тх Иван Франко
аварийное происшествие) произошла в октябре 1984 г. и, насколько мне известно, о ней в прессе тогда не сообщалось.
Сейчас уже можно об этом говорить свободно, а в советские годы об авариях нашего «абсолютно безаварийного» пассажирского флота писать не рекомендовалось. Любые сообщения об этом требовали специального разрешения, ибо входили в «Перечень сведений, запрещенных к опубликованию», издаваемый регулярно Главным управлением по охране государственных тайн в печати при Совмине СССР – или, попросту, советской цензурой. Я работал тогда на «Иване Франко», и умудрился написать об этом событии в судовой многотиражке «Вымпел», не употребив запретных слов – «авария», «посадка на мель» и т.п...
Стояли мы с туристами в тот день в порту Родос одноименного греческого острова. Порт этот открытый, незащищенный, предоставленный всем ветрам. Ситуации, подобные тем, в каком оказалось наше судно, здесь уже бывали, даже с человеческими жертвами...
Как только стало известно о приближающемся шторме, капитан В. Давыдов принял решение об отходе в море на час раньше расписания. Но мешали стоявшие у нас по носу и корме суда...
Ветер все усиливался, причем был не «отжимной», благоприятный для нас, а «прижимной». Решили завести дополнительные концы, но высокая волна и ветер, доходивший до 10-ти баллов, стали бить судно о причал. Теплоход мог получить повреждения, пробоины корпуса.
Стоявшие рядом суда одно за другим быстро ушли из порта. Путь был расчищен – и «Франко» отошел от причала.
Хотя машины работали в форсированном режиме, судно не смогло вывернуться кормой на ветер и его стало сносить в соседнюю мелководную гавань. Не выручила и помощь маломощного портового буксира.
Именно в это время «Франко» носовой частью сел на мель. Все усилия экипажа, за которыми, затаив дыхание, наблюдали пассажиры, не увенчались успехом. Два греческих буксира не смогли сдвинуть махину судна, и лишь мощный дизель-электроход ЧМП «Владимир Русанов», изменивший курс и через несколько дней пришедший на выручку, снял нас с мели.
Операция прошла успешно, но судно простояло около недели, круиз был сорван, пассажиров пришлось за счет пароходства отправлять домой самолетами – редкий случай в истории нашего пасфлота...
Осознавая экстремальность ситуации, видя самоотверженность моряков, туристы не высказали ни одной претензии. А совладелец фрахтовавшей судно западногерманской фирмы «Ян Райзен» Ф. Лигляйн направил в адрес капитана В. Давыдова телеграмму, где от лица пассажиров выразил восхищение действиями экипажа в экстремальной ситуации, поблагодарил моряков за выучку и мужество. Аналогичные телеграммы получили Министерство морского флота и ЧМП.
После осмотра днища водолазами повреждений не нашли (грунт был песчаным), и «Франко» ушел в следующий круиз с немцами точно по расписанию.
На снимке – капитан «Ивана Франко» Виктор Давыдов.