101>> И Орленок это ближе к корабль, нежели к самолету.
В.Б.> Как-как?
В.Б.> А, у вас такой экраноплан, что он ближе к кораблю? Т.е. основной режим водоизмещающий, или, все-таки, глиссирующий? Может, переходный? Какое число Фруда-то?
Для переходных режимов характерным является изменение сил,
действующих на аппарат. Гидростатические силы, действующие при
плавании, сменяются гидродинамическими. Затем, при переходе в
экранный полет, на аппарат действуют аэродинамические силы, а с
уходом от поверхности исчезает экранный эффект.
На рис. 7 в качестве иллюстрации представлена зависимость сопротивления экраноплана от относительной скорости его движения.
Здесь режим I – плавание
FrD(число Фруда 1)
режим II – глиссирование
FrD( больше3, меньше 12)
режим III соответствует полету вблизи экрана
FrD( больше 12)
Когда FrD 18 , экраноплан выполняет свободный полет.
На рисунке также обозначены переходные режимы IV в виде заштрихованных областей.
Число Фруда FrD в данном случае рассчитано по водоизмещению, как это принято в кораблестроении:
Приведенный график демонстрирует преимущество экранного полета по отношению ко всем остальным режимам движения с точки зрения сопротивления аппарата.
Широкий диапазон режимов движения экраноплана предъявляет
к конструкции такого аппарата соответствующие требования. В режиме плавания экраноплан должен обладать необходимой плавучестью, ходкостью, продольной и поперечной остойчивостью и другими качествами, присущими водоизмещающему судну. В режиме глиссирования аппарат должен обладать качествами глиссера – ходкостью, управляемостью, устойчивостью глиссирования, мореходностью. Полет вблизи экрана – как основной режим – предъявляет к экраноплану самолетные требования. Необходимо иметь хорошие аэродинамические характеристики, в том числе и устойчивость по высоте.
Амфибийные режимы движения экраноплана дают ему возможность безаэродромного базирования. Возможность выхода экраноплана на пологий берег, движение по суше обеспечиваются с помощью поддува под крыло от струй двигателей или с помощью создания статической воздушной подушки под аппаратом. Кроме того, на экранопланах могут быть применены и традиционные шасси
самолетного типа.