Как стало известно “Ъ”, «Роскосмос» актуализировал государственную политику в области космической деятельности. Соответствующие поручения президент Владимир Путин дал в июле 2018 года. Среди новых приоритетов в космосе намечены повышение конкурентоспособности отраслевых продуктов на мировом рынке, минимизация последствий санкций, всестороннее сотрудничество с Китаем и Индией, а также пилотируемые полеты на Луну. Это первый за пять лет документ, описывающий космическую стратегию России на период до 2030 года.
О том, что «Роскосмос» разработал обновленный проект «Основ государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 и дальнейшую перспективу», “Ъ” сообщили несколько источников в госкорпорации и аппарате правительства. По их словам, документ разработан по поручению Владимира Путина от 28 июля 2018 года, которое он дал после встречи с руководством госкорпорации «Роскосмос». Предыдущую версию основ космической политики президент утвердил еще в апреле 2013 года, она давно требовала обновления, подчеркнули собеседники “Ъ”. Свои предложения по поправкам к документу предлагалось направить пяти министерствам и ведомствам: Минобороны, Минкомсвязи, Росгидромету, Минэкономики и Российской академии наук (РАН). На данный момент проект согласован со всеми департаментами и руководством «Роскосмоса», добавил один из отраслевых собеседников “Ъ”. В госкорпорации комментировать документ отказались.
В проекте, с которым ознакомился “Ъ”, предлагается расширить приоритеты госполитики в космической области. Так, помимо гарантированного доступа страны в космос со своей территории важнейшим вопросом предлагается считать повышение конкурентоспособности отечественных космических продуктов и услуг на внутреннем и внешнем рынках.
В число приоритетов добавлено развитие государственно-частного партнерства, а также совершенствование взаимодействия с институтами развития и субъектами малого и среднего предпринимательства и выполнение международных обязательств. Если раньше приоритетом считалась подготовка пилотируемых полетов к «планетам и другим телам Солнечной системы», то теперь речь идет прежде всего об окололунном пространстве и Луне, а затем и других объектах в космосе.
Основы госполитики пополнятся дополнительно прописанными «направлениями реализации» обозначенных выше приоритетов. Особо выделены создание перспективных средств выведения, развертывание орбитальных группировок космических аппаратов различного назначения; реализация научных программ, исследования Луны, а также других планет и тел системы; эффективное использование Международной космической станции и создание корабля нового поколения для обеспечения к 2030 году пилотируемых пусков на Луну.
Из проекта предложено убрать запуски с помощью украинских ракет «Зенит». Особое внимание уделяется поддержанию и созданию наземной инфраструктуры для обеспечения пусков российских носителей «Протон», «Союз» и «Ангара», а также перспективных разгонных блоков на экологически чистых компонентах топлива. В новой редакции документа актуализированы задачи «Роскосмоса» по модернизации и оснащению космодрома Восточный к 2020 году. Среди них — начало создания там ракетных комплексов с ракетами-носителями тяжелого класса, тяжелого класса повышенной грузоподъемности и сверхтяжелого класса, а также проведение разработок по перспективным космическим ракетным комплексам, в том числе среднего класса нового поколения и сверхтяжелого класса. Начать их использовать предполагается до 2030 года для осуществления запусков космических аппаратов по различным программам. Важным нововведением считается и обеспечение к 2030 году «глобального, круглосуточного и всепогодного мониторинга» территории РФ за счет развертывания полномасштабной группировки космических аппаратов, развитие орбитального построения и обновления штатного состава орбитальной группировки системы ГЛОНАСС с переходом к использованию аппаратов нового поколения, а также реализация проекта «Цифровая Земля».
В проекте документа особое внимание предлагается уделить международному сотрудничеству, в частности, «в интересах компенсации негативных последствий санкционных ограничений» с крупнейшими развивающимися космическими державами. Тут отдельно упоминается Китай, сотрудничество с которым позволяет расширить возможности международной кооперации и компенсировать риски от снижения уровня контактов с западными странами, а также Индия как «один из наиболее амбициозных космических игроков». В этой же части важным называется поддержание контактов в рамках ИКАО и ВМО и развитие международного сегмента ГЛОНАСС.
По информации “Ъ”, в ближайшее время документ рассмотрят в правительстве и в случае отсутствия замечаний утвердят новую редакцию стратегии. Также предложено заняться «поддержанием национальной безопасности путем совершенствования уровня планирования и реализации программ развития ракетно-космической техники».
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
Однако с реализацией у "Роскосмоса" не очень. Согласно данным открытых источников, всего за несколько лет госкорпорация потратила впустую не менее 7 млрд рублей. Если точнее, то с 2012 года в корпорации "закрыли глаза" на срыв 15 крупных контрактов, часть из которых напрямую или косвенно затрагивает безопасность государства.
Согласно сообщениям в СМИ, только в Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) в течение нескольких лет лежат 1,7 млрд рублей, выделенных государством на запуск спутников ГЛОНАСС и ракеты-носителя "Союз-2.1б". Фактически по контракту, который заключили еще в 2014 году, за 4 года подрядчики не сделали ничего, и в 2018 году "Роскосмос" аннулировал контракт.
МОСКВА, 16 апреля. /ТАСС/. Секретарь Совбеза Николай Патрушев сообщил, что правительству поручено подготовить основы госполитики освоения космоса и Стратегию развития Роскосмоса к 15 июля. Об этом он рассказал по итогам заседания Совета безопасности РФ.
"Дано поручение правительству, [основы госполитики в области освоения космоса] будут к 15 июля подготовлены и представлены президенту на утверждение указом и, что важно, будет подготовлена Стратегия развития госкорпорации "Роскосмос", - сказал он.
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Как вы знаете, совсем недавно мы торжественно отмечали День космонавтики. Сегодня на заседании Совета Безопасности России уже в рабочей, деловой обстановке рассмотрим вопросы совершенствования государственной политики в области космической деятельности. Тема крайне важная, как мы с вами понимаем, и всегда актуальная.
Уже говорил о значимости лидерства в космосе для решения задач национального развития, обеспечения безопасности страны, её технологической и экономической конкурентоспособности.
Россия обладает богатым опытом разработки и производства космической техники, подготовки к полётам, реализации масштабных научных программ на орбите. Это уникальный задел, но его, конечно, постоянно нужно наращивать.
Очевидно, что нужно глубоко модернизировать ракетно‑космическую отрасль, внедрять современные модели управления производством, научно‑исследовательскими работами, учиться на порядок эффективнее использовать результаты космической деятельности во всех сферах нашей жизни, например, в таких базовых отраслях, как телекоммуникации, связь, транспорт, медицина, ЖКХ.
Принципиальное направление – это наращивание экспорта. По экспертным оценкам, объём мирового рынка коммерческих услуг, связанных с космосом, сегодня составляет порядка 183 миллиардов долларов США в год.
И он в ближайшие годы и десятилетия будет только увеличиваться. Если мы будем топтаться на месте или постоянно говорить о наших прежних достижениях, наверстать упущенное будет просто невозможно.
Важно по максимуму использовать наши преимущества – они у нас есть, это очевидно. Это общая задача Правительства, всех заинтересованных ведомств и, конечно, «Роскосмоса».
Необходимый этап реорганизации госкорпорации нужно завершать и переходить к системной работе на результат, последовательно решать те очевидные проблемы, которые тормозят развитие ракетно‑космической отрасли.
Например, закладываемые при подготовке космических проектов ценовые и временные параметры зачастую не имеют должного обоснования. В итоге плановые сроки переносятся, а бюджетные расходы возрастают. Сколько раз это было за последние годы!
При этом отечественная система спутниковой связи, оптической и радиолокационной съёмки Земли, сбора метеоданных уступают по многим параметрам нашим конкурентам по качеству, надёжности, времени работы аппаратов на орбите. Немалая часть оборудования, электронная компонентная база нуждаются в обновлении.
Изменить такую ситуацию можно только за счёт реальных дел, за счёт ощутимого укрепления кадрового, технологического, производственного потенциала ракетно‑космической отрасли, и в первую очередь сформировать амбициозные, но при этом сугубо реалистичные планы и цели, увязать стратегические задачи развития с возможностями предприятий и конструкторских бюро.
В этой связи, прежде всего, нужно актуализировать Основы государственной политики России в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, внести в них соответствующие уточнения и дополнения с учётом современных мировых тенденций.
Это касается и других нормативно‑правовых документов, в том числе Стратегии развития госкорпорации «Роскосмос».
Второе: самое серьёзное внимание следует уделить формированию опережающего научно‑технического и технологического, производственного заделов на долгосрочную перспективу.
С этой целью необходимо вести постоянный мониторинг процесса разработки и внедрения передовых технологий, которые позволяют совершить прорыв в создании космической техники новых поколений.
Важно найти эффективные механизмы инновационного развития ракетно‑космической отрасли, сосредоточить финансовые, организационные, кадровые, административные ресурсы на приоритетных направлениях, предлагать новые формы государственно‑частного партнёрства. Такая возможность сейчас тоже у нас имеется.
Третья ключевая задача – это развитие наземной инфраструктуры, включая более активное использование космодрома Плесецк и завершение строительства второй очереди космодрома Восточный. И здесь, конечно, Правительству нужно обратить внимание на расценки.
Уже докладывали несколько раз, что ни одна компания не берётся за завершение работ с этими расценками. Надо как‑то реалистично к этому подходить, обоснованно, не завышать, разумеется, ничего. Реалистично подойти нужно.
Хочу вновь подчеркнуть: мы должны располагать независимым доступом в космос с российской территории, и уже в ближайшей перспективе пусковые нагрузки на космодром Восточный должны возрасти.
Кроме того, необходимо завершить создание на базе российских космодромов комплексов для новейших ракет‑носителей, в том числе для «Ангары‑А5» и «Ангары‑А5М», а также продолжить развитие орбитальных группировок космических аппаратов всех назначений.
Напомню, первый пуск данной ракеты с космодрома Восточный запланирован на 2021 год, а «Ангара‑А5М» должна полететь с космодрома в 2025 году.
И наконец, ключевая задача – это обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. За последние годы принят ряд мер для привлечения на предприятия, в научно‑исследовательские центры и КБ молодых профессионалов. В результате ситуация с кадрами в отрасли начала постепенно выправляться.
Важно и дальше стимулировать приток и обеспечить сохранение в отрасли талантливых специалистов, способных осуществлять самые смелые проекты. Необходимо создавать достойные условия для их жизни и работы, в том числе за счёт системы специальных стипендий и грантов.
И в заключение отмечу, что работу необходимо концентрировать по каждому из этих направлений на федеральном и региональном уровне. Это тоже важно. Важно мобилизовать все возможности, в том числе и региональных властей.
Задача Роскосмоса — создать международную транспортную систему к Луне, «когда мы сможем безопасно доставлять до Луны не только свои, но и иностранные исследовательские модули». «Отработав эту систему на Луне, мы сможем использовать ее везде: на Марсе, Венере. Это ключ к движению в дальний космос».
«Стратегическая миссия Роскосмоса — это экспансия, расширение наших знаний, нашего влияния, наших технологий», — заявил Рогозин. Он уточнил, что экспансия должна подразумевать как расширение влияния России, так и всей человеческой цивилизации.
Бесконечность — не предел!
В конце 2020 года запустят новый модуль «Наука» к МКС.
В 2022 году создадут национальный космический центр на высвобождаемой территории центра Хруничева.
На 2026 – 2028 годы планируется беспилотный полет корабля «Федерация» к Луне.
В 2029 году планируется облет Луны.
После 2030 года планируется развертывание на Луне модулей для жизни и работы космонавтов.
В новую версию Федеральной космической программы внесено создание метанового двигателя для многоразовой ракеты.
Россия создаст новую ракету грузоподъемностью 9 тонн на метановых двигателях, она заменит ракеты «Союз».
Рогозин предложил создать «Ноев ковчег»: «Поместим туда и растения из коллекции МГУ, и что-то ещё, посмотрим, что происходит с этими живыми организмами в условиях дальнего космоса».
"По "ИСС Решетнева", как разработчику спутников ГЛОНАСС, есть программа, рассчитанная на четыре года, согласована с разработчиками элементной базы. По ней каждый год появляется определенная номенклатура российских элементов, которыми замещают иностранные", - сказал Коптев, уточнив, что программа рассчитана до 2023 года.
По словам председателя НТС, эта программа стартовала в 2018 году. Она предполагает, что в будущем на борту спутников ГЛОНАСС не будет ни одного иностранного компонента.
Согласно Стратегии развития ГЛОНАСС до 2030 года запуск последнего космического аппарата серии "Глонасс-М" планируется на 2020 год, последний спутник "Глонасс-К" должен полететь в 2023 году. При этом генеральный директор госкорпорации Роскосмос Дмитрий Рогозин сообщил на лекции в МГУ им М.В. Ломоносова, что первый аппарат серии "Глонасс-К2" планируется запустить на орбиту в конце 2019 - начале 2020 года.
Новая госпрограмма
Проекты по созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса, проект "Сфера" и российские лунные миссии войдут в госпрограмму "Космическая деятельность России" на период до 2030 года, добавил Коптев.
"Предложено все работы, в том числе новые работы, связанные с Луной, со сверхтяжем, со "Сферой", "упаковать" в рамках одной госпрограммы "Космическая деятельность России" на период до 2030 года. Мы будем делать не отдельные программы по сверхтяжу, по "Сфере", а будет одна программа - госпрограмма "Космическая деятельность России", потому что сейчас от федеральных целевых программ ушли. Это не рекомендуется, принято решение, что все работают в рамках государственных программ", - отметил Коптев.
Как уточнил председатель НТС Роскосмоса, предложения по новой космической госпрограмме представят до 1 августа. По его словам, этот срок был обозначен решением Совета безопасности. "До 1 августа надо представить предложения по этой программе, а сама программа до конца года может быть уже в виде, который можно выносить на рассмотрение в правительство", - пояснил председатель НТС.
Он также сообщил, что сейчас идут "некие согласительные процедуры", учитывая, что сейчас рассматривают бюджет на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы. "То есть, идет обсуждение вопросов на выделение средств на этот трехлетний период. Уже понятно, что новая [космическая] программа завтра не появится, а формально с 2020 года никаких средств на дальнейшее движение программы по сверхтяжелой ракете и по "Сфере" у нас просто в программе нет. Это отдельное решение в рамках бюджета", - отметил Коптев.
Ранее Рогозин рассказал о планах по созданию государственной космической программы по аналогии с действующей в интересах военных госпрограммы вооружения, поскольку по действующей Федеральной космической программе на период до 2025 года нельзя начать планировать нагрузку по сверхтяжелой ракете, старт которой намечен на 2028 год.
Сверхтяжелая ракета
В конце марта 2018 года Роскосмос заказал у Ракетно-космической корпорации "Энергия" эскизный проект ракетного комплекса сверхтяжелого класса, цена по представленным на сайте госзакупок данным контракта составит 1,6 млрд рублей. Работы должны быть выполнены до 31 октября 2019 года. Как сообщал Рогозин, что российская ракета-носитель сверхтяжелого класса "Енисей" будет собираться по принципу технологического конструктора - каждая часть должна стать самостоятельным изделием. В соответствии с планами конструкторов, на первом этапе она должна будет выводить на низкую околоземную орбиту более 70 тонн груза.
В соответствии с Федеральной целевой программой первый запуск сверхтяжелой ракеты "Енисей" должен быть выполнен в 2028 году. Стартовый стол для этой ракеты будет строиться на космодроме "Восточный". Ракету, в частности, планируется использовать для миссий к Луне, в том числе с посадкой космонавтов РФ на поверхность естественного спутника. По расчетам Роскосмоса, "Енисей" сможет доставлять на орбиту луны полезную нагрузку массой 27 т.
Проект "Сфера"
В пресс-службе Роскосмоса ранее сообщили ТАСС, что госкорпорация направила концепцию федеральной целевой программы системы систему спутниковой связи "Сфера" в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Первый заместитель генерального директора Роскосмоса Юрий Урличич на XIII Международном навигационном форуме сообщил, что запуск первого космического аппарата, который войдет в новую спутниковую систему "Сфера", состоится в 2023 году. По его словам, к 2025 году должны быть развернуты шесть космических аппаратов.
Программа "Сфера" будет включать навигацию, спутниковую связь и дистанционное зондирование Земли. Она позволит качественно улучшить спутниковые услуги. Запуск системы также на 25% улучшит точность навигации в нашем полушарии.
Лунная программа
В Роскосмосе ранее сообщали, что российская лунная программа будет реализована в несколько этапов до 2040 года. Рогозин ранее сообщил, что госкорпорация рассчитывает защитить лунную программу в правительстве к середине 2019 года. По его словам, лунная программа еще до конца не согласована с профильными министерствами и ведомствами, поскольку ее заказчиком является Российская академия наук, а Роскосмос - генеральный исполнитель.
Предполагается, что российские космонавты побывают на Луне после 2030 года, а после 2035 года будет завершено строительство полноценной посещаемой базы.
В конце 2018 года Совет РАН по космосу принял концепцию российской лунной программы, однако поручил ее дополнить.