Реклама Google — средство выживания форумов :)
"Работы идут в плановом порядке, сейчас создается новое КБ под этот проект. Разрабатывается внешний облик изделия. Первые полеты на дозвуковом режиме - конец следующего года", - сказал он.
Госкорпорация Роскосмос и частная компания МТКС ("Многоразовые транспортные космические системы") 1 сентября подписали пятилетнее соглашение о сотрудничестве в создании спроектированного МТКС многоразового транспортного космического корабля, который сможет доставлять грузы на МКС и составит конкуренцию кораблю Dragon компании SpaceX. Документ может быть автоматически продлен, если стороны не решат прекратить сотрудничество.
В пресс-службе Роскосмоса подтвердили факт подписания соглашения и рассказали РБК, что документ является "рамочным" и "не содержит никаких обязательств, в том числе финансовых". Источник издания в Роскосмосе пояснил, что соглашение открывает для МТКС больше возможностей для работы с предприятиями космической отрасли.
Компания МТКС была создана в 2019 году и зарегистрирована в подмосковном Королеве. Гендиректором компании является Дмитрий Кахно, который также возглавляет компанию "Энергия-Лоджистикс" (дочерняя компания принадлежащей "Роскосмосу" Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия"). Бенефициаром МТКС является один из создателей Агентства космических исследований Казахстана и экс-гендиректор S7 Space Сергей Сопов.
Сопов ранее рассказывал, что проектируемый компанией корабль, получивший название "Арго", будет готов к 2024 году. Источник РБК, близкий к руководству МТКС, сообщил, что этот план остается в силе, а создание четырех образцов корабля обойдется компании примерно в 136 млн евро. Главным конструктором проекта является Николай Брюханов, который ранее был генеральным конструктором пилотируемого корабля "Орел", разработку которого ведет Роскосмос.
Плановые характеристики "Арго" предусматривают, что полная масса корабля составит 11,5 тонны, диаметр - 4,1 метра, высота - 5,6 метра, а объем грузового отсека - 11 кубических метров. Он сможет находиться на орбите в составе МКС до 300 суток, а полет корабля в автономном режиме для проведения исследований может составлять до 30 суток.
В МТКС обещают, что "Арго" сможет доставлять с Земли на орбиту и обратно за меньшие деньги, чем многоразовый Dragon. "За миссию Crew Dragon американская компания SpaceX Илона Маска просит около 150 млн долларов. В эту сумму входят доставка груза и его возврат, стыковка корабля, а также стоимость ракеты Falcon 9. МТКС намерена доставить и вернуть груз с орбиты на корабле "Арго" с ракетой-носителем "Союз-2.1б" за 69 млн долларов", - рассказал собеседник РБК, уточнив, что компания намерена осуществлять не менее трех пусков в год с 2025 года. В этих миссиях корабль будет доставлять на МКС не менее 2 тонн грузов и не менее 500 килограммов топлива (на Землю он сможет возвращать до 1 тонны грузов). Также план предусматривает 1-2 запуска корабля в год для вывода коммерческих аппаратов.
Помимо создания корабля, соглашение МТКС и Роскосмоса предусматривает создание и развитие технологической и производственной базы для его проектирования и производства. Кроме того, стороны договорились о создании современной производственной базы для изготовления композитных деталей и конструкций и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и об освоении серийного производства композитных деталей и конструкций для их использования в ракетно-космической промышленности.
Подробнее: NEWSru.com :: Роскосмос и частная компания МТКС займутся созданием многоразового корабля для доставки грузов на МКС. Он составит конкуренцию кораблю Маска
— На какой срок рассчитана программа?
— Первая — на десятилетку до 2030-го, но каждые пять лет она будет обновляться. Понимаете? Уже в 2026-м начнет работать программа до 2035 года. Мы закладываем длинный горизонт планирования, что удобно для всех участников процесса — от науки и производства до контрактно-договорных служб, готовящих расчетно-калькуляционные документы.
— Цена вопроса?
— Она будет утверждаться. С учетом нашей дискуссии с Минфином, которую мы с вами уже вспоминали сегодня, думаю, есть только один человек в стране, который подтвердит эту цифру...
— Вы для себя ее уже сформулировали?
— Конечно. У нас появилось четкое понимание. Мы готовы отвечать за каждый рубль, но сумму сейчас вам не назову, это предмет сложных дискуссий между возможным и необходимым.
Тут ведь много составляющих. Это и инвестиционные проекты, и развитие ГЛОНАСС, и дальнейшее обустройство Восточного, и создание ракеты сверхтяжелого класса "Енисей" для покорения дальнего космоса, разработка и испытания которой обойдутся дорого. Под триллион рублей. Да, она будет в 15 раз мощнее ракеты среднего класса типа "Союз-2", но под нее также потребуется создание собственного стартового комплекса, а это — строительство третьей очереди Восточного.
— Когда "Енисей" должен полететь?
— В 2028 году. В соответствии с указом президента.
Словом, программа гигантская... Она выносится в правительство, где будет рассматриваться комплексно. Естественно, финансово-экономический блок скажет: "Денег нет". Типа ищите у себя.
...
— И все же: из-за сокращения финансирования вы планируете закрывать какие-то программы?
— Нет, но многое придется перенести на более поздний период.
— Например?
— Допустим, проект исследования Марса нам по силам реализовать самим. Технологии позволяют. Но из-за обрезанного финансирования начали искать партнеров и нашли в лице Европейского космического агентства. Будем делать вскладчину. Мы проект не выбрасываем, а интернационализируем. Ракета наша, посадочный модуль "Казачок" — тоже, а перелетный — европейский. Расходы делим.
У китайцев достаточно финансирования, чтобы ни с кем не кооперироваться. У американцев тоже. А мы, как та голь, что на выдумку хитра... Никому нельзя уступать лидерство в космосе. Это как спорт высоких достижений. Весь мир считает, у кого больше олимпийских медалей.
— Что с лунной программой?
— На НПО Лавочкина собираются аппараты, и кое-что из "железа" уже готово полностью. Осенью следующего года планируем первый за долгий период запуск. С космодрома Восточный.
В советское время осуществили 71 лунную миссию. Как думаете, сколько из них достигли цели?
— Раз спрашиваете, значит, мало.
— 24. В остальных случаях аппараты были потеряны, что, в общем-то, объяснимо, задача стояла крайне сложная. Она и сейчас легче не стала. Технологии живут, пока живы их создатели. Потом приходится заново наращивать компетенции.
Поэтому нынешний аппарат будет называться "Луна-25".
...
— А почему с "Ангарой" история тянется так долго?
— Я разбирался, пытался понять, что произошло. В 2014 году тяжелая "Ангара-А5" полетела, но это испытание не подтвердило заложенные требования заказчика. Выводимая масса оказалась ниже, чем нужно. В итоге потребовалась полная переработка конструкторской документации. Второй запуск носителя запланирован на ноябрь с Плесецка. Пока идет подготовка к старту.
Еще одна проблема, объясняющая задержку: Центр Хруничева долго работал на двух промышленных площадках — в Москве и Омске. Вот и получилось, что универсальный ракетный модуль возили из Сибири в столицу, проверяли на контрольно-испытательной станции, потом отправляли в Омск, где его снова собирали. И так — много раз. Совершенно безумная логистическая производственная схема!
Мы решили сконцентрировать в Омске замкнутое производство серийного типа для ракет-носителей "Ангара". Сейчас там идут работы, и с 2023 года завод будет работать самостоятельно, сможет производить несколько тяжелых ракет в год. Это большой инвестиционный проект.
Что касается московской площадки Центра Хруничева, она избыточна по территории, ранее ее предполагали продать примерно за 25 миллиардов рублей. Но в августе 2018-го президент Путин решил отказаться от планов использования этой производственной базы под застройку жилья, за что я ему благодарен.
Мы встретились с мэром Москвы Собяниным, продумали совместный проект, пришли к Владимиру Владимировичу, он полностью нас поддержал. Смысл в чем? На 90 гектарах, занятых старыми, брошенными цехами и складами, создается технопарк, размещаются производства, в том числе частные, связанные с авиацией и космонавтикой. Сейчас идет подбор компаний, которые туда готовы зайти
На оставшейся же территории, находящейся в ведении Москвы, за счет именно городского бюджета, а не денег Роскосмоса начинается строительство инженерного центра на 20 тысяч человек. У нас в Москве 50 тысяч работников, значительную часть соберем на этой площадке. А на оставшихся 50 гектарах сохраняется и развивается современное ракетное производство, ориентированное на водородную тематику.
В технопарке у Роскосмоса блок-пакет — 25 процентов плюс одна акция. Это было решение Владимира Путина. Теперь у нас появится место, где соберутся все конструкторы, при этом обновится и сохранится производство — Московской ракетный завод. Нам этого более чем достаточно. Площадка примыкает к инженерному центру, все будет соединено. Включая базовые кафедры ведущих вузов. В одном флаконе, как говорится.
— Когда должны построить?
— Москва обещает в конце 2022 года сдать объект. Пока продумываем, какие фирмы, наши компании и КБ туда переедут. Там будет даже "зеркало" Центра управления полетами, соединенное интерфейсом с ЦУПом в Королеве. Все помещения под загрузку уже расписаны.
...
— Хотелось бы увидеть "Орла", который давно должен был сменить "Союзы" и "Прогрессы". Полетит птичка?
— Объясню, чтобы было понятно. Когда американцы в 2011 году закрыли свою пилотируемую программу, на Роскосмос легла огромная ответственность, поскольку мы одни должны были отправлять астронавтов и космонавтов на МКС. Из-за этого на российском сегменте станции возник дефицит экипажей, мы были сильно лимитированы с точки зрения проведения научных экспериментов. И программа полетов стала сокращенной. Но мы пошли навстречу NASA, девять лет возили американцев.
Они в это время создавали свои корабли, вложив колоссальные деньги. Для примера, SpaceX получил около четырех миллиардов долларов, Boeing еще больше. Потратили огромные суммы, лишь бы побыстрее перестать зависеть от русских.
Мы, естественно, тоже делали свой корабль. Новый. Но это не то, что Crew Dragon или, скажем, Starliner от Boeing. "Орел" — аналог Orion, многоразовый корабль не для низких орбит, не для МКС. Тут у нас есть "Союз МС", пусть летает, еще лет десять он будет нормально выполнять свои задачи.
"Орел" нужен для того, чтобы работать за пределами магнитного поля Земли в условиях повышенной радиации. У него есть уникальные качества, которые позволяют ему возвращаться не на первой, а на второй космической скорости и входить в атмосферу в гораздо более жестких условиях, чем то, что делают корабли, обслуживающие МКС
Работы развернуты. По планам в ноябре-декабре 2023 года с Восточного должен состояться первый тестовый запуск "Орла".
Что касается "Союза МС", он, повторяю, не исчерпал ресурс. Вам надо решить какую задачу? Добраться до МКС, безопасно довезти туда людей и эвакуировать их в случае ЧП? Наш корабль за всю историю имел три аварии. При пожаре на старте и при разделении ступеней ракеты. И все три раза экипаж был спасен.
...
— А почему, кстати, вы так и не рассказали про дырочку в правом боку?
— Вы о технологическом отверстии в бортовом отсеке "Союза", которое в августе 2018 года привело к потере герметичности?
— Ну да. Диверсия врагов или ваш косяк?
— Мы свою работу сделали на сто процентов. Более того, я лично вылетал на Байконур встречать экипаж, который доставил снятые Олегом Кононенко пробы с внешнего борта бытового отсека корабля. Олег семь часов работал в открытом космосе вместе с Сергеем Прокопьевым. Космонавты проделали все до конца, чтобы установить истину. Я забрал эти пробы и передал следственным органам.
— И?
— Их спрашивайте. А потом мы ответим. Хотя наши специалисты понимают, что произошло. Но слово должны сказать те, кто занимается расследованием. Зачем буду за них комментировать-то?
Могу лишь заметить, что случай крайне неприятный, даже оскорбительный для отрасли, однако у меня нет морального права давать свои версии. Пусть следствие скажет…
— А оно скажет?
— Понимаете, в чем проблема? Матчасти-то нет, предмета исследования. Бытовой отсек отстреливается от корабля при вхождении в плазму и в ней же сгорает. Поэтому мы предприняли все возможное, пока он был на орбите, отправили туда людей. Олег Кононенко специально летал, командир отряда космонавтов, он снял все пробы, о которых нас просили следователи. Дальше дело за ними.
— Не могу не спросить об Илоне Маске. Вы мазнули его по касательной.
— Он мне уже будто родственник…
— Ваше альтер эго.
— Нет, тогда уж, скорее, Джим Бранденстайн, глава NASA, а не руководитель одной из фирм.
— Но шороха Маск наделал много.
— Молодец. С одной стороны.
— С какой?
— Смелости инженерных решений и их публичного треска.
— А с другой?
— Мы знаем, что экономика не совсем безупречна.
— Но 100 пусков уже было.
— Не-не-не, дело не в этом, а в количестве повторного использования ступеней. Мы пытались использовать эту технологию, но расчеты показали, что она не столь эффективна с кислород-керосиновыми двигателями, которые есть и у Маска, и у нас. Такая технология хороша с двигателями на метане, сжиженном природном газе, позволяющем не перебирать двигатели после каждого полета, а сразу ставить на следующий блок и запускать.
Мы это сделаем, но на другой технологической основе, не как Маск. Он молодец, что первым показал: эта штука работает.
...
— Предложите более привлекательный продукт.
— Мы работаем над этим, но у нас нет IPO и публичных структур, которые продают акции на рынке. Здесь другая схема устройства отрасли, это государственная корпорация. Считаю, на этом этапе она правильна. Пока не закончим полностью реновацию и не выведем на рынок совершенно новую ракетно-космическую технику. Это произойдет года через три. В дальнейшем, возможно, привлечем частный капитал в наши акционерные компании. Должна быть определенная последовательность в шагах. Но это никак не реабилитирует людей, которые пытаются, как плохиши, бежать сейчас навстречу армии буржуинов. Понимаете? Отрицательно к этому отношусь. Да, люди слабы, корыстны, завистливы, но нельзя терять человеческий облик, вести надо себя прилично.
Тем более что частный капитал в космической отрасли России уже реальность. И мы эту тенденцию всячески поддерживаем. Хотите примеры? Пожалуйста. Группа компаний S7 приобрела пусковой комплекс "Морской старт", и мы сейчас обсуждаем с партнерами пути возобновления пусков с этой уникальной платформы, предлагая использовать наш новый ракетно-космический комплекс "Союз-5".
С частной компанией МТКС подписали соглашение о создании многоразового транспортного космического корабля "Арго". С группой компаний ВИС у нас совместная рабочая группа по развертыванию коммерческой орбитальной группировки ДЗЗ. С компанией "Барл" сотрудничаем в рамках создания уникального центра обработки космических данных и возможного их участия в построении орбитальной группировки над Арктикой. Развиваем сотрудничество с АФК "Система", речь о холдинге космического приборостроения. Стратегическое направление по созданию композитных материалов и применению аддитивных технологий реализуем с частными акционерами совместного предприятия "Композит". Могу долго перечислять примеры, называя конкретные группы инженеров-энтузиастов, которые обращаются к нам со своими идеями. Это и для нас, и для страны важно — открыть космос для частной инициативы.
В мае 2019 года он сообщал, что "Роскосмос" совместно с МГУ хочет создать космический "Ноев ковчег". С помощью такого эксперимента планируется изучить, что происходит с этими живыми организмами в условиях дальнего космоса.
"Пока ни один специалист не смог подтвердить, что человек способен выжить за пределами геомагнитного поля", — указал Рогозин.
Глава "Роскосмоса" рассказал, что "Ковчег" в течение четырех недель пробудет на орбите высотой до 20 тысяч километров.
МОСКВА, 28 октября. /ТАСС/. Роскосмос с 2021 года приступает к развертыванию программы "Сфера", которая предполагает создание спутниковой группировки из более чем 600 космических аппаратов. Об этом сообщил в среду глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
"С 2021 года мы приступаем к развертыванию программы "Сфера", это многоспутниковая группировка, где есть и спутники нового поколения, мультиспектральные", - сказал Рогозин, выступая на деловом форуме Евразийского экономического Союза (ЕАЭС) "Интеграция. Стратегия опережающего развития".
По его словам, особое внимание уделяется тому, чтобы с помощью такой группировки обеспечить широкополосный интернет и связь, в том числе по Северному морскому пути.
Рогозин также сообщил, что со следующего года у России появятся аппараты "радиолокационного зрения, которые позволяют видеть и в ночное время, и сквозь туман и облачность". "Мы готовы этой информацией делиться с нашими партнерами по Евразийскому союзу", - отметил глава Роскосмоса.
...
Вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщал ранее в интервью газете "Ведомости", что правительство заложило в бюджет на 2020-2022 годы проект создания российской орбитальной спутниковой группировки "Сфера". На него за этот период выделят более 10 млрд рублей.
Президент России Владимир Путин раскритиковал работу "Роскосмоса" на совещании по вопросам развития космической отрасли.
Глава государства отметил в ходе своего выступления, что "Роскосмосу" было поручень подготовить ряд новых программ, направленных на разработку ракет сверхтяжелого класса, на создание космической группировки в рамках проекта "Сфера", а также на дальнейшее развитие системы ГЛОНАСС.
«Однако, как я вижу... программы до настоящего времени не утверждены», — констатировал президент .
После этого Путин потребовал назвать сроки, когда программы будут сформированы и подчеркнул, что работа должна быть сделана в ближайшее время.
Президент также потребовал "оперативно определиться с необходимыми объёмами бюджетных ассигнований на эти программы".
Путин раскритиковал Роскосмос за долгое утверждение некоторых программ и указал на необходимость оперативно исправить ситуацию.
"Роскосмосу было поручено подготовить ряд новых программ, в том числе направленных на разработку ракетного комплекса сверхтяжелого класса, на создание космической группировки в рамках проекта "Сфера", а также на дальнейшее развитие системы ГЛОНАСС", - напомнил в понедельник глава государства на совещании по финансированию и развитию космической отрасли. "Однако, как я вижу по представленной информации, указанные программы до настоящего времени не утверждены", - констатировал президент. На нынешнем совещании он потребовал доложить, "в чем причины такой задержки, когда будет окончательно завершено их формирование".
"Сделать эту работу нужно в самое ближайшее время, в том числе оперативно определиться с необходимыми объемами бюджетных ассигнований на эти программы", - сказал Путин.
Глава государства также отметил, что "нужно сформировать согласованную позицию по вопросам финансирования федеральной космической программы на 2016-2025 годы". "В ее рамках реализуется значительное количество важных проектов, в частности в области пилотируемой космонавтики", - пояснил он.
МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Утверждения программ создания многоспутниковой группировки "Сфера" и сверхтяжелой ракеты до сих пор нет из-за вопросов финансирования. Об этом сообщил генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин в эфире программы "Полный контакт" на радио "Вести FM".
"Уткнулись в конкретные параметры финансирования", - сказал Рогозин.
По словам главы Роскосмоса, это связано с непростым годом. Это и давление пандемии, поэтому большие средства необходимы для резервного фонда для обеспечения карантинных мер, мер безопасности населения. Есть проблемы, связанные с конъюнктурой на рынке углеводородов. "Поэтому принять такого рода решение на самом деле никто не мог, пока президент не вмешался. Поэтому я и обратился к президенту некоторое время назад с просьбой провести вчерашнее совещание", - подчеркнул Рогозин.
Глава Роскосмоса отметил, что расхождения в оценке стоимости программ между госкорпорацией и Минфином составляют от нуля до 1 трлн рублей. При этом комментировать, почему есть такие разногласия, Рогозин не стал.
"Я не хотел бы сейчас усугублять свои и так не очень простые отношения с руководством Минфина, потому что вчера дискуссия тоже была довольно-таки жаркая. У них есть свои аргументы, они считают, что надо работать лучше, мы считаем, что мы работаем хорошо", - добавил гендиректор госкорпорации, напомнив, что уже два года Роскосмос летает безаварийно.
SpaceX установила цену в 2,7 тыс. долларов за килограмм при выводе на низкую опорную орбиту и сделала конкуренцию практически невозможной. В некоторых проектах, например в Starlink, стоимость пуска оказалась даже ниже 2 тыс. долларов за килограмм, что принципиально невозможно обеспечить любой другой компании. Для сравнения – стоимость килограмма полезной нагрузки, выводимой на ракете «Союз-2», варьируется от 4,5 тыс. долларов за килограмм до почти 10 тыс. (влияет стоимость груза, его сложность и прочее), что даже по нижней границе рынка практически не вписывается в конкурентоспособную модель. Попытка приспособить для космических пусков военную ракету-носитель РС-18 («Рокот») тоже провалилась – стоимость вывода на орбиту одного килограмма груза и вовсе превысила 15 тыс. долларов за килограмм.
Надежды на новейшую ракету «Ангара» тоже пока не оправдались. И дело не в том, что ракета неудачная. Просто она слетала в космос всего один раз, и разовая акция никак не может считаться успешной космической программой, да еще и с коммерческой точки зрения.
Однако у России есть и другие перспективные разработки. И речь идет прежде всего о ракете-носителе «Амур-СПГ» (Союз-7). «Амур-СПГ» может стать самой дешевой и самой экологичной ракетой в мире. Стоимость ее пуска, по данным источников газеты ВЗГЛЯД в космической отрасли, не должна превысить 20 млн долларов – это в три раза меньше, чем SpaceX просит за пуск Falcon 9 в данный момент.
Правда, полезной нагрузки в новой ракете (при выводе на низкую опорную орбиту) будет меньше, чем у Falcon 9 – 12,5 тонн против 15,7. Но при этом российская ракета может оказаться заметно легче американской – 360 тонн против 550 тонн, что выводит российскую ракету в класс средних, а не тяжелых ракет.
Конкурс на разработку возвращаемой многоразовой ракеты, способной работать на всем диапазоне нагрузок легких и средних ракет, выиграл ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс», опередив частную компанию «КосмоКурс» и ГКНПЦ имени Хруничева. Опыта в создании прорывных технологий самарцам не занимать, поэтому нет сомнений в том, что задачу они выполнят. Первый полет российской ракеты «Амур-СПГ» на топливной паре метан – кислород состоится примерно в 2025–2026 году. По крайней мере, так заявляется на сегодня.
Однако у Илона Маска и компании SpaceX есть фора в 15 лет. С 2006 года, первого пуска ракеты Falcon, американцы постоянно совершенствуют свои космические технологии. Некоторые их решения, например импульсные включения двигателя на этапе посадки, признаются как не имеющие аналогов в мире. Все эти результаты российской науке и промышленности придется активно догонять, и сколько времени займет эта гонка, пока непонятно.
После определения всех направлений развития в Федеральной космической программе может оказаться два ключевых вектора.
Первый – выполнение государственных и оборонных задач. Для этого сейчас создаются ракеты «Ангара» и ее модификации, достраивается космодром Восточный. Эти технологии понадобятся военным для запусков спутников оптической и радиоэлектронной разведки и других аппаратов. Для этих же задач на «Ангару» могут затащить и реанимированный «Буран» (однако эта перспектива специалистам пока кажется нереалистичной).
Второй вектор развития – возвращение России на рынок пусковых услуг и оттеснение Илона Маска, ведь над успехами в российской космической отрасли долгое время откровенно издевались. Собрать и мобилизовать лучшие умы российской космической промышленности все-таки удалось, и шанс еще не упущен.
На решение ключевых проблем у Роскосмоса остается не больше пяти лет. Если все идеи, озвученные представителями госкорпорации, будут реализованы в срок и с хорошим качеством, у России есть шанс вернуть свой кусок пирога на космическом рынке. Если же космическая программа начнет буксовать, как было уже не раз, то о «русской орбите», похоже, можно будет забыть навсегда.