KepTar>>> "Шведский комсомолец"
607ОДНГС> KepTar>> Общую версию знаю - невязка в 50 с лишним миль случайно привела ПЛ в подводном положении в шхерном районе к ГВМБ ВМС Швеции Карлскруна.
IGOR_MORE>> Ошибаетесь, неязка получилась как раз при следовании в надводном положении, когда командование лодки игнорировало даже локацию. О худом они поняли, когда впереди по курсу увидели буруны волн на отмели но корабль всё равно сел на камни...
607ОДНГС> По официальной версии невязка получилась из-за того, что штурман не сумел разрешить неопределенность при использовании нештатного приемоидикатора "Пирс-1". Видимо его использовали просто ведя "обсервационное счисление" от известной точки. Видимо при перерыве в несении штурманской вахты не заметили как перешли в другую "грубую дорожку"
Приятель как то писал об этом. Вот выдержка из его письма"...На штурманской кафедре мы разбирали ту аварию. Это была чисто навигационная авария. Ну, начнем с того, что на лодке 613 проекта всего 7 офицеров. Должность штурмана, связиста, начальника РТС совмещает один офицер максимум капитан-лейтенант. Автопрокладчик отсутствует и прокладка ведется на столике метр на метр. Края карты свисают со всех сторон. Условия жестокие. Так вот, лодка была относительно недалеко от берега. Пркладка по счислению без гирокомпаса. Девиация магнитного компаса всегда скачет, и что бы не потерять место, надо достаточно часто его корректировать. Сейчас штурмана обленились, пользуются только спутниковой навигационной системой. На той лодке такого не было. Штурман использовал радионавигационную систему "Марс-75" Что представляет собой эта система. Вдоль берега находятся радиопередатчики, которые каждый на своей частоте генерирует стоячие радиоволны. Поскольку волны стоячие, в каждой точке моря точно известно в какой фазе находится там радиоволна. Измеряя фазу от двух-трех передатчиков можно точно определить место. НО фазы-то периодически повторяются, и если хотя бы примерно не знать в каком месте находится корабль, можно перескочить через период длины волны и измерять фазу там, думая что находишься в совсем другом месте. Приемоиндикатор этой системы представляет из себя три круга со шкалой, прибор измеряет фазы волн от передатчиков и вращает эти круги, когда корабль перемещается. Так вот замеряя угол на каком-то круге надо быть уверенным, что круг перед этим не сделал полный оборот и не перескочил на другой период фазы. На Шведском комсомольце, когда восстанавливали прокладку выяснили что штурман неправильно установил периодичность определения места, ошибка накапливалась очень большая и он дважды перескочил через период фазы и оказался у берегов Швеции. Плюс к этому, он ошибочно опознал Шведкие визуальные маяки, приняв их за наши. На лодке были и другие средства определения меска, которыми штурман пренебрег. Например секстант, с помощью которого по звездам или по кромке солнца место определяется с точностью до 100 метров. Но это требует расчетов, а штурману было лень.
Так нам рассказали в училище.