3-62> Тут снова выступил Рогозин. В бодании с Маском. И заявил "многоразовые ракеты менее экономически эффективны по сравнению с одноразовыми" и это потому что "половина топлива уходит на то, чтобы вернуть ступени ракеты Falcon-9 от SpaceX на Землю" ( Рогозин объяснил нежелание объединять усилия с Маском: Космос: Наука и техника: Lenta.ru )
Даже если бы половина топлива уходила на возвращение, это было бы неважно. У Маска всё топливо для всего пуске, включая возвращение, составляет примерно 0,3%, или 200 тысяч долларов. Это по сравнению со стоимостью ракеты практически ничто. Если нужно заплатить столько же, чтобы вернуть ракету всего 1 раз (!), то это уже имеет экономический смысл.
Многоразовые проигрывают не из-за топлива, а из-за того, что они сложнее и дороже одноразовых. Весь гений Маска в данном вопросе - это изобрести такую многоразовую ракету, которая незначительно дороже одноразовой. То есть не в 5-10 раз, а всего на 30%: практически только лапки добавить и вычеркнуть верхнюю ступень, плюс межполётное обслуживание.
Что касается фактических затрат топлива на возврат, то там время работы двигателей ничтожно, и работают только 3. Понятно, что 9 двигателей за 160 секунд спалят в 120 раз больше топлива чем 3 двигателя за 4 секунды. В общем там не больше 2% теряется. Но как я уже объяснил, это не имеет никакого значения[1].
Рогозин наверное хотел предельно упростить для обывателя далёкого от темы. Вряд ли он не знает, что ракета гораздо дороже топлива.
[1] Значение для потери ПН в многоразовом варианте, конечно, велико. Ракета ведь наибольшюю часть скорости получает когда она весит меньше. А тут такой балласт! Циолковского не обманешь.