По своему обыкновению, наш матрос необычайно любопытен и чрезвычайно шаловлив. Пробегая по коридору единственного в России авианосца, он бездумно ткнул сво-им грязным пальцем с обгрызенным ногтем кнопку на симпатичном неопломбированном приборе, а услышав за переборкой громкий хлопок и шум льющейся воды, радостно подпрыгнул и помчался в хлеборезку воровать масло. Какое ему дело до того, что в течение нескольких секунд он вывел из строя сразу более сотни лучших в мире зенитных ракет класса "воздух-воздух", за каждую из которых некогда братская нам Украина дерет с нас по лучшим мировым стандартам свыше ста тысяч долларов.
Вообще, в принципе, пожар на корабле/судне при проведении ремонтных работ – дело обычное. Если что-то варят, то всегда есть и искры, и окалина. Чем больше корабль, тем больше там возможность забардачивания и наличия в темных уголках чего-то, что запросто может загореться.
Вот на «Кузнецове» и загорелось.
Другой вопрос, почему к пожару оказались не готовы, вот это вопрос на миллион. Как получилось, что пожар с площади в 20 квадратных метров вырос по тысячи с лишним и никто не смог его ни локализовать, ни потушить? А между тем, если проводятся огневые работы, то просто обязательно надо иметь и огнетушители, и пожарные рукава, и инструкции…
Вот об инструкциях. Инструкции, особенно на флоте, писались кровью во все времена. Почему сегодня на них откровенно плюется, я не понимаю.
В итоге два человека погибли, два числятся пропавшими без вести, более десяти в разной степени сложности в больнице.
Для искорки от сварки – более чем роскошно, не так ли?
И ладно ГЭУ, тут проблем было в прошлом году подброшено, когда в Росляково утопили ПД-50. Да, сегодня все так миленько пишут «затонул». Почти что сам, взял вот и из вредности затонул.
Сам… Сам док не мог отключить подачу электроэнергии, слить и продать топливо из аварийных дизель-электростанций, продать кабели и тому подобное. Оставленный без электроэнергии док мог только повиноваться законам физики, то есть утонуть.
И, если цепочка выглядит так (а она выглядит именно так), простите, док УТОПИЛИ.
Такие же, простите, не читавшие инструкций, как и те, кто поджег «Кузнецова». И не смог потушить пожар, который теперь неизвестно какой ущерб нанес.
И – замечу – в обоих случаях не обошлось без человеческих жертв. Что тоже говорит о просто превосходных служебных качествах командования Северного флота в целом и «Адмирала Кузнецова» в частности. И дока ПД-50.
Док однозначно мы сами не поднимем. Могли бы – год сопли не жевали бы в штабе Северного флота. Год прошел с момента катастрофы – все молчат, всех все устраивает. Значит, поднять не можем.
Ковальский, варианты? А вариантов нет на самом деле.
Поднять сами не можем, но и позвать на помощь тоже не зовем. Почему? Наверное, потому, что союзников с таким оборудованием для подъема таких огромных сооружений (а док все-таки больше сооружение, чем судно) у нас нет. А звать наших вероятных партнеров в Росляково…
Боюсь, если те же норвежские специалисты и узнают какую-то страшную тайну, так это только размеры бардака, царящие на Северном флоте. Но – тоже по-своему военная тайна, да… И государственная.
Буквально на днях главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов разразился бравурной речью о том, что
«в ближайшие годы, помимо фрегатов, будут заложены новые универсальные десантные корабли типа «Прибой», эсминцы проекта «Лидер» и как минимум один авианосец».
Нет, у нас однозначно демократия и свобода слова, так что любой гражданин России имеет право говорить все, что ему захочется.
Но в данном случае аргументация возможности постройки атомного авианосца на 100 000 тонн и атомного же эсминца на 30 000 тонн тем, что мы в этом году достроили ОДИН корвет на 2 000 тонн – простите, слабовато выглядит.
И – замечу – в обоих случаях не обошлось без человеческих жертв. Что тоже говорит о просто превосходных служебных качествах командования Северного флота в целом и «Адмирала Кузнецова» в частности. И дока ПД-50.
Надо сказать, что в нашем судоремонте что-нибудь горит всё время. Связано это с серьёзной деградацией отечественного судоремонта. Занятным образом в советах директоров судоремонтных предприятий наблюдаются те же лица, которые сидят в советах директоров в кораблестроении, в разработке морского оружия и в разных государственных коллегиях и комиссиях. Те, кто на всё влияет, со всего получает дивиденды, но лично ни за что не отвечает.
Судоремонт фактически до сих пор находится «в кормлении» у персонажей, которым на его эффективность плевать с большой колокольни. Во многом именно этим объясняется и недобор кадров на ремонтных заводах, и «допотопное» (например, довоенное) оборудование, и общее состояние всей ремонтной инфраструктуры, зданий, сооружений и т.д.
На это «сверху» накладывается моральное разложение верхушки ВМФ, которая превратилась натурально в «английскую королеву» — выполняет чисто церемониальные задачи. Ни Главкомат, ни главком, ни ГШ ВМФ не управляют флотами, за военно-техническую политику отвечают, но не всегда могут на неё влиять. Флот де-факто превращён в «морские части сухопутных войск», что не может не отражаться на отношении его старших офицеров к службе.
Всё это вверху, а внизу имеем неорганизованную толпу народа на ремонтируемом корабле, наряды-допуски, подписанные исполнителями «на дурачка», непонятно, то ли нарушенную, то ли не формализованную технологию ремонта корабля, когда перед началом работ не производится его очистка от опасных загрязнений, и не накинутую на шахту кабель-трассы огнезащитную накидку.
Всё это один из множества показателей того, что флот серьёзно «болен», но не более того.
Что дальше?
В правильном варианте – нормальный ремонт, с обновлением ГЭУ в целом и котлов в частности и модернизацией радиоэлектронного вооружения. Без ума вкладываться в этот корабль не надо, он уже старый, невезучий, да и придуман был в не самом лучшем виде, но привести его в боеспособное состояние необходимо. Боевая ценность «Кузнецова» до ремонта носила откровенно условный характер, причём не только из-за его состояния, но и из-за подготовки его экипажа – от командира до матросов на полётной палубе, и откровенно слабой в части подготовки авиагруппе.
Правильно выполненный ремонт авианосца, который даст возможность эксплуатировать его на штатных режимах, осуществлять переходы с большой скоростью и длительное нахождение в море без утраты исправности, позволит организовать полноценную боевую подготовку 100-го и 279-го отдельных корабельных истребительных авиаполков.
Стоит сказать следующее: то, что мы имели в части подготовки авиаполков ранее, абсолютно неприемлемо.