Реклама Google — средство выживания форумов :)
©️ Мурманск против «Звезды»
Интересные дела намечаются в Мурманской области. ОСК, мурманский губернатор тов. Чибис и министр промышленности и торговли тов. Мантуров договорились запустить в регионе Арктический центр судостроения и судоремонта. Новая структура будет создана на базе предприятий, входящих в ОСК — «Нерпы» и двух СРЗ, 35-го и 10-го. Как заявил тов. Мантуров, это позволит «консолидировать ресурсы, оптимизировать издержки, повысить управляемость, а также сконцентрировать ресурсы на этих предприятиях».
Кстати, о ресурсах. Консолидировать и концентрировать там есть чего: в рамках проекта планируется освоить минимум 20 млрд рублей инвестиций. Кроме того, по словам окрыленного успехом тов. Чибиса, новоявленному центру уже обещана помощь в виде крупных военных заказов.
У этой истории есть своя предыстория. ОСК давно точила зуб на «Роснефть», которая достаточно бесцеремонно вторглась на судостроительную поляну со своим амбициозным и ресурсообеспеченным проектом — дальневосточной верфью «Звезда». Опираясь на немалый лоббистский потенциал тов. Сечина, «Звезда», даром что еще не построена, успешно отжала у судостроителей весьма наваристые заказы. Среди последних — новатэковские контракты на арктические газовые танкеры и, что было для ОСК особенно неприятно, госзаказ на самый большой атомный ледокол «Лидер».
И вот теперь судостроители наносят ответный удар, подняв на щит хайповую арктическую тему («это вам не просто центр — он для самой Арктики!») и подписав на дело товарищей Чибиса и Мантурова в качестве административных «торпед». Теперь, по всем законам жанра, надо ждать ответа нефтяников: налицо перспектива конкуренции.
“Существует “дорожная карта”, согласованная всеми заинтересованными сторонами, которая предполагает завершение согласования судостроительных контрактов на четыре газовоза до 20 декабря. Срок подготовки судостроительных контрактов на оставшиеся суда, включая опциональные – I квартал 2020 года”,
Ранее сообщалось, что наблюдательный совет ВЭБа одобрил финансирование поставки 15 танкеров-газовозов на судоверфи “Звезда” для “Арктик СПГ-2”, каждое судно будет стоить около 330 млн долларов, говорил в августе журналистам глава госкорпорации Игорь Шувалов.
Судостроительный комплекс “Звезда” получит субсидии в объеме 24 млрд рублей на создание крупнотоннажных судов, средства заложены в бюджет, сообщал журналистам министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Средства предполагается направить на субсидирование строительства трех танкеров-продуктовозов для “Совкомфлота” и 15 газовозов в интересах НОВАТЭКа. Министр отмечал, что объем субсидирования по 15 газовозам оценивается примерно в 45 млрд рублей.
©️ Игорь Сечин перебрал... заказов. Его верфь «Звезда» не в состоянии выполнить текущие контракты. Актуальная программа верфи до 2027 года предусматривает строительство 66 судов. Но из-за того, что некоторые объекты «Звезды» еще только строятся, слишком велик риск затягивания сроков по существующим договорам.
Проблема избыточной загрузки мощностей грозит верфи в ближайшие 3 года. После 2023 года ситуация изменится в обратную сторону. Начнёт возникать недозагрузка мощностей и ситуацию сложно будет изменить даже силами самой «Роснефти» или «Новатэка». Придётся затягивать в ручном режиме других крупных заказчиков.
©️ Атом в Арктике и «Звезда»
ЦКБ «Айсберг» недавно отчитался о завершении работ над техническим проектом многофункционального судна атомного технологического обслуживания (МСАТО). МСАТО должно взять на себя обслуживание всей линейки реакторов, которые уже работают или будут работать в Арктике, прежде всего на ледоколах и плавучем энергоблоке «Михаил Ломоносов». Одна из основных задач судна — вывоз на берег отработанных топливных сборок для их последующей утилизации на Большой земле.
Необходимость в создании такого судна зреет давно. Существующий флот судов обслуживания порядком изношен и уже слабо соответствует требованиям момента. Что на сегодняшний день в строю? Советские «предпенсионеры» — плавтехбазы «Лотта» и «Имандра» 1960 и 1980 годов постройки соответственно (кстати, первая — бывший лесовоз, переоборудованный под атомные нужды тоже не вчера, в 1984 году), а также спецтанкер «Серебрянка», вывозящий жидкие радиоактивные отходы с 1974 года. Единственное новое судно — контейнеровоз «Россита», эксплуатируемое с 2011-го.
Но успеет ли МСАТО стать в строй? Тому есть серьезные сомнения.
Во-первых, даже плановый срок строительства обозначен как пять лет. Это если все пойдет по плану. А если нет?
Во-вторых, создаваться оно будет не где-нибудь, а на верфи «Звезда». К сожалению, выбор завода объясняется прежде всего политико-лоббистскими, а не рациональными причинами. На «Звезде» существуют признанные проблемы со специалистами, у предприятия нет необходимых компетенций, да и сама верфь все еще не достроена.
В третьих, ситуация усугубляется тем, что программа «Звезды» до 2027 года предусматривает строительство 66 судов, притом в массе — не «мелочевки», а таких гигантов, как новатэковские газовозы и «Лидеры». Это много. Существует серьезный риск срыва сроков по большинству этих проектов, в том числе и МСАТО, которое вряд ли будет в приоритете.
Поэтому выход у атомщиков, как всегда, один — продлевать ресурс существующего флота хрущевско-брежневской постройки. Пока до 2025 года, а там видно будет.
©️ Новатэк не хочет на «Звезду»
Упомянутый на пресс-конференции президентом создатель «целого комплекса мирового класса, значения и уровня в Заполярье», Новатэк, продолжает радовать заказами судостроителей. Но, к сожалению зарубежных. Не так давно компания тов. Михельсона обратилась к тов. Путину с просьбой разрешить строительство еще десяти СПГ-танкеров ледового класса Arc7 на иностранных верфях.
Зачем Новатэк пошел с этим вопросом к президенту? Ведь, формально говоря, у детища тов. Михельсона уже есть индульгенция на закупку и эксплуатацию судов иностранной постройки в Арктике, выданная правительством. Очевидно, многоопытный в деле выстраивания административно-деловых отношений в России тов. Михельсон решил таким образом перестраховаться перед лицом неминуемого гнева тов. Сечина, являющегося одним из ключевых бенефициаров «Звезды», нашего передового судостроительного недостроя.
Глава «Роснефти» неоднократно давал понять всеми доступными ему средствами, что строительство газовозов должна вести только и исключительно его верфь, будь она хоть дважды недостроенной и трижды перегруженной. Даже если получается дороговато – не проблема, доброе государство компенсирует вам разницу между ценой на услуги «Звезды» и стоимостью заказа у иностранцев. В общем, по факту, строить за пределами «Звезды» крупный тоннаж нельзя. А с президентской визой – можно, «старший разрешил».
Какой же суммы недосчитаются отечественные судостроители? При ориентировочной стоимости одного газовоза в районе 20 млрд рублей, упущенная прибыль составит порядка 200 млрд. Достанутся эти деньги или китайцам, или корейцам.
Даст ли «добро» глава государства? С одной стороны, вроде как не с руки обижать «Звезду». С другой стороны, известно, что проекты Новатэка пользуются особым отношением на самом высоком уровне. Ну и не будем забывать, что каждый вышедший в рейс танкер – это дополнительный тоннаж для СМП, довести который до 80 млн тонн в год – дело президентского и государственного престижа.
©️ НОВАТЭК может зарезервировать дополнительные мощности судоверфи Звезда под строительство судов-газовозов в 2022 г.;
НОВАТЭК не отказывается и от последующего строительства газовозов на российской верфи;
в планах компании строительство дополнительных судов-газовозов на ССК Звезда в период 2026-2030 гг.;
ожидается, что соответствующее соглашение о резервировании мощностей судостроительного комплекса может быть подписано в 2022 г.
Кроме того,... компания на правительственном уровне получила разрешение построить 10 газовозов ледового класса Arc7 на зарубежных верфях со сроком сдачи в 2023-2024 гг.
©️ Роснефть, Совкомфлот и Новатэк окончательно согласовали детали контракта, по которому «Звезда» будет строить газовозы. Финансировать проект будет ВЭБ.рф, он уже перечислил 9 млрд.рублей «Звезде». Верфь должна к 2023 году сдать 4 СПГ-газовоза класса Arc7 для «Арктик СПГ 2», ценой по $330млн за каждый. Всего планируется 15 кораблей.
Ранее группа «Совкомфлот» и группа «Новатэк» подписали долгосрочный договор фрахтования пилотного газовоза в рамках реализации проекта «Арктик СПГ - 2».
©️ актуально на 08.02.2020.
Среднесписочная численность
14 сотрудников