Сообщение было перенесено из темы
Хо [2].
Ну ещё чуть чуть, потом побольше
Подготовка к БС проводилась строго по план-графику рассчитаному на 45 суток, шли с опережением. Для штурмана, как и для других командиров БЧ, это тяжёлый и кропотливый труд. Корректура карт, выверка приборов, предварительные расчёты на поход и прокладка, многочисленные проверки, контрольный выход, прощальный поцелуй и вперёд. 1 ноября 1974 года КУГ командир кап 2 ранга Пруцков Д.Г. МРК «Вихрь» камандир кап-л-т Ивантеев Д.Ф. «Бриз» камандир кап 3 ранга Гайтов Ц.Б.. вышли на БС, «ПРТБ-33» командир кап 2 ранга Макеров Ю.С.. из состава КУГ вышла накануне. На наших кораблях возвращались в средиземку часть офицеров штаба 5 ОПЭСК, которых мы должны были пересадить на СКР 50 проекта. В Эгейском море попали в жесткий шторм. В шторма доводилось попадать и до и после этого. Но этот запомнился на всю жизнь. Развитое 6-ти бальное волнение, волна короткая, почти как на Балтике, корабли болтает и бьёт так, что они содоргаясь всем корпусом, аж звенят, мачты трясутся так, что кажется сейчас оторвутся и за борт, качка во всех плоскостях до 30 градусов, контейнерами черпаем воду, командир БЧ-2 переживает за ракеты. А тут требуют развернуться на обратный курс и следовать к СКР, который прячется где то за островом, комдив кап 2 ранга Пруцков Д.Г. категорически против разворота, кабы чего не случилось. Подобрали оптимальный курс к волне и следуем в сторону берега под укрытие. Офицеры штаба ОПЭСК попавшие в такой шторм на «скорлупках», запрашивают «добро» у КП ОПЭСК на вход в территориальные воды Греции для укрытия, им стало страшно, а нам? Всё по кораблю летает, срывается со штатных мест. Большая часть экипажа в стельку, более стойкие мичмана и офицеры встали на вахты у действующих механизмов. Потихоньку продвигаемся к защищенной бухте. Зашли, легли в дрейф, поджидаем СКР. Подошёл СКР, пересадили офицеров штаба, нам приказ следовать в 15 точку пролива Антикитира, вышли следуем. К утру шторм начал стихать. Проведенная после шторма ревизия показала, что всё что могло и не могло разбиться, разбилось. Картина была удручающая. Через определенное время, конкретно через 10 суток, провизия на автономность корабля, продукты закончились, закончилась пресная вода, в систему не подают, только лагунами на камбуз для приготовления пищи, пища, сухари. Стоим в точке №15. Командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. подаёт в очередной, какой не известно, раз, заявку на продовольствие, в ответ невразумительное молчание или отговорки. Наконец ответ, к вам следует крейсер «Грозный». Подошёл и нарезает круги вокруг точки, чем помочь? Следует длинный перечень. В ответ могу дать два мешка муки. А что с ней делать, блинчики печь. Три свистка в тумане и покатил дальше. Дали команду следовать в 12 точку залива Эс-Салум. Пришли, к борту подходит рфс «Лама», начинает по заявке подачу продуктов, где то в средине передачи выходит на палубу рфс «Лама» вот такой мичман! И говорит давайте вашего баталера с чековыми требованиями. Какие требования? Кто их видел? А вообще кто их давал и кто брал? Выяснили ни кто не давал и не кто не брал. Кричит, отдавайте продукты назад. Наивный, пойди и забери у полуголодных людей. Кричит руби концы, отходим. Да пусть бы уже и отходил, но кап 2 ранга Пруцков Д.Г. командует выставить вахту ПДСС у каждого швартова и если вдруг кто попытается без его разрешения отойти, то….. Ситуацию в конце концов разрулили, в следующие боевые у баталеров было столько чековых требований, что у эскадры не хватило бы продовольствия их обеспечить. Через месяц Б.С. вышел из строя гирокомпас ГКУ-1, надо заметить, что на первых трёх МРК стояли гирокомпасы «Волга-1», это были экспериментальные образцы которые начали менять на серийные ГКУ-1. Первым его установили на МРК «Вихрь» в аккурат перед Б.С. Так вот в 52 точке он и навернулся. Сначала электрик штурманский ст. м-с В. Кравчук пытался его отремонтировать своими силами, а когда не получилось позвал меня в гиропост. Неисправность после 4 часов работы определили, не снималось напряжение 40 в с усилителя, решение заменить из ЗИПа, меняем, снова нет напряжения, второй ставим, нет. Снова пролезли всю схему, на усилитель подаётся а с него нет. Мозги начинают закипать. Тогда ст. м-с Кравчук подаёт предложение взять его с другого усилителя и подать в систему куда нужно, Сделали всё заработало, так проходили всю Б.С. с ГКУ опутанным проводами. Насколько помню основное время БС прошло именно в 12 и 52 точках залива Мерса-Матрух. Из них мы выходили на перехват АВУ «Форрестол» КРА УРО «Лонг-Бич» наносили условные ракетные удары и возвращались в точку. Задачи слежения нам не ставили так как их выполняли ГСы и МРЗК, тогда даже тральщики привлекали мало. В конце БС нам поставили задачу слежения оружием за крейсером «Литлл Рок». Следили начиная с меридиана 25 градусов и до траверза Бейрута в течении 5 суток по данным с КНС и КП 5 ОПЭСК, данные постоянно различались и мы вели боевую прокладку двумя курсами один по данным КНС, другой по данным КП 5 ОПЭСК и только на траверзе Бейрута мы вышли по нему в ракетную атаку в режиме «Актив» РКС «Титанит» и прежде чем доложить результат на КП сблизились на визуальный контакт, что бы убедится по кому мы нанесли удар и после этого доложили на КП. По окончанию слежения нам дали команду на деловой заход в порт Тартус. Подходя к порту слева от фарватера увидели затопленный сухогруз ММФ «Илья Мечников» пораженный ПКР «Габриэль» изральским РКА «СААР-4» во время нападения на порт 12 октября 1973 г. В порту МРК «Бриз» ошвартовался к ПМ, МРК «Вихрь» у неё по носу к военному пирсу где стояли сирийские РКА проета «183Р» один и два «205». Сирийские офицеры, обучались в Бакинском ВВМУ и хорошо говорили по русски, рассказывали о морском бое с израильскими РКА и о налёте на порт, при налёте на порт очень эффективными оказались наши АУ «Шилка» показывали своего героя который сбил ПКР. Наш начальник РТС ст л-т Кривцунов В.Д. за «шило» договорился на гражданских судах организовать звонок по телефону домой, кто успел тот позвонил. На моей памяти это был первый и последний раз на БС. После проведения усиленного ППО и ППР пошли в 5 точку в проливе Китира на переходе да и вообще всю БС нас облётывали палубные штурмовики «Интрудер» и истребители «Корсар», они отрабатывали по нам, а мы по ним, очень хорошая практика стрельбовых расчётов ЗРК «Оса» и ЗАК «Барс». Постояли в 5 точке . Задачи выполнены, в базу. Бесконечная череда флотских будней.