Реклама Google — средство выживания форумов :)
-Да, в техническом плане Карабахская война продемонстрировала дальнейшую эволюцию в сторону роста значения высокоточного управляемого оружия как главного средства поражения в боевых действиях. В этом качестве оно теперь стало доступно для массового применения не только в развитых государствах, но и странах «третьего мира».
-Наверное, еще и потому, что оно дешевле традиционных систем вооружения?
-Чаще всего. По сути, применение высокоточного оружия по соотношению «стоимость - эффективность» и по тем затратам, которые требуются для его применения, стало более экономичным, чем расходование массы неуправляемых боеприпасов. Современные технологии к тому же позволяют миниатюризировать высокоточное оружие, тем самым еще более удешевляя его.
-Хотите сказать, войны с его применением станут более дешевыми? В этом есть опасность: чем дешевле война, тем больше желающих повоевать.
-Такая тенденция тоже прослеживается. Мы вступаем в эпоху бесконечных малых военных конфликтов по всему миру. И здесь в перспективе речь может идти уже о полном отмирании неуправляемого оружия. Причем, самого различного, начиная от наземного ракетно-артиллерийского, и кончая авиационным, как это, по сути, уже произошло на Западе.
-Война в Карабахе показала возросшее значение ударной беспилотной авиации?
-Безусловно. Но беспилотные средства в данном случае интересны главным образом как еще один из механизмов удешевления применения высокоточного оружия и увеличения его распространения.
Азербайджан – а фактически, будем прямо говорить, Турция – смогли относительно небольшим нарядом беспилотных летательных аппаратов, которые являлись носителями малогабаритных образцов высокоточного оружия – небольших управляемых ракет и корректируемых авиабомб, установить эффективное господство в воздухе в районе боевых действий.
Применение пилотируемых боевых самолетов тактической авиации с аналогичным оружием теоретически дало бы тот же самый эффект. Однако потребовало бы куда больших ресурсов и затрат. Беспилотники не только дешевле в закупке и эксплуатации, чем пилотируемые боевые самолеты, но и представляют собой, по сути, «расходный материал».
-Потеряв беспилотник, военные не теряют летчика – специалиста, подготовка которого государству обходится очень дорого.
-Конечно. Потеря дрона и политически, и психологически малочувствительна. При этом, учтите, что в силу своих меньших размеров и хороших технических характеристик беспилотники зачастую представляют собой гораздо более сложную цель для ПВО, чем пилотируемые боевые самолеты.
Барражирующие боеприпасы – а это фактически одноразовые «беспилотники-камикадзе» - демонстрируют это еще более наглядно. Они представляют собой образцы недорогого и скрытного высокоточного оружия, что и обуславливает их стремительное распространение.
-Беспилотные средства совершили также прорыв в сфере разведки и целеуказания…
-Вот именно. И это второй важный элемент, ставший причиной их массового распространения. Возможность длительного, по сути, постоянного нахождения дрона в качестве разведывательного средства над полем боя, резко меняет всю картину ведения боевых действий. Это позволяет уже на уровне современных технологий организовать управление боевыми действиями, целеуказание и нанесение огневого поражения противнику практически в реальном масштабе времени.
Но главное – обращаю ваше внимание на этот факт – в карабахском конфликте беспилотные летательные аппараты стали не просто средством разведки, целеуказания и носителями высокоточного оружия. В этой войне с их помощью впервые было установлено господство в воздухе.
-Так почему Российская армия, в отличие от турецкой или израильской, отстала в этом сегменте вооружений?
-Отставание Вооруженных сил России во внедрении и развитии беспилотных технологий в первую очередь вызвано не какими-то технологическими причинами, а является следствием проблем с определением приоритетов развития.
-Точно! Прекрасно помню, как лет 15-20 назад на пресс-конференции задала вопрос главкому ВВС: почему мы отстаем в развитии беспилотной авиации и, в частности, в создании ударных беспилотников. На что он абсолютно серьезно ответил: а зачем они нам? У нас самолетов и летчиков хватает.
-Вот-вот. Именно такие взгляды у нас превалировали очень долгое время. Дефекты отечественной системы определения перспектив в военно-технической сфере тянулись годами и долго не устранялись.
-Но теперь-то, особенно после карабахской войны, мы это отставание начали сокращать?
-Зреем… На мой взгляд, пока что в отечественных военно-политических кругах нет четкого понимания того, что беспилотные летательные аппараты в сочетании с высокоточным оружием предлагают более дешевый и экономичный вариант современной войны. А вот американцы уже давно и четко это поняли. А теперь вот, после Карабаха, на основе опыта применения своих беспилотников Bаyraktar TB2, окончательно поняли еще и турки.
Это тем более обидно, что такой достаточно простой разведывательно-ударный аппарат, как нашумевший турецкий Bаyraktar TB2, сделанный с широким применением коммерческих импортных компонентов, вполне мог быть создан в России еще лет десять назад при должной концентрации ресурсов и политической воли.
Так что, возможно, в типичном отечественном стиле, демонстрация применения беспилотников в Карабахской войне подстегнет российские беспилотные программы, заставив, наконец, кой-кого из российских мужиков «перекреститься». Гром-то грянул.
отличительной особенностью 87-го Юнкерса, была возможность производить очень точное бомбометание, благодаря способности совершать очень крутое - до 90 градусов, отвесное пикирование