямо на нас, расстояние – 25 морских миль".
Американцы: "Это мы советуем вам повернуть на 15 градусов на Норд, чтобы избежать столкновения с нами".
// Дальше — blackseafleet-21.com