Реклама Google — средство выживания форумов :)
©️ Недавние выводы Счетной палаты находят свое подтверждение и в Минтрансе.
«Обеспечение объема перевозок грузов по СМП до 80 миллионов тонн в первую очередь должно быть обеспечено за счет грузовой базы. То есть должны быть реализованы проекты по строительству вот этих объектов. Из 80 млн порядка 40 - «Новатэк», часть у нас нефть - «Паяха» и другие. … Коллеги упомянули вторичную вещь - недостаток флота. Я бы все-таки начал с проектов, они развиваются не так быстро, ... они движутся, вне всякого сомнения, мы видим, что там инвесторы работают, но когда они будут реализованы, я не знаю», - заявил замминистра транспорта РФ Юрий Цветков, комментируя недавние отчеты Счетной палаты.
База для загрузки СМП не готова. Но если с Новатэком всё более-менее понятно, то по «Восток Ойлу» Сечина-Худайнатова всё больше вопросов.
Заявленные 5 млн тонн нефти с Пайяхского месторождения можно и не дождаться.
©️ Капитан Арктика
Арктика и грузы
Росморречфлот подсчитал тоннаж грузоперевозок водным транспортом за навигацию-2019. Дела не радостные: этот показатель упал на 8%, со 116 до 107 млн тонн.
Грузы — это важный индикатор жизни и в реальном секторе, и в экономики страны вообще. Тот факт, что грузопоток водным — самым дешевым после трубопроводного — транспортом снижается, говорит о замирании этой жизни, падении ее активности, уходе экономики «в услуги» и, в целом, «в виртуал».
Но ситуация будет выглядеть еще хуже, если принять во внимание известное нам обстоятельство: за прошлый год на СМП пришлось 30 млн тонн. Из них 18 млн тонн, или 16,8% от всех грузоперевозок по водным магистралям в 2019-м, — это трафик новатэковского СПГ, разогнанный за счет госбюджета и средств, изъятых из реальной экономики.
Если вычесть этот «паразитный» трафик из перевезенного тоннажа, получится, что водные грузоперевозки в целом по стране снизились не на 8%, а почти на четверть (23,5%). Именно эту цифру лучше использовать в качестве косвенного индикатора состояния реального сектора, оцениваемого через объем грузоперевозок
©️ ©️ Росатом как «транспортный Газпром»
Коллеги пишут, что Росатом решил примерить на себя корону монополиста. Из недр госкорпорации вышел проект поправок к Кодексу торгового мореплавания РФ, предусматривающий переход от ныне действующей схемы расчетов за фактически оказанные услуги ледокольной проводки к принципу «бери или плати».
Предсказываем: инициатива может наткнуться на возражения со стороны основных грузоотправителей (по совместительству главных добычных компаний, работающих в Арктике), которые не преминут воспользоваться своими лоббистскими возможностями для того, чтобы либо провалить законопроект, либо «замотать» его, либо (что вероятнее) снабдить его лазейками под себя и свои нужды.
К тому же напомним, что у ряда компаний есть свой ледокольный флот или есть планы по строительству такого флота. Ну и вспомним историю с «Норникелем», который продавил для себя выгодные условия обслуживания Атомфлотом в конце 1990-х годов. Впрочем, Росатом тоже не лыком шит. Поэтому в целом вероятность применения принципа «бери или плати» на СМП не нулевая.
©️ Конституция и Арктика
Изменения в Конституцию, предлагаемые президентом в части отказа от принципа примата международного права над национальным, могут иметь интересные последствия с точки зрения наших арктических дел. Отметим лишь некоторые из них.
Границы. Вопрос с морскими границами РФ в Арктике может быть при желании изъят из-под действия Конвенции по морскому праву ООН (КМП), что позволит вернуться в том числе к секторальному принципу разграничения водных пространств в СЛО. Помните, на советских картах в Арктике изображался такой «конус» из пунктирных линий, начинавшихся от Беригнова пролива на Востоке и границ с Норвегией на Западе и сходившийся на Полюсе? Если дело в комиссии ООН по шельфу пойдет не так, как надо России, или если США продолжат давить на нас на тему доступа к полярным водным путям, возникает неиллюзорный шанс вновь увидеть его на картах.
СМП. Даже если в руководстве посчитают, что отказываться от КМП в целом нецелесообразно, национальные правовые документы по Севморпути могут получить более высокий статус, чем международные. Соответственно, встречайте особый режим СМП с российскими правилами, подкрепленными новыми ледоколами и ВМФ. Подобным образом уйти из-под международных норм смогут и шельфовые проекты (все или отдельно взятые).
Судовое топливо и судоходство. Отпадает потребность «прогибаться» под ИМО (и американцев) в аспекте отказа от тяжелого топлива (СОТ) в АЗРФ. Это значит, что обновление транспортного флота можно будет провести по более спокойному графику, избежав сокращения перевозок в акватории Северного Ледовитого океана.
©️ Воду в Арктике будут греть электричеством и это не шутка. Экспертами Омского филиала Главгосэкспертизы России, выдано положительное заключение на строительство установки подогрева морской воды мощностью 40 МВт в порту Сабетта.
Речь идет о системе контроля ледообразования, которая позволит поддерживать допустимую толщину ледяной каши и битого льда у причалов отгрузки СПГ и газового конденсата. Это позволит значительно снизить время постановки судов под загрузку и повысить уровень безопасности работ.
Система подразумевает забор, подогрев и дальнейший выпуск морской воды в нишах отбойных палов у двух технологических причалов.
Проект подразумевает строительство компрессорной и насосной станции, установку дизель – генератора и трансформаторной подстанции, укладку подводных трубопроводов. Строительством займется ОАО «Ямал СПГ».
Уже все привыкли, что «НОВАТЭК» - компания с исключительными правами. Лоббисты компании еще раз доказали, что не просто так едят свой хлеб с икрой.
Компания добилась использования иностранных газовозов для перевозки СПГ по севморпути. Ради НОВАТЭК внесены поправки в Кодекс торгового мореплавания. В документе закреплялось исключительное право на перевозки углеводородов за российскими судами.
Не так давно Михельсон обратился в Минтранс, с просьбой изменить Кодекс под себя и разрешить перевозку судам под иностранным флагом.
В феврале Госдума приняла закон, по которому правительство будет наделен полномочиями принимать решения об использовании судов под иностранными флагами при некоторых видах работ. Теперь документ подписал Президент.