Реклама Google — средство выживания форумов :)
У российской армии подавляющее превосходство в артиллерии, но снарядов стало меньше из-за взорванных складов
"Оперативная пауза" в военной кампании в Украине, которую в начале июля объявило российское руководство, не привела к прекращению боев, но к началу августа, по оценкам наблюдателей, обе стороны готовы начать наступления. Впрочем, не исключено, что они уже их ведут.
Украинцы заявляют, что вскоре начнут активно наступать под Херсоном, и это косвенно подтверждается обстрелами мостов через Днепр, через которые снабжается российская группировка в этом городе.
ВСУ удалось захватить плацдарм на берегу реки Ингулец, что многими воспринимается как возможное начало наступления.
Российские войска продолжают активно действовать в Донбассе. Фронт в этом районе выгнулся большой дугой, северная часть которой начинается в районе подконтрольного России Изюма (далее ее продолжением можно считать оккупированные территории под Харьковом), а южная часть - в районе Донецка. Активные боевые действия в последние дни происходят на значительной части этой дуги.
Обе стороны, как отмечают наблюдатели, не могут решительным образом переломить ход боевых действий, в первую очередь, из-за отсутствия подавляющего превосходства в живой силе и технике.
Российские силы продолжают наступать в районах, которые были заранее подготовлены к обороне, и темп их продвижения не очень высок. Украинские войска, несмотря на успехи по захвату плацдарма и нанесению ударов по важным мостам через Днепр, также не смогли прорвать оборону российской группировки.
Каждая из сторон пытается перехватить инициативу - навязать противнику боевые действия в выгодном для себя месте. Однако пока что это сражение за инициативу явно не вошло в свою активную фазу.
Несмотря на объявленную российским руководством паузу для отдыха и пополнения войск, боевые действия продолжаются. Российские войска продолжают буквально прогрызать оборону ВСУ в Донбассе, захватывая все новые населенные пункты и территории.
В последние дни бои идут почти по всей линии фронта в Донбассе. Российская армия добилась, хоть и скромных, но все-таки успехов, взяв под контроль, например, Углегорскую ТЭС. На юге донбасской дуги российские войска стремятся к Бахмуту, Авдеевке, а на севере - в сторону Северска.
Однако темп наступления, как отмечают эксперты, невысок. Это происходит, прежде всего, по двум причинам.
Во-первых, российская армия очевидно испытывает проблемы с комплектованием. Оперативная пауза, которую объявило российское руководство, была необходима для отдыха и пополнения - об этом было объявлено официально.
Однако, как отмечает британское министерство обороны в своей сводке о ситуации в Украине от 29 июля, Россия с самого начала конфликта широко использует на фронте отряды "частной военной компании Вагнера", в ответственность которых входят целые сектора линии фронта. При этом, как отмечает британская разведка, раньше эти отряды так не использовались.
"Роль "Вагнера" вероятно изменилась, потому что российское минобороны испытывает острую нехватку пехоты, хотя силы "Вагнера" вряд ли смогут сильно повлиять на ход боевых действий", - говорится в сообщении.
При этом, как говорилось в соцсетях, именно бойцы "Вагнера" смогли взять под контроль территорию Углегорской электростанции.
Вторая причина медленного продвижения российских войск - удары по складам, которые наносят высокоточными ракетами GMLRS украинские силы. Продвижение российской армии сильно зависит от артиллерийской поддержки, и уничтожение ряда складов боеприпасов вынудило артиллеристов снизить их расход.
В результате, как отмечается в сводке американского аналитического Института изучения войны (Institute for the Study of War - ISW), "российские силы, по-видимому, в настоящее время способны проводить только две крупные наступательные операции в Украине: одна попытка захватить Северск, а другая - наступление на Бахмут".
Эксперты ISW считают, что именно нехватка ресурсов привела к тому, что в других местах поддерживать такой же темп наступательных операций или добиться аналогичных территориальных завоеваний им не удалось.
Наступление на Херсон является политической задачей, которую ставит перед ВСУ руководство страны. Ещё 11 июля министр обороны Украины Алексей Резников заявил в интервью британской Times, что президент Зеленский поручил подготовить план операции по возврату южных территорий страны, в том числе Херсона - единственного областного центра, захваченного российскими войсками за время войны.
Херсон выглядит привлекательным объектом для наступления из-за того, что российская группировка, которая его удерживает, зависит от мостов через Днепр, по которым ведется ее снабжение. Прежде всего, речь идет об Антоновском мосте.
Этот мост начиная с 19 июля подвергся нескольким ударам высокоточными ракетами GMLRS американского производства, которые ВСУ запускает из установок HIMARS и MLRS. В результате этих ударов мост был поврежден и снабжение армейской группировки по нему оказалось сильно затруднено.
Теперь российские силы, судя по сообщениям в социальных сетях, наводят временную переправу с использованием понтонов, которая не обладает такой же пропускной способностью, как большой постоянный мост.
Ударам подверглись и другие мосты, которые важны для снабжения - железнодорожный мост через Днепр, расположенный неподалеку от Антоновского, а также Дарьевский мост через реку Ингулец, соединяющий две части оккупированной россиянами правобережной Херсонщины, и, наконец, дорога через дамбу Каховской ГЭС в Новой Каховке.
Все это, очевидно, призвано отсечь российские войска в Херсоне от баз снабжения.
ВСУ использует высокоточные системы, которые получает на Западе, чтобы наносить точечные удары, но ей не хватает больших масс артиллерии для полномасштабного наступления. Украинцам также нужны танки и другая бронетехника, в большем количестве, чем они получали до сих пор. Украинцам также не хватает боевых самолетов, необходимых для успешных наступательных действий.
Тем не менее, Украина продолжает получать бронетехнику - в пятницу Северная Македония объявила о передаче Украине танков Т-72.
В будущем Киев может получить на Западе большие партии артиллерии и даже боевые самолеты - американский Сенат даже утвердил программу подготовки украинских пилотов. Однако эти поставки не решат проблему "здесь и сейчас".
Российские войска имеют перевес в артиллерии и авиации, что может сильно осложнить продвижение ВСУ. Тем не менее, положение херсонской группировки России оказалось довольно сложным из-за проблем со снабжением.
Сейчас две армии очевидно пытаются перехватить инициативу, то есть навязать противнику боевые действия на выгодном для себя направлении. В такой тактике задача армии - нанести удар там, где у противника наиболее слабое положение и куда он будет вынужден стягивать свои резервы, тратя на это большие усилия. После того как наступление выдохнется, удар можно нанести в другом месте - он готовится заранее.
И Херсон выглядит вполне логичной целью для попытки ВСУ перехватить инициативу. Но Россия пока продолжает действовать на прежних направлениях, последовательно добиваясь своей цели - контроля над Донбассом.
Южная группировка [ВСУ] не обладает рекомендованным для успешного наступления троекратным преимуществом", - писали журналисты. По их словам, украинские военные жалуются, что им не достает боеприпасов и пехоты. "Наше начальство любит преувеличивать успехи на поле боя", - цитировало издание украинского командира с позывным "Бандерас". По его словам, ситуацию могут изменить поставки большего числа западных ракетных систем, а пока на южное направление направили только некоторое количество американских гаубиц M777.
По словам Сергея, другого украинского военного из территориальной обороны, с которым поговорили журналисты Economist, армия РФ построила для защиты своих рубежей под Херсоном усиленные подземные бункеры. И когда ВСУ пытаются россиян оттуда вытеснить, они возвращаются с новыми силами. "Там, где было десять, появляется сотня", - говорит он.
Как передает корреспондент Би-би-си по вопросам обороны Джонатан Бил, пока Россия сосредотачивает свои усилия на восточных регионах, сейчас наступил удачный момент для возвращения частей юга. "Но дело в том, что большинство украинских военных ресурсов и усилий сейчас уже заняты ожесточенными боями в Донбассе, - пишет Бил. - Мы говорили с некоторыми соединениями, которые уже потеряли более половины своих военнослужащих и нуждаются в пополнении".
Наступлению украинской армии также не способствует открытый ландшафт Херсонской области, на котором войска оказываются уязвимыми для артиллерийских ударов. По данным, на которые ссылается Economist, ходят разговоры о значительных потерях, которые ВСУ понесли в мае под селом Давыдов Брод в Херсонской области при попытке форсировать реку Ингулец. "Их заманили на линию огня, - рассказала журналистам местный фермер Виктория. - Много людей погибло".
Если в начале вторжения в Украину российская армия воевала вопреки собственной доктрине, то во время битвы за Донбасс ее действия стали отвечать ожиданиям специалистов. Означает ли это, что в войне может наступить перелом? Как будут развиваться события и какого типа война впереди?
Западные эксперты предупреждают, что провалившееся наступление на Киев не стоит рассматривать как показатель боеспособности российской армии - оно было политической операцией.
Это не значит, впрочем, что в войне произойдет коренной перелом - понесенные в начале войны потери ослабили наступательный потенциал российских войск.
"Сейчас они воюют так, как мы ожидали от них. Слабости по-прежнему есть, но они ведут общевойсковой бой, лучше используют пешую пехоту, беспилотники и артиллерию", - сказал в интервью Русской службе Би-би-си Роб Ли, старший сотрудник Исследовательского института внешней политики в США и бывший американский морпех.
"Удивительно, что они не делали этого вначале - вопреки собственной доктрине, учениям и тому, как они воевали в Сирии".
Общевойсковой бой предполагает координацию и объединение действий разных видов и родов войск - пехоты, танков, легкой бронетехники, беспилотников, артиллерии и авиации.
К середине июня российская армия действует ближе к тому, что от нее ожидали, соглашается Майкл Кофман, директор российской программы в Центре военно-морского анализа США.
"Изначальная кампания была просто операцией смены режима без планов ведения общевойскового боя. И российская армия долго восстанавливалась после нее", - сказал Кофман в разговоре с Би-би-си
"Очевидно, что первый месяц войны практически не отражает российский военный потенциал - из-за политического характера организации кампании. В то время как сейчас, после ста дней, у нас есть больше материала, чтобы делать оценки".
"После двух месяцев войны мы начали наблюдать значительные перемены в действиях российской армии. И большинство ранних оценок, как мне кажется, оказались ошибочными. Они основывались на чудовищных ошибках в интерпретации данных. Поэтому некоторые, вроде меня, старались не выносить суждений и предупреждали других, чтобы те не торопились с выводами", - сказал Кофман.
В первый месяц войны звучало мнение, что российская армия не может вести общевойсковой бой, и оно было ошибочным, подчеркивает Роб Ли: "Это не так. Они просто не пытались".
В битве за Донбасс российские войска все больше координируют действия разведки, пехоты, артиллерии и авиации, говорит Кофман: "Это мало обсуждается, но российские силы активно применяют авиацию. Есть мнение, что у России нет превосходства в воздухе, но на самом деле у них есть локальное превосходство в воздухе в Донбассе. В некоторых частях Донбасса оно точно есть".
Другая сфера, в которой эксперты видят улучшение - это пешие действия пехотных подразделений армии России.