Попалось описание от участника одного известного случая с ПСКР "Брест" и лодкой 971-го проекта (или 671, точно не знаю):
"Дату назову приблизительно, много воды утекло. Это был 1988 год, скорее ноябрь - декабрь. ПСКР "Брест" проекта 745 был на Северо-Курильском направлении на службе, стоял на якоре в б.Шелихово (Парамушир), штиль, солнце, видимость 100 на 100. В обед получили РДО примерно такое: в Ш=, Д= , (центр Охотского моря) АПЛ терпит бедствие, погода в точке: море 5-6 баллов, ветер 25, видимость менее 2 миль, снежные заряды, в район следует сухогруз (не помню название) и ещё кто-то. Следовать в точку, оказать помощь. Снялись с якоря, под 2 машинами "рванули" в точку, пока шли, готовили буксирное имущество. Через 4-5 часов вошли в штормовую зону, около 1-2 ночи подошли к точке - море выше сельсовета, волна проходила через надстройку, т.е. не менее 7 баллов, срывало катера с креплений. Увидели лодку в надводном положении, рядом (около 10 кбт) болтался сухогруз, тысяч на 15. Связались с ним - он не может помочь, передает нам место аварии и уходит. После некоторой возни с ЗАС установили связь с лодкой - ушла питательная вода из 1 контура, реактор заглушается, держит направление на волну под дизелями, долго не протянет - ограниченный запас топлива. Воды подготовленной для реактора нет, не хватает электроэнергии на обеспечение всех систем. В общем, по - русски, пи.... . Радиационный фон был немного повышен, мы замеряли КДУ-5. Ближе 5 кбт подходить было самоубийством - бросит на лодку, а вариантов не было. Часа через 1,5 приноровились, поймали ритм волнения и снос ветром, уравнялись с лодкой как могли и начали подавать на неё концы линемётом, благо был хороший запас и ракет и линей. Народ наш с юта смывало, всех вязали концами, но ощущение было жуткое. Лодка в воде на 90%, чуть зазеваешься - будешь у неё на носу сидеть, мы против неё - муха, 1500 тонн против почти 9000. На их баке работали 6-7 человек, заливало их нещадно, периодически они уходили внутрь. Через несколько часов непрерывных попыток пару концов все-таки они поймали и начали выбирать буксиры - сначала капрон 100, потом 250, потом стальной. При подаче мы вынуждены были стравить метров 250 стального, а это под 30 тонн, и эта верёвка болталась у нас под винтом. На лодке при подтягивании стального ПОГНУЛИ НОСОВОЙ ШПИЛЬ, и вся эпопея чуть не накрылась медным тазом... . В общем, с божьей помощью к 8-10 утра буксиры завели и приготовились тащить это чудо-юдо в Петропавловск. К обеду, кажется, даже смогли подать туда электрокабель. В полдень приперся Орион, дальше они нам житья не давали. Скорость буксировки была около 5-6 узлов, на следующий день стихло и бежали 7-9 узлов. Весь процесс сопровождался усиленной "управленческой работой" ГШ ВМФ под личным чутким руководством Горшкова - типа "вам надлежит немедленно поменять буксирные тросы на 350, скорость буксировки уменьшить до 3-4 узлов" и много ещё чего, пересказывать не буду, мы эту бредятину адмиралов Москвы-реки пропускали мимо ушей. В помощь нам для обеспечения связи с КП ДиПСКР и ГШ ВМФ сняли с Магаданского направления "бабуин" - по моему, "Им.25 съезда КПСС", он был ретранслятором, наших возможностей по связи не хватало. Через какое-то время командир лодки сообщил, что если не раздобудет воду для реактора, то вся эта хрень расплавит прочный корпус и выпадет в океан с известными последствиями и маленьким "бум". Мы к этому в принципе уже подготовились - дважды отдистиллировали воду котлом, с помощью крика "банзай" завели на лодку ещё верёвок и подали по шлангам воду для питания реактора. Так и тащили - буксиры, кабель питания, топливный шланг и шланг пресной воды-дистиллята. При подходе к Парамуширу флотские начальники открытым текстом приказали не допустить позора - чтобы ПЛА тащил в базу пограничник. В общем, у погранзаставы в 4-м Курильском (не помню, вылетело из головы) стали на якорь, к лодке через полдня притащился единственный полуживой флотский спасатель и мы получили команду передать ему нашу ношу. Забрали порванные как старая ветошь швартовы, и почапали дальше на службу. Вот и весь сказ. Кстати, спасатель пришёл из Петропавловска без воды, с неработающими буксирными устройствами и далее в том же духе.
Командовал "Брестом" Дудкин Федор Яковлевич, выдающийся моряк и отличный командир. Весь экипаж отработал на 10 баллов, из обещанных орденов и медалей дали, по-моему, двоим матросам и старшине что-то, остальных не наказали, кроме старпома - за не уничтоженную вовремя ленту в радиорубке."
Это сообщение редактировалось 10.10.2021 в 19:30