Gogs> А кто проектант и изготовитель?
Были про него статьи...
Уральский НИИ "Гидроприбор" - 40 лет на защите Родины
08:48 29.03.2012
Готовься в войне к миру, а в мире к войне.
А.В.Суворов
НИИ "Гидроприбор": 40 лет на защите Родины
Узнав о предстоящем юбилее научно-исследовательского института "Гидроприбор", я просмотрел имеющиеся публикации об этом предприятии и удовлетворенно подумал о наличии собственного бесспорного преимущества перед другими авторами. Заключается оно в многолетнем знакомстве с деятельностью института, его руководством и конструкторами, и даже некоторым опытом наблюдений за ходом натурных испытаний специзделий, предназначенных на экспорт. Признаюсь, полученные именно тогда впечатления явились основой более чем уважительного отношения к профессионалам "Гидроприбора", уже сорок лет без излишней патетики занимающихся проблемами укрепления обороноспособности страны, сначала СССР, а затем Казахстана.
В мощном оборонно-промышленном комплексе Советского Союза Казахстан занимал особое место, - здесь, вдали от морских границ великой державы в условиях повышенных мер секретности осуществлялись разработка и производства различных образцов вооружения для Военно-Морского Флота СССР. В рамках внутриведомственной кооперации каждый из нескольких оборонных предприятий, расположенных в различных городах Казахстана, специализировался на создании определенного вида "изделий". Например, из открытых источников информации известно, что алматинский завод им.Кирова производил скоростные торпеды "Кит", предназначенных для поражения крупных надводных целей (включая авианосцы), не входя при этом в зону их противолодочной обороны.
Привыкнув к современным реалиям свободы передвижения, мы уже начинаем забывать, что всего двумя десятилетиями ранее Уральск относился к категории т.н. "закрытых" городов, посещение которых иностранными гражданами было категорически запрещено. Одной из "причин" подобной изоляции было малоприметное высотное здание в центральной части города, в советские времена не имевшее даже банальной вывески с названием учреждения, - это и есть научно-исследовательский институт "Гидроприбор".
Прародителем учреждения явилось специальное конструкторское бюро (СКБ) машиностроительного завода им.К.Е.Ворошилова, откуда в марте-апреле 1972г. было переведено более 50 лучших специалистов во вновь организованный Уральский филиал ЦНИИ "Гидроприбор".
Историческая справка (Википедия): ЦНИИ Гидроприбор - один из старейших в России институтов, разработчиков вооружения для Военно-морского флота, расположенный в Санкт-Петербурге. Полное наименование на сегодняшний день - ОАО "Концерн "Морское подводное оружие – Гидроприбор". Отсчитывает свою историю от Центральной научно-технической лаборатории Военного ведомства, основанной 26 августа 1914 года. Непосредственные предшественники советского периода – Остехбюро, ЦКБ-36, ЦКБ – 39, НИИ – 400, занимавшиеся разработкой минного, противоминного и торпедного вооружения, самоходных или буксируемых подводных телеуправляемых аппаратов.
Они действительно были лучшими, имеющими богатый опыт создания вооружений; призванными создавать институт и одновременно продолжать конструкторские работы по двум "специзделиям". Среди них были: первый главный конструктор необитаемых подводных аппаратов Сгибнев Борис Александрович, вскоре назначенный директором НИИ; главные конструкторы Якубенко Л.И., Гуль В.И., заместители главного конструктора Дьячков В.Н., Волков К.П., ведущие специалисты Ибраев Р.А., Конюхов М.Н., старшие инженеры Абашкин Ю.Б., Бабак С.Т., Бураковский Ю.Д., инженер Гасанов А.Д., начальник технического отдела Костарев А.Б., начальник БРИЗиТИ Кочубей Л.А.
В течение пяти лет было завершено строительство производственно-лабораторного корпуса; каждый сотрудник НИИ участвовал в возведении других объектов: жилого дома (пр-т Достык, 203), 9-этажного общежития (ул.Чагано-Набережная,82), детского сада, существующих до настоящего времени. Первые годы становления и развития НИИ заслужено связывают с именем первого директора Сгибнева Б.А. За разработку и освоение "специзделия" "К" он был награжден орденом Трудового Красного Знамени; впоследствии за важный вклад в развитие подводной техники такая же награда была вручена ему повторно.
О том, каким он был, рассказывает Смирнова Л.А.:
- Борис Александрович был уникальным инженером, одним из первых в СССР главных конструкторов необитаемых дистанционно-управляемых подводных аппаратов. Он обладал незаурядными организаторскими способностями и талантом конструктора; все (!) "специзделия", разработанные под руководством Сгибнева, по своим характеристикам соответствовали лучшим мировым аналогам и были защищены 49 авторскими свидетельствами. О личности Сгибнева складывались легенды, - согласно одной из них, для того, чтобы убедить больших начальников в жизнеспособности разработанного "Гидроприбором" "специзделия", он въехал верхом на действующей модели в приемную руководителя Министерства судостроительной промышленности СССР…
Квалификационные требования к специалистам оборонных предприятий всегда были довольно жесткими, поэтому не случайно инженерное ядро "Гидроприбора" составили выпускники знаменитой "Корабелки", Ленинградского ордена Ленина кораблестроительного института (ЛКИ, ныне Санкт-Петербургский государственный морской технический университет), славящегося качеством подготовки инженеров. Первыми молодыми специалистами пришли в 1972г. и надолго остались в НИИ конструкторами Векслер О.Б. и Иванова С.Г.
Начальное десятилетие института было напряженным и интересным одновременно: формировался коллектив, численность которого увеличилась более чем в 6 раз, в соответствии с увеличивающимися потребностями основного заказчика в лице ВМФ СССР поступали поручения на разработку новых "специзделий". По мнению старожилов института, без моральной поддержки и практической помощи головного ЦНИИ "Гидроприбор" (Ленинград) поставленные конструкторские задачи были практически невыполнимы. В ЦНИИ получали подготовку и бесценный опыт молодые специалисты Казин А.А. и Братчиков А.А., ставшие впоследствии главными конструкторами. Невозможно переоценить помощь уральскому филиалу, когда из Ленинграда передавалась сотнями экземпляров научно-техническая документация, одновременно оказывалось существенное содействие в организации научно-технического фонда.
Пришедшие после первого десятилетия института 80-е годы характеризуются сменой тематики института, сопровождавшейся высокоинтеллектуальными разработками. В немалой степени этому способствовали уже сформировавшийся коллектив и создание уникальной научно-производственной базы, включавшей в себя испытательный бассейн, аэродинамическую трубу, гидролоток, автоклав, испытательную базу на озере Шалкар с опытовыми судами. Расширились кооперационные связи "Гидроприбора", осуществлявшего современные разработки в тесном взаимодействии с ведущими научными коллективами Физического института им. П.Н.Лебедева Академии наук СССР (ФИАН СССР), ЦНИИ "Морфизприбор", - в этот период проявились и ярко засверкали таланты конструкторов Ибраева Р.А., Гнеломедова А.Н., Плужникова И.М., Давлетгильдеева Х.Х., Юдилевича М.М., Братчикова А.А. Подтверждением научно-производственного потенциала "Гидроприбора" явилось создание наукоемких для своего времени изделий "Омар" и "Медуза", - например, "Омар" с видеокамерой и манипуляторами способен заменить в опасных условиях глубины до 200 м. водолаза.
Основными заказчиками института в советский период являлись ВМФ СССР, Министерство судостроительной промышленности СССР, ЦНИИ "Гидроприбор", НПО "УРАН", НИИ "Мортеплотехника", Западное ПКБ, СреднеНевский завод, ФИАН СССР, Институт океанологии им П.П.Ширшова, ПО "Черноморнефтегаз", ПО "Арктикморнефтегазразведка". Непосвященным лицам внешне нейтральные названия перечисленных учреждений мало что скажут, однако люди сведущие понимают, что большинство из них в той или иной степени связаны с выполнением заказа военного ведомства.
Хотя случалось, что государством ставились "Гидроприбору" и другие, порой совершенно неожиданные задачи, связанные чаще всего с возникновением чрезвычайных происшествий.
Чего стоит, например, совершенно неординарная задача по обнаружению частей и бортового самописца сбитого советскими силами ПВО в 1983г. южнокорейского "Боинга" на Дальнем Востоке. Вспоминает Гнеломедов А.Н.: "…Будучи на испытаниях в Севастополе, увидели в один из дней, как одно из наших "изделий" снимают с корабля и вывозят куда-то. Сразу поняли: что-то произошло. Уже потом стало известно, что "изделие" срочно самолетом доставили в Уральск, где на борт поднялись наши специалисты и затем отправились на Дальний Восток". О дальнейших обстоятельствах уникальной поисковой операции, вошедшей в новейшую историю, узнаем из записок американского журналиста: "…Черный ящик" самолета был найден и поднят на поверхность. Было решено ничего не сообщать об этом ни мировой прессе, ни Сеулу; советские суда находились в этой зоне еще 2 недели, чтобы создать впечатление, что бесплодные поиски продолжаются"i.
Напомню, что в тревожные дни происшествия с "Боингом" мир реально стоял на пороге Третьей мировой войны: американская разведка подчеркивала в докладе президенту Рейгану, что "…отношения между Соединенными Штатами и СССР еще никогда после смерти Сталина не были столь мрачными".ii Советскому Союзу, незадолго до трагедии с "Боингом" названного американским президентом "Империей зла", стоило титанических усилий минимизировать угрозу конфликта двух политических систем, - сегодня, спустя многие годы с гордостью можно рассказать о достойной лепте в благополучное разрешение инцидента специалистов "Гидроприбора".
Этот случай был не единственным, специалисты НИИ имели самое непосредственное отношение к поисково-спасательной операции атомной подводной лодки "Комсомолец", затонувшей в 1989г. в Норвежском море. Несмотря на давность указанных событий, к сожалению, в силу специфического характера деятельности института я не имею права раскрывать детали этой и других беспрецедентных операций, в которых участвовали по заданию Родины представители "Гидроприбора".
В 1991г. Уральский филиал ЦНИИ "Гидроприбор" преобразован в НИИ "Гидроприбор", обретение Казахстаном независимости практически совпало с началом третьего десятилетия института. С этого времени он становится единственным в Казахстане научно-техническим центром, специализирующимся на разработке и изготовлении опытных и серийных образцов подводно-технических средств с отработкой технологии их применения.
В 1993г. Правительством РК НИИ "Гидроприбор" определен головным предприятием по разработке конструкторско-технологической документации морских судов. За прошедшие годы институтом создана серия судов различного направления: пограничный катер для использования на мелководных реках, многоцелевое судно водоизмещением 23т., а также рабочего катера для перевозки пассажиров и грузов до 5 т в прибрежных районах. В 1996г. спущена на воду и отправлена заказчику первая очередь морского причала для порта Баутино, созданного с участием АО "Уралречфлот".
В кризисное начало 90-х годов коллектив "Гидроприбора" приглашает принять участие в выборах генерального директора Гуль Валерия Ильича, который руководил институтом до 2006г.
Рамки газетной публикации не безграничны, мы не может перечислить почти 2000 сотрудников НИИ "Гидроприбор", работавших здесь за 40 лет истории существования. И все же в дни предстоящего юбилея хотим высказать искренние слова благодарности руководству и всему действующему коллективу НИИ; вспомнить добрым словом тех, кого уже нет в этой жизни; тех, кто по разным причинам перешел на другую работу, сменил место жительство, вышел на пенсию:
Сгибнев Б.А., Гуль В.И., Якубенко Л.И., Ибраев Р.А., Котлов А.А., Конюхов М.П., Абашкин Ю.Б., Тужилкин А.И., Гнеломедов А.Н., Румянцев В.К., Давлетгильдеев Х.Х., Бабак С.Т., Макаров М.М., Мурашкинцев Н.П., Дьячков В.Н., Серебрянский В.Г., Усов Ю.И., Плужников И.М., Жупиков Г.А., Ягодинцев А.И., Недовизий В.Л., Братчиков А.А., Казин А.А., Ушаков В.А., Притчин С.Э., Орлов А.В., Носков С.А., Матяшов В.В., Довгаль С.Г., Бабиченко В.В., Мунчак Л.В., Ехаускин С.Г., Манахов И.Я., Головко В.Л., Чернышев А.Е., Смирнова Л.А., Бураковский Ю.Д.
i Д.Хоффман "Мертвая рука": неизвестная история холодной войны и ее опасное наследие", "Астрель", 2011г., с.123
iiТам же, с.124
Максот Сергалиев.
газета "Мой город", № 13, 2012г.
Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи -
Уральский НИИ Гидроприбор - 40 лет на защите Родины | ЦентрАзия