info> энергетически невыгодным
Тем временем местные жители сообщают о «чудовищных ценах» и перебоях в поставках продовольствия. советские годы северный завоз был централизованной системой, стержнем которой служили авиация, морское и речное судоходство. С середины 60-х грузы в бурно осваиваемые арктические районы доставляли самолеты Ан-12. Именно тогда свежие овощи и фрукты из Средней Азии перестали быть редкостью на столах северян. Караваны судов поднимались по сибирским рекам и проходили Северным морским путем. Сегодня 60% завоза осуществляется автотранспортом по зимникам. Это дорого и неудобно, но все же дешевле, чем авиаперевозки. Морской и речной флот, который мог бы стать альтернативой, изношен, как и портовая инфраструктура. Цены завышены по всей Якутии, а качество товаров обычно среднее и ниже. Цены в Якутске и Москве примерно одинаковые. Есть небольшое расхождение в разные стороны. Но в отдаленных улусах они выше, – отмечает Урусов. – К примеру, сегодня в городе Удачном, куда продукты доставляются, как и в большинство улусов самолетом и машинами... В Салехарде можно встретить и помидоры за 1350 рублей за кило, и черешню по 4200, и литр молока за 130 рублей. Зарплаты в Якутии я бы не назвал высокими, – говорит Урусов. – Если убрать северный коэффициент, который составляет 100% и северные надбавки, максимум которых – 80%, получим среднюю зарплату около 20 тысяч рублей. Если не убирать, то средняя зарплата окажется в районе 30-50 тысяч. Но цены «съедают» эти заработки. Сегодня грузы возят в основном на ИЛ-76. Это техника и оборудование для нужд компании, а также скоропортящиеся продукты, мебель, иногда и машины. Цены – соответствующие. Они по карману лишь местным коммерсантам. Простым же смертным остается лишь любоваться на прилетающие самолеты и надеяться, что зимник не занесет снегом. Источник: «Метагазета»
Цены на Севере шокируют: почему там все так дорого? - «Метагазета»