«Лукойл» и гонка за 80 млн на СМП
Одним из потенциальных выгодополучателей от «великой гонки за грузооборотом» на СМП является «Лукойл». Президент поставил цель, чтобы к 2024 году по Севморпути перевозилось 80 млн тонн грузов в год. Показатель высокий, и, как его достигнуть, вопрос очень не простой. Одним из решений стал допуск на полярный шельф «частников», чтобы они тоже начали что-то добывать и, соответственно, возить по Севморпути.
«Лукойл» — хороший кандидат на шельфовые инвесторы по всем параметрам: деньги есть, нефтегазом занимается, на Севере работать умеет. Но пока работа «Лукойла» на шельфе и отправка грузов им по СМП важнее не самой компании, а чиновникам, отвечающим за развитие водной магистрали. «Лукойл» чётко обозначил свою «цену входа» в арктические проекты. Тов. Алекперов заявил, что Арктика компании интересна, но «при продажной цене нефти от 80 долларов за бочку, а желательно при 120».
«Лукойл», верстая бюджет компании на следующий год, исходит из того, что цена на нефть составит 50 долларов за баррель. То есть работать на новых месторождениях в Арктике не выгодно. Или «Лукойл» ждёт льгот и субсидий от государства, чтобы войти в новые проекты на Северах.
И еще… «Лукойл» не так давно сделал пробную отправку партии нефти со своего Варандейского терминала в КНР не западным, а восточным маршрутом — по СМП. Получилось 50 на 50: чуть подешевле, но зимой бессмысленно и рискованно. Поэтому в следующем году «Лукойл» будет возить через Суэц.
©️ Новый рекорд на СМП
По данным дирекции СМП Росатома, по состоянию на 15 ноября объем перевозок грузов в акватории СМП превысил 26 млн тонн. В соответствии с паспортом федерального проекта «Северный морской путь», этот показатель должен быть достигнут до конца 2019 года.
Основной прирост грузопотока произошел за счёт проекта «Ямал СПГ». Также произошло увеличение количества отгружаемой нефти с Арктического отгрузочного нефтяного терминала Новопортовского месторождения «Ворота Арктики». Транзит по СМП увеличился более чем на 205 тыс. тонн, что составляет 29,5% от объемов того же периода 2018 года.
В общем, всё достаточно предсказуемо. Основной поток грузов составляют предприятия ТЭК. Транзит грузов - минимальный. Но так или иначе в этом году рекорд по перевозке грузов на СМП будет.
Но вот откуда взять еще более 50 млн тонн для выполнения указа президента к 2024 году, так и не понятно.
©️ Эстонская Арктика
В полку арктических стран прибыло: Эстония тоже хочет стать «арктической державой» и подала заявку на получение статуса страны-наблюдателя в Арктическом совете.
Тот случай, когда сама по себе новость уже смешная. Население Эстонии около 1 200 000 человек, экономика Эстонии находится на 112 месте в мире. До сего момента Эстония никак не относилась к Арктике. Не было ни громких заявлений, ни политических амбиций, ни даже попыток поучаствовать в международных форумах. И вот, вдруг Эстония решила проявить свои арктические амбиции. Министр иностранных дел Эстонии г-н Рейнсалу так объяснил желание Эстонии поучаствовать в Арктике: «Мы самая северная из не арктических стран».
Ну что, логика в этом есть. Только дело здесь вряд ли в обеспокоенности Арктикой этой маленькой не арктической страны. У Эстонии есть достаточно узкая специализация — противостояние России. Это ее основной международный бизнес. В связи с этим и интерес к Арктике. У России начало получаться работать в Арктике не только внутри страны, но и на международной арене. Есть диалог, есть понимание и хорошие контакты с главами государств. Сдаётся нам, что Эстонию подталкивают в Арктический совет «старшие товарищи» для исполнения роли «мальчиша-плохиша». Задача Эстонии будет вносить неприятные для России резолюции, делать громкие заявления об экологии в Арктике и вообще требовать свободного доступа гражданским и военным судам к СМП.
Может, конечно, всё будет и по-другому. Но пока Эстония на протяжении 30 лет своей независимости занималась противостоянием с Россией, а не сотрудничеством с ней.
©️ Росатом собрался в арктические перевозчики
Сегодня в СМИ появилась информация о том, что Росатом собирается стать крупнейшим морским перевозчиком и единственным в мире арктическим перевозчиком. Товарищи из госкорпорации планируют возить грузы из Юго-Восточной Азии в Европу по Севморпути, В Росатоме рассчитывают на доставку 72 млн тонн грузов в год, из них контейнерных – 43 млн тонн.
В организацию морских перевозок Росатом планирует вложить $6,97 млрд, из них $5,76 млрд пойдет на строительство современных грузовых судов, остальные средства – на модернизацию портовой инфраструктуры. Росатом планирует вложить в проект примерно 20% своих средств, остальное взять в банках и реинвестиций.
Ну, наверное, уже надо привыкнуть, что как только речь заходит об Арктике и проектах крупных корпораций, то начинают сразу мелькать гигантские цифры и амбиции. Росатом не остался в стороне от этого процесса. Говорили многократно и повторим еще раз: транзит по Севморпути – очень рискованное и неблагодарное дело.
Затея с международными перевозками по СМП имеет смысл, если говорить не просто о транзите грузов, а о создании портов-хабов на Камчатке и в Мурманске, то тогда появляется смысл для развития российских арктических территорий. Но даже в этом случае цифры, заявленные Росатомом по перевозке контейнеров, весьма завышены. На сегодняшний день потребности в транзитных перевозках такого количества грузов по СМП нет и не предвидится. Все попытки затащить Maersk и других крупных перевозчиков, организовать собственные перевозки лихтеровозом – всё обернулось провалом.
Ну и еще… Раздражение Росатома, вызванное тем, что он не смог настроить за год работу на СМП, и так накапливалось. И вот тут еще и эта презентация, которая показывает не амбиции госкорпорации развивать Арктику, а амбиции освоить деньги.
Кстати, самое забавное, что данная презентация готовилась не дирекцией СМП, а другим подразделением Росатома.
Все попытки затащить Maersk и других крупных перевозчиков, организовать собственные перевозки лихтеровозом – всё обернулось провалом.
Ну и еще… Раздражение Росатома, вызванное тем, что он не смог настроить за год работу на СМП, и так накапливалось. И вот тут еще и эта презентация, которая показывает не амбиции госкорпорации развивать Арктику, а амбиции освоить деньги.
6 октября 2019 года во Владивостоке прошла церемония имянаречения и подъёма государственного флага РФ на челночном танкере "Михаил Лазарев" компании "Совкомфлот". Это уже седьмой по счёту челночный танкер ледового класса Arc7, построенный южнокорейскими корабелами для отечественных заказчиков.