link> На этом принципе действуют многие ракеты ПВО, в частности ракетки ПЗРК. Они наводятся на тепловой след от работающей турбины самолёта.
Современные ИК ГСН наводятся на изображение цели в тепловом диапазоне.
Наши ГСН ПЗРК не настолько продвинутые, зато они, в отличии от западных, наводятся одновременно в двух диапазонах: УФ и ИК, с взаимным анализом - что тоже обеспечивает хорошую избирательность и помехоустойчивость, однако:
link> На выходе из турбины температура газов - сотни градусов. Главное - направить ПЗРК в сторону самолёта.
По результатам локальных конфликтов вероятность поражения самолета пуском из ПЗРК - от 3 до 20%. На одно попадание приходится от 5 до 30 пусков. Главная причина столь низкой эффективности - ошибочное определение параметров цели, запуск ракеты когда она еще не может или уже не может поразить цель, либо цель летит слишком высоко или со слишком большим параметром.
Плюс современные комплексы бортовой обороны ЛА достаточно эффективны.
link> Там в ракете ПЗРК взрывчатки чуть больше килограмма, а самолёту - конец.
Даже в самых мощных ПЗРК взрывчатки в БЧ около кг, а не больше. Первые ПЗРК, до "Стрелы-2М", наводились в самую горячую часть самолета - сопло двигателя вдогон, а эта часть двигателя одна из самых прочных. В результате эффективность тех ПЗРК была очень низкой.
На "Стреле-2М" внедрили систему отклонения прицельной точки, благодаря которой ЗУР "промахивается" мимо сопла самолета и поражает его в более уязвимое место.
Но даже с этой системой самолеты порой возвращаются на базу после поражения из ПЗРК:
Конфликт в Грузии 2008 года, наш штурмовик вернулся с вылета после попадания ПЗРК.
Возвращаясь к флоту - тепловые ГСН для ПКР существуют уже давно, но БЧ к этим ИК ГСН стараются приложить в полтора центнера, хотя бы.