Ещё один вариант применения:
Какие полеты изменят этот век? Широкое освоение гиперзвуковых и пассажирских сверхзвуковых средств расширит атмосферные пути человека. Но открыть новую эру, следующую за аэропланами реактивными, продолжая Циолковского, сможет суборбитальная баллистика.
// www.kommersant.ru
Homo ballisticus suborbitalensis
Суборбитальная область осваивается человеком уже скоро 80 лет, давно и плодотворно в нескольких направлениях, исследовательских, боевых и космических. Она всегда была и оставалась перспективной с первого полета и на каждом этапе освоения, и сегодня ее перспективность только возрастает. Сейчас суборбитальные полеты остаются в областях специфических дел, узких, специальных, не касающихся обычного человека. Так когда-то развивалась реактивная авиация — сначала только боевые системы. Лишь потом возникли пассажирские самолеты, сделавшие реактивные полеты массовыми.
Боевая суборбитальная баллистика плотно освоена, глубоко и специальным образом проработана и продолжает развиваться, посадочная космическая — тоже. Аппараты этих областей малочисленны, их полеты относительно редки, а в космических запусках относительно мало посадок. Рост суборбитальной многоразовой практики в космических пусках расширяет ее транспортное применение с постепенным занятием более весомой части в системе ценностей и жизни людей. Так в мир человека входила новым элементом железная дорога, потом автомобиль, потом самолет, без которых трудно представить сегодняшнюю жизнь.
С появлением новой матчасти картина боя может измениться, как гласит старая истина. Если создать баллистическое средство на сотню пассажиров, способное выходить в космос, оно породит новый формат массовых перемещений человека. Возникнет пассажирская баллистика.
Из Нью-Йорка в Токио долететь за 40 баллистических минут. Обогнуть Землю за пару часов при хорошей стыковке баллистических рейсов. Возникнет баллистический пассажиропоток. Суборбитальные пассажирские маршруты разойдутся из космопортов плотными снопами в космосе. Для их описания, стандартизации и ограничений создадут протоколы суборбитального движения. Их сформируют в связи с энергетикой движения, безопасностью по столкновениям, низкоорбитальной обстановкой, бортовым комфортом, технологичностью и другими критериями. Возникнут низкие околоземные расписания движения по пассажирским суборбитальным траекториям. Необходимость управления низкой баллистической околоземной обстановкой потребует высокой координации через создание наднациональных органов действия.
Человеческий мир может в очередной раз ощутимо измениться. Массовый доступ суборбитальных пассажиров в космическое пространство вызовет отмирание мелких суборбитальных капсул типа SpaceShipOne и New Sheppard компании Blue Origin. Возможность за 40-50 минут отправить на другую сторону Земли одним баллистическим бортом роту спецназа, а несколькими балбортами батальон или полк, с техникой, топливом и боекомплектом, изменит военные расклады и может привести к появлению нового рода войск.
Сегодня уже мало сомнений в реальности таких средств. Компания SpaceX Илона Маска полным ходом создает свою ракету-корабль Starship, которая сможет брать на борт сотню пассажиров. Идут летные испытания прототипов, в 2022 году запланированы космические полеты этого средства в грузовом беспилотном режиме, а с 2024 года планируются пилотируемые полеты. И хотя корабль позиционируется как орбитальный, ничто не мешает ему быть многоцелевым, выступив в качестве пассажирского суборбитального транспортного средства. Нужно лишь понизить энергию запуска, не дотянув до орбитального движения и оставшись в рамках суборбитальной траектории. Сроки запусков и программа испытаний наверняка будут корректироваться, но Маску не откажешь в умении создавать новую баллистическую технику. Поэтому весьма вероятно скорое появление у SpaceX суборбитального пассажирского транспортного средства.
И не только пассажирского. В октябре компания SpaceX и техасская аэрокосмическая компания xArc заключили контракт с Пентагоном на разработку транспортной ракеты, которая сможет доставить 80 тонн военного груза, включая оружие, за час в любую точку Земли. В частности, с мыса Канаверал во Флориде на американскую базу Баграм в Афганистане (около 14 170 км) меньше чем за час. В отличие от транспортного самолета C-17 Globemaster III, которому для доставки такого груза потребуется 15 часов полетного времени, суборбитальный путь не требует разрешения на пролет через национальные воздушные пространства. Первые демонстрационные испытания по проекту ожидаются в следующем году.
Что грядет дальше в суборбитальной баллистике? Как ХХ век стал авиационным веком, так XXI век, вероятно, станет баллистическим веком человека. Ниша баллистической быстроты перемещения людей сейчас не освоена — однако она освоится, баллистические скорости очень привлекательны. В 20-м году прошлого века не было реактивной авиации, самолеты летали в формате матерчатых бензиновых бипланов, уступая в скорости быстрейшим птицам. Но вторая половина века радикально изменила авиацию и мир. Вполне вероятно повторение такого векового цикла и в баллистическом исполнении.
Сложится охват планеты плотнеющей сетью суборбитальных пассажирских сообщений с многократным ростом пассажиропотока. Пойдут развиваться и суборбитальные грузоперевозки, в том числе в военных целях. В связи с ними эволюционируют и средства перехвата суборбитальных целей. Это снова будут специализированные системы, опять боевые. Виток замкнется на новом уровне, и траектория развития по спирали продолжится дальше в формах и деталях, с трудом просматриваемых из нашего сегодняшнего дня.