Bredonosec> сорри, я по памяти с позднесоветских лет, что всплыло, написал.
Bredonosec> По части давления - по памяти там разрушающее было очень сильно выше рабочего.
Bredonosec> почитал - про 7200 нигде не вижу, но спорить не буду. Что сфера стальная - да, признаю, ложанулся, забыл.
Свалиться на дополнительные километры глубины практически невозможно. В том числе из-за того, что глубины до 6 км занимают где-то 98% площади всего океана. Так что это надежный запас.
На заре гидронавтики порой были и более кратные запасы. Тот же "Архимед" на разрушающее давление в 20 км рассчитывался. Если не путаю. Хотя глубже 11 км найти глубину сложно
Просто тогда не было барокамер в которых можно было испытать прочный корпус на суше, вот и пришлось закладывать запас. Причем во всем. Там был такой резерв, что он мог всплыть даже если прочный корпус не выдержит давление и полностью будет заполнен водой.
Что до "Миров" то там все системы рассчитывались на это давление. Их ключевая идея которая отличала тогда от всех существующих глубоководных аппаратов (да и сейчас не знаю, кто реализовал) была в помпе которая могла создать перепад давление до 7 200 км. Это позволило прямо закачивать воду в балластные баки (то есть близка к идеи подводных лодок) обеспечивая как дифферент, так и регулировку плавучести.
Что позволило отказаться от отдельных систем дифферента и баласта и сделать его очень легким.
Система спасения тоже рассчитывалась до этой глубины. Вот. Нашел ее описание.
Связь с поверхностью поддерживается с помощью гидроакустической рации. Как известно, радиосвязь под водой невозможна, а использование проводов ограничило бы мобильность миниподлодок. Впрочем, в особых случаях, таких как при съемках «Титаника», к аппарату можно пристыковать оптико-воло- конный кабель любой длины, по которому может вестись «живая» трансляция с морского дна.
Комфорт и безопасность экипажа также продуманы до мелочей. Кислород для дыхания обеспечивает система жизнеобеспечения, запас кислорода в поглотителе углекислоты рассчитан на 246 человеко-часов, или на 10 часов нормальной работы экипажа из грех человек. Если возникает нештатная ситуация, аварийный запас позволит продержаться еще трое суток. Но пока, слава Богу, до этого ни разу не доходило. Однако это еще не все. Для повышения безопасности исследователей «Мир» оборудован уникальной системой аварийного спасения. Внутри каждого аппарата имеется специальный буй. При внештатной ситуации оператор нажимает кнопку, и буй всплывает на поверхность к судну обеспечения. По кевларовому тросу длиной семь с половиной километров, как по направляющей, с корабля спускают специальное сцепное устройство. Оно доходит до аппарата, происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе.
Известно, что причиной аварий подводных аппаратов нередко становятся старые сети, канаты, тросы, якоря и цепи. В них могут запутаться винты и другие выступающие части оборудования. Подобное произошло с батискафом ВМФ России в Японском море в 2006 году. Для освобождения «Миров» в таком случае предусмотрен аварийный сброс всех движителей, клешней манипуляторов, обтекателя и кормового крыла. На случай потерн герметичности всех трех балластных цистерн - случай очень маловероятный, хотя и возможный, и потери плавучести, предусмотрен сброс половины аккумуляторов весом 1300 кг.
Во вложении можно увидеть как сбрасываемые части, так и общую компоновку.
Кстати. Общая идея аппаратов, компоновка и т д это продукт Института Океанологии СССР. В Финляндию их производство перенесли в первую очередь чтобы легче закупать зарубежное оборудование.
Bredonosec> А разве "пилот пиркс" - не Максим?
А это кто? Данный блог в ЖЖ был моим с самого его создания