Татарин>> Конкуренция в коммЭрческом смысле: экраноплан, если перемещается по морю, должен доставлять грузы дешевле, чем суда. А он не может. Ну и на этом всё.
101> В каких условиях? Сколько будет стоить доставка груза зимой северами?
В летних, ессно. Потому что большинство крупнотоннажных товаров можно завезти за полгода до применения. Какая-нить кофеварка или штаны вполне себе полежат в магазине.
В зимних - нужен ледокол. В целом, как говорят, сумма удваивается (в некоторых случаях - аж утраивается), в зависимости от конкретных условий.
Но всё равно это на два порядка лучше, чем у авиации и в десятки раз дешевле, чем экранопланом (которые тут обсуждаются - относительно небольшие, до 100 000 тонн).
101> Почитайте про Лунь - там уже автомат управлял бортом.
И что? Там решалась на порядки более простая задача - движения над морем. Над идеально ровной поверхностью почти без турбулентности (потому как препятствий ветру, которые создавали бы тербулентность, нет).
Проблема не в автоматике как таковой, что Вы почему-то воображаете. Современные процессоры обладают такой мощой, и нынешние МЕМС-датчики настолько круты, что могут нормально управлять даже БПЛА размерности в насекомое и пролетать на скорости в десятки км/ч в щели размером сантиметры. Тут вообще нет вопросов.
Зато большие вопросы по скорости реакции и адекватной мощности исполнительных механизмов. Если самолёт на высоте 10км и скорости 500км/ч влетает в воздушную яму, он проваливается на десятки м за секунды. Это машины в десятки (а то и сотня+ тонн в каких-то случаях). И никакая сверхнавороченная автоматика не исключает таких просадок. Что будет с экранопланом, летящим на первых метрах от поверхности при таком провале? Встреча с землёй.
Что будет, если турбулетный вихрь, порыв его, прикладывает к 10-тонной машине опрокидывающий момент в 10 тонн на метр? Встреча с землёй.
Что ещё хуже, земля находится от плоскостей на бОльшем расстоянии, чем возможные препятствия. Экран работает в зависимости от расстояния до земли/некой средней высоты, и мы стараемся это расстояние минимизировать. Но препятствия могут выпирать от среднего уровня и считаем это нормальным, потому что летим выше них. Но что будет, если мы проваливаемся на высоту препятствий? Встреча с ними, а потом... да.
Встреча с землёй.
Ладно, автоматика может видеть все эти перепады давления, но какое время на реакцию у исполнительных механизмов? На 150м/с за 0.1с машина пролетает 15 метров. За 0.1с мы должны получить все данные
с надёжной накопленой статистикой (потому что у нас, в отличие полётов на высоте, имеется сильная ВЧ-компонента), произвести вычисления (фигня вопрос), отработать изменением положения управляющих плоскостей и
дать достаточно времени плоскостям на работу. Но машина пролетела 15 метров, ситуация уже радикально изменилась - мы вышли из аэротени какого-то препятствия, попали в другую часть вихря, летим над другой подстилающей поверхностью и т.п.
И наше управляющее воздействие может уже не работать против прошлого возмущения, а работать совместно с новым. Это лишь вопрос времени, когда условия совпадут, и мы впилимся в землю совместными усилиями турбулентности и наших же попыток её компенсировать.
Разница с самолётами тут в том, что на самолётах мы обычно не имеем такой высокочастотной турбулетности, которую имеем в приземном слое (особенно, при ветре и сложном характере препятствий вдоль трассы - не по трассе, а рядом), и одновременно имеем огромный запас времени на отработку всех возмущений. Тут у нас требования возрастают в десятки раз, и для худших условий перемножаются. Для
реально безопасного полёта управляющие поверхности и скорость отработки ими изменений должны быть больше в десятки-сотни раз (со всеми вытекающими для мощности приводов и аэросопротивления). При этом и наши датчики, и исполнительные механизмы работают в наиболее тяжёлых приземных условиях - снег-дождь-пыль-мусор-птицы в воздухе-оледенение, которые и отвественны (вместе с ошибками пилота у земли) за бОльшую часть аварий в авиации. В авиации у нас наиболее проблемны взлёт и посадка, так вот тут у нас взлёт и посадка - всю трассу полёта. Вся трасса по земле как минимум столь же птицеопасна, как и ВПП, а реально - на порядки более, потому что мы летим не над ВПП, где птиц отпугивают, а по лесу, где птицы и прочие звери просто живут. Всегда живут.
А сверху на это казино с крыльями мы ещё пытаемся накладывать требования к горизонтальным манёврам по наземной трассе в сложных метеоусловиях. Не дохрена ли?
Для самолётов нелётная погода когда
в точке нахождения аэродрома сильный ветер, плохая видимость, сильный дождь, снег или туман. Это на аэродроме! Где у нас гарантирована идеально ровная поверхность, отсутствия препятствий на глиссаде, поддержка с земли (в том числе - по оптике и/или радиолучом).
Тут же мы пытаемся лететь по трассе в условиях, худших, чем при посадке самолёта, над кое-как подготовленной поверхностью БЕЗ информационной поддержки с земли (хотя бы уже потому, что сама земля не контролирует поверхность трассы и условия над ней так, как контролируется ВПП даже на захудалом аэродроме).
Нам нужны как минимум (как минимум! реально бы - получше) те же условия, что для взлёта самолёта с аэродрома (или посадки на), но
на всём протяжении трассы, что сложно не только дождаться и выгадать, но и крайне сложно гарантировать, учитывая время полёта.
И у нас НЕТ возможности "уйти на запасной аэродром", нет возможности развернуться, всё, что мы можем сделать, если погода преподнесла сюрприз на трассе - пытаться аварийно сесть на кое-как подготовленную полосу и превратить катастрофу в обычную аварию.
При этом на высоких скоростях (от 30м/с уже) во всём мы
полностью, абсолютно зависим от работы электроники и автоматики, их любая ошибка или сбой запросто становятся катастрофическими, и времени на исправление их нет. Случаи перезагрузки компутера (или автоматики) в воздухе, которые были на Эйрбасах, Ту, Сухих с дальшейшим нормальным продолжением полёта - исключены. Случаи с неисправным двигателем гарантируют аварийную (не обязательно катастрофичную, ибо есть время реагировать, но обязательно аварийную) посадку в хрен-те какой местности и на хрен-пойми-какую поверхность по трассе.
Как-то так.
Татарин>> Вездеходы - они не по маршруту ходят, а именно что "везде", куда нужно.
101> Ходят. Ибо ходят между пунктами А и Б.
Татарин>> В смысле, предполагается ВООБЩЕ ВЕЗДЕ лес предварительно вырубить и ландшафт выровнять заранее, чтобы он летать экранопланам куда нужно не мешал? Или нужно вот куда-то выехать на болота - высылаем на вездеходах лесорубов, пусть трассу подготовят? А что, неплохо!
101> Ну для прокладки ж/д или шоссе вас же это не смущает?
101>
Про вездеходы была речь. Для вездеходов дороги не прокладывают. Они везде ходят. А если сравнивать с поездом, то см. выше все разговоры о цене тонно-километра и пассажиро-километра.
101> Берете бюджет прокладки ж/д или шоссе. ТОлько в случае ЭП это будет еще дешевле, потому что не нужно насыпь делать на всем протяжении трассы, дренажные меры и полотно класть.
101> Такое доступно вашему пониманию?
Доступно, конечно. То есть, Вы только что похоронили всю затею напрочь.
Татарин>> Откуда и зачем нужно это "целеполагание" и кто будет оплачивать "затраты"?
101> Я так понимаю, что сейчас у вас шары закатились - пальцами придерживайте.
101> Затраты будут идти оттуда откуда и сейчас.
101> По вашему сейчас все бесплатно на транспорте?
То есть, Вы предлагаете заменить весь существующий транспорт экранопланами?
Если нет - то новые затраты идут в дополнение к существующим, и их нужно обосновать, что возвращает к вопросу: кто будет оплачивать? "Оттуда же" - не будет, потому что оттуда УЖЕ оплачивается абсолютно необходимый текущий транспорт.
Если да - то давайте, где и как это возможно.
Уже не раз, не два, не три, и не 15... раз 50 уже просили: покажите, где КОНКРЕТНО можно заменить текущий транспорт на экранопланы с итоговой выгодой (выгодой для людей, а не строителей экранопланов), которая окупит вложения.
КОНКРЕТНО. Вот отсюда, мол, досюда, вот такие-то грузы, вот на такой гипотетической машине, а такие-то - на такой.
Татарин>> Покажите, что экраноплан это ПРОЩЕ и ДЕШЕВЛЕ.
101> Что еще пожелаете? Давайте. записываю.
Бред перестаньте нести. Записали?
Пока всё.
Татарин>> Вы доказываете тезис, что нужны разработки - ну и докажите.
101> Кому и зачем? Вы мне кролика из Винни-Пуха м/ф напоминаете советского. Стоит, поучает.
Мне, чтобы разговор приобрёл какой-то смысл и реальное наполнение кроме ваших детских криков "я люблю экранопланы".
Мне нравится сравнение, оно адекватно.
Тот кролик там был самым адекватным персонажем.