svvatk> Вопрос по современным турбовальным (или турбовинтовым что одно и тоже)
не то же.
Турбовинтовой - это вся ВМГ. В составе ГТД, редуктора и пропеллера. Причем, может быть и одновальным и двухвальным.
Турбовальный - это мотор с разделением валов. Вал самого газогенератора оканчивается на ТВД, а ТНД с приводом на редуктор (для чего угодно) - начинается с другого вала.
> В моём понимании современный ТВД - это одновальный (плюс вал от силовой турбины),
турбовальный - да. Потому что ГГ крутит компрессор только для себя лично, нагрузка только собственный компрессор, колесо турбины одно. Ему нет нужды лепить динамическую устойчивость через размножение валов.
> с осевыми компрессорами и турбинами. Ибо у осевых выше КПД, а всякая центробежная ересь остаётся для маломощных авиамоделей.
эээ. чушь.
КПД выше у центробежных.
На одну ступень можно дать повышение давления, как в 5-7 ступенях осевого.
Но центробежный - это мидель. И вес. Потому в лайнерах с большими двиглами и минимизацией сечений предпочитают осевые.
И плюс немаловажный момент - закомпоновать 2 и более центробежных последовательно - чревато большими потерями, не имеет смысла. Потому если максимальная простота нужна - одна ступень радиального компрессора, за ней сразу КС, а за ней - радиальная же турбина на том же валу.
Если нужна значительная степень повышения давления при малых потерях и большом расходе - тут без осевой обойтись сложно.
>За меньшее число валов топят все производители в пресс-релизах мол и надёжнее и обслуживать дешевле.
динамическая устойчивость ниже, но да, конструкция проще.
Если не считать роста числа трубок перепуска. В которые вообще-то воздух уходит в потери, и на это надо закладываться..
> Однако смотрю на схему САМОГО распространённого в мире семейства PrattWhitney Canada PW100 и обалдеваю. Три вала и ДВА центробежных компрессора!
значит они смогли с приемлемым уровнем потерь закомпоновать вторую ступень. можно поздравить..
Но вполне логично, что чем сидеть согласовывать сечения-расходы, да на всех режимах, проще развязать ступени. Вторую ступень КВД вращает первая ступень ТВД, а первую ступень (КНД) - вращает второе колесо ТВД.
Ну а пропеллер вообще может загружаться-разгружаться произвольно, его скорость никак нельзя завязывать на валы гтд, потому вполне логично, что он развязан, вот вам третий вал.
так что, 3 вала при такой схеме - абсолютно логично.
Кстати, трехвальными и в СССР были ГТД. Д-36 гляньте.