Для любителей творчества.
Интересующимся темой авианосце буде полезно ознакомится с документом:
Maximum density aircraft spotting CV and CVN aircraft carriers, LPH, LHA, and LHD class ships: NAEC-ENG7604
Его сложно найти.
Для определения максимальной вместимости на авианосце руководствовались следующими принципами:
1) на палубе должно оставаться место для посадки ещё одного самолёта.
2) самолёты не должны размещаться на подъемниках.
3) зазоры между самолётами и элементами конструкции корабля не менее 1 фута.
4) самолёты должны быть размещены так, чтобы иметь возможность перемещения (последовательного) из ангара на подъемник и по полетной палубе.
5) На палубе допускается установка самолёта со свешиванием носа, хвоста, крыльев.
Первоначально использовались шаблоны самолётов в сложенном состоянии на которых было указано положение шасси. Сейчас век компьютерных технологий.
Для упрощения расчётов вместимости смешанных аваигрупп введен специальный коэффициент вместимости. За базовый самолёт выбирался наименьший боевой самолёт находящийся в эксплуатации*, в разное время это были A4D/A-4, A-7, F/A-18A/C(используется сейчас). Данный коэффициент в первую очередь характеризует вместимость ангара, т.к. (как указано выше) на палубе допускается свешивание элементов конструкции самолёта.
*Учебные, T-1, T-2, T-45 не считали.
Например:
Следовательно, в ангаре Нимица можно разместить 53 F/A-18C или 46 F-35C или 43 F/A-18E. Всего в ангаре и на палубе 130 F/A-18C или примерно 112 F-35C или примерно 105 F/A-18E.
Ещё 1 F-35B = 1,09 F/A-18C
Когда-то на Нимице помещалось 157 A-7.
Помимо этого, вместимость Мидуэя - 117 A-7, Кеннеди - 153 A-7.
Вообще коэффициенты указываются в разных источниках немного разные, по разным причинам.
Ещё коэффициенты разных ЛАК пр-ва США можно посмотреть здесь:
P.S. Наши китайские товарищи в рамках отработки своей программы определения максимальной вместимости самолётов на авианосце написали интересную статью, с которой можно ознакомится:
Objectives A multi-constraint two-dimensional packing algorithm is used to determine the carrier-based aircraft maximum density layout factor. Methods First, the constraints are presented. Then, based on a lowest-gravity-center NFP algorithm combined with mathematics modeling for the distance constraints and a heuristic algorithm for the "keep-to-the-boundary" spotting, an entire maximum density layout algorithm for a flight and hanger deck is presented. Results Using this algorithm, the maximum layout number of F/A-18C and F-35C aircraft on a Nimitz-class aircraft carrier is determined, as well as the layout factor of F-35C aircraft, and the results are consistent with the known facts. Conclusions With this algorithm, the maximum density layout factor of aircraft can be quickly calculated, making it useful for guiding the suitable layout design of newly-built carrier-based aircraft.
// www.ship-research.com
Их результатом стало размещение на палубе 76 и в ангаре 53 F/A-18C, суммарно 129 самолётов в АВ типа Нимиц. В то время как по данным США общая вместимость 130 самолётов данного типа.