vmart2005> И не только на плоскодонке. И на переходе по Ладоге на шхунах "Ленинград" и "Профессор Визе"
vmart2005> Bredonosec: +1: "и "Профессор Визе" - не думал, что кто-то из постоянных обитателей форума ходил в антарктику на столь знаменитом корабле
Судя по всему, речь идет о шхуне «Профессор Визе» (водоизмещение 580 т). В журнале "Катера и яхты", в свое время, была большая статья на тему как не надо буксировать суда.
"В 1959 г. летний лагерь Детской спортшколы ленинградского Центрального яхт-клуба решено было разместить на о-ве Корписари — в северо-западной части Ладожского озера. Требовалось доставить туда большое количество самого разнообразного имущества: палатки, койки, матрацы, продукты, горючее, стройматериалы и т. п., а также сами учебные яхты и швертботы. Перевозка всего этого сушей представила бы значительные трудности, не говоря уже о больших расходах, поэтому было разумно воспользоваться водным путем.
Для перевозки имущества и швертботов, а также буксировки килевых яхт были выделены парусно-моторные шхуны «Профессор Визе» и «Ленинград», катера «Эрбот», «Касатка» и «Резвый»."
В сети есть эта статья. Мы в молодые годы изучали данный случай.
Вот фрагменты (хотел под спойлер, но текст слишком большой):
Теперь оставался последний, наиболее ответственный этап: предстояло пройти немногим менее 100 миль по Ладожскому озеру. Днем 21 июня флагман начал формировать суда в караваны.
Шхуна «Профессор Визе» (водоизмещение 580 т), на которой имелся исправный двигатель, должна была идти самостоятельно, приняв на борт 60 учащихся ДСПШ и взяв на буксир «Эрбот», который использовался как «баржа» для перевозки имущества и части ребят.
Шхуна «Ленинград» (180 т) должна была возглавить эскадру (на ней шел флагман), взяв при этом на буксир три «четверки» и «Дельфин». На шхуне и буксируемых ею судах в общей сложности находилось более 40 учащихся.
«Касатка» буксировала четыре «Дракона». Катер «Резвый» в переходе по озеру не участвовал.
Решение о выходе в плавание было принято около 19.00 того же дня после получения прогноза на ближайшие сутки. Погода стояла ясная; северо-западный ветер силой 3—4 балла в Петрокрепости почти не ощущался, так как дул с берега. В озеро спокойно выходили другие караваны судов.
У Кошкинского буя суда собрались около 24.00; здесь уже были чувствительные для буксируемых яхт встречные ветер и волна. В дальнейшем, на пути к бую Железница, обстановка становилась все более и более сложной ввиду постепенного и неуклонного усиления волны и ветра, который стал заметно заходить к северу.
Больше всех доставалось «Касатке», менее мореходной, чем шхуны; к тому же, выполняя приказ — не уходить вперед от остальных караванов, она вынуждена была идти на малых оборотах двигателя. Начали рваться буксирные тросы. Много раз приходилось возвращаться, подбирать оторвавшиеся яхты, заводить новые концы. Вскоре подходить к «Драконам» стало опасно: на большой волне их легко могло разбить о катер или друг о друга. Давно следовало бы повернуть обратно, так как к 4.00 суда находились примерно на траверзе бухты Морье, т. е. отошли недалеко, однако флагман не давал такого распоряжения.
«Касатка» буксировала яхты в две колонны. Когда она замедляла ход или останавливалась, «Драконы» сталкивались, наваливались на катер, сцеплялись мачтами. Словом, творилось что-то невообразимое. Ни один из «Драконов» не имел самого примитивного чехла, гребни волн захлестывали в открытые кокпиты. Поскольку ветер зашел на север, температура воздуха резко понизилась. Ребята вымокли и продрогли. К тому же приходилось непрерывно откачивать воду, чтобы заливаемые водой яхты не утонули. Многие ребята попали в такую переделку впервые, некоторые укачались...
В пятом часу утра «Касатка» уже не смогла подобрать три оторвавшихся «Дракона» по причине полного отсутствия запасных буксирных тросов. Видя, что оторвавшиеся яхты взял на буксир маленький «Дельфин» (оказавшийся, кстати, довольно мореходным), капитан «Касатки» прибавил ход и оставил эскадру. Сила ветра достигла тем временем 9 баллов. Единственный оставшийся на буксире «Дракон» постепенно наполнялся водой, все ниже оседал и мог с минуты на минуту затонуть. С огромным трудом удалось снять с него на катер совершенно измученных ребят.
Положение «Касатки» становилось тяжелым. На полном ходу волна заливала палубу и грозила выбить широкие стекла рубки, потоки воды устремлялись сквозь ветх** палубу во внутренние помещения. Когда ход сбавляли, заливало меньше, зато продвигались еле-еле. На счастье, было уже недалеко до гавани-убежища Нижние Никулясы. Вход в эту небольшую мелководную гавань в штормовую погоду — дело непростое, но выбора не было, пришлось идти на риск. Около 8 часов «Касатка» с «Драконом» на буксире пришвартовалась у пирса.
Посмотрим, что происходило с остальными судами. Катер «Дельфин», подобрав «Драконы», встал вместе с ними на буксир за шхуной «Ленинград» — второй колонной. Яхты, буксируемые двумя параллельными колоннами, стали на волне сталкиваться, повреждая корпуса и стоячий такелаж; у одного из «Драконов» сломалась мачта. Несколько раз обрывались и снова заводились буксирные тросы. В конце концов с помощью катера «Дельфин» со всех «Драконов» ввиду их явно аварийного состояния пришлось экипажи снять и высадить на шхуну «Профессор Визе» («Дельфин» остался у нее на буксире).
Вскоре после этого буксирный трос, на котором шхуна «Профессор Визе» вела «Эрбот», лопнул. Все попытки шхуны подойти к нему успеха не имели. «Эрбот» стал дрейфовать. Тогда «Дельфин» снял с него ребят и перевез их на шхуну, а оттуда перебросил на катер двух взрослых. В конце концов с «Эрбота» отдали якорь и оставили без экипажа примерно в миле от мыса Морьин Нос.
Итак, шхуна «Профессор Визе», имея на буксире «Дельфин», направилась к «Ленинграду», от которого как раз в это время, обрезав по своей инициативе грозящие лопнуть буксирные тросы, отвалили три «четверки». Поставив паруса, яхты повернули в Петрокрепость. Не успели отойти эти «четверки», как лопнул трос, на котором держались три полузатонувших «Дракона». Снова взять их на буксир не было никакой возможности; эти яхты (без экипажа) пришлось бросить на произвол судьбы. Такая же участь немного позже постигла и «Дельфин», который оторвался от шхуны: людей на нем в этот момент уже не было, горючее иссякло, единственный битенг, за который крепили буксир, вырвало...
Только после всего этого флагман принял решение возвращаться обратно. К 2 часам дня 22 июня в Петрокрепости собрались остатки эскадры: две шхуны и три «четверки». Штормовая погода на озере держалась еще двое суток. Один из оторвавшихся «Драконов» утонул, два других были выброшены на дамбу Осиновецкой гавани; катера «Дельфин» и «Эрбот» оказались на берегу в районе бухты Морье. Счастливая случайность, что все обошлось без человеческих жертв!