richie> ПРямо под этим "рогом" располагались рымы для крепления канатов. Они видимо служили для страховки пера руля от случайного скидывания с петель.
Мне один добрый человек на аналогичный вопрос так ответил:
Само слово "сорлинь" подразумевает короткий трос ("линь", "линёк"). Шкентели руль-талей, как раз в силу своей длины (заходили на ют) никак не обеспечивали сохранение и возвращение пера руля при его соскоке. Сорлини можно встретить только на деревянных парусных кораблях, в эпоху пара рули уже не соскакивали (легко заметить разницу в конструкции петель - на парусниках были специальные выемки, чтобы руль, ударяясь о дно, соскакивал, а не разрушался сам и не разрушал старнпост, тогда как для железных кораблей, имеющих огромные тяжелые прочные рули и рудерписы, это было не актуально). Сорлинь реально не позволял перу руля отойти от своих петель и это перо можно было без особых трудностей вернуть на место. Шкентели руль-талей были предназначены для совсем других целей и, понятно, теряли перо руля однозначно, поэтому их неверно называть сорлинями. Но, да, сам встречал в литературе путаницу, видел. Сорлини легко отличить от шкентелей по месту крепления к перу руля: сорлини, понятно, крепятся как можно ближе к петлям руля, шкентели, наоборот, как можно дальше от них, чтобы легче было поворачивать руль при сломанном рудерписе или оголовке руля, рулевой машинке и так далее.
Сорлини и шкентели руль-талей, так как эти элементы служат совершенно разным целям, ставили вместе со второй половины 17 века. До этого периода шкентели аварийных руль-талей не встречаются вовсе. Первыми от сорлиней отказались англичане, уже в первой трети 18 века, тогда как на континенте ещё долгое время ставили сорлини в купе со шкентелями, а потом ставили лишь шкентели аварийных руль-талей, а сорлини не ставили, но на пере руля и старнпосте долгое время оставляли лишь рымы для сорлиня.