Реклама Google — средство выживания форумов :)
Все, практически, как и на берегу: главный противник – дешевый летающий или плавающий дрон. Перемещающийся как самостоятельно, так и на ручном управлении. Да, местами в поединках участвовали и противокорабельные ракеты, но от них в основном получали гражданские корабли, которым нечего было противопоставить, как суда некоторых стран, не вовремя оказавшиеся в прицелах хуситов, да и Россия лишилась буксира: спасательный буксир «Спасатель Василий Бех» был потоплен аж двумя ПКР «Гарпун»!
Не пожалели, как есть, хотя для безоружного суденышка в полторы тысячи тонн водоизмещения и одного «Гарпуна» более чем достаточно было бы.
В результате Черноморский флот, мягко говоря, повторяет успехи Великой Отечественной, а эскадра кораблей НАТО как-то вот расползлась по домам. Вроде бы и выполнив какую-то задачу, а на деле сказать сложно, потому что толком никто этой задачи не знает.
Новые враги для старых кораблей. И враги очень сильные. То, что крейсера и авианосцы проиграют гиперзвуковым ракетам и глайдерам, это факт. Они слишком большие, чтобы мимо них промахнуться, а гиперзвук пока никто толком не перехватывает. Поэтому финал противостояния известен.
Что касается кораблей меньших классов, для них есть не менее «приятный» противник:
беспилотники
. Безэкипажные катера, беспилотные самолеты. И если со вторыми еще как-то можно бороться, расходуя огромное количество боеприпасов, хоть как-то засекая их радарами ПВО, то вот БЭК -это новомодный лом, против которого плоховато с приемами. БЭК очень плохо «виден» радарам, по нему проблемно пускать ракеты, особенно с тепловой ГСН, по нему сложно использовать артиллерию из-за больших углов склонения стволов. Немцы, датчане и британцы уже в прямом смысле на своих бортах испытали, как это. По их опыту получается, что лучший противник против БЭКа – вертолет.
А если в атаку пойдут не единицы, а десятки? С разных направлений, под управлением из единого центра? То, что корвету может быть достаточно 5-6 БЭК, мы уже знаем. Фрегату надо 10-15. Эсминцу…
Можно подумать: ну есть же торпеды, есть подводные лодки! Да. «Варшавянка» стоит 300 000 000 долларов. И еще что-то будут стоит торпеды и ракеты. Сколько стоит знаменитый уже Maritime Autonomous Guard Unmanned Robotic Apparatus, то есть, MAGURA, тоже известно: не более 50 000 долларов.
Получается, вместо одной подводной лодки можно создать флотилию из 6 000 БЭК, которыми, простите, можно любой флот средней страны озадачить по полной программе. И построены они будут быстрее, чем подводная лодка. И пока БЭК – это весьма серьезный противник для надводных кораблей, а уж вкупе с БПЛА…
Как показала практика Красного моря, фрегаты и вертолеты с большим трудом отбивали совместные атаки БПЛА, крылатых ракет и БЭК. Дальше вопрос количества и качества управления.
Мы действительно живем в интересное время: эпоху ухода больших кораблей под воду от небольших и дешевых противников, победить которые пока они не в состоянии. Требуется пересмотр всей концепции морского боя, потому что если раньше богатые страны с сильными флотами могли диктовать свои условия более слабым, то теперь эпоха БЭК и БПЛА напрочь смешала все карты.
Сделать сегодня ставку на подводный флот – это завтра его получить. И на взгляд многих думающих на эту тему, российские атомные подводные лодки – это то, чего реально будут бояться наши противники. Старыми и огромными надводными кораблями сегодня никого не напугаешь и уважения не заслужишь.
Два-три десятка «Бореев» - это огромный повод для уважения. Или опасения, тут не так важно, когда боятся – уважают не меньше. А если к «Бореям» еще добавить такое же количество «Ясеней» - тем более.
Время больших надводных кораблей действительно проходит. И уходит на глубину, где можно не опасаться новых видов вооружений, появляющихся в последнее время так стремительно. По крайней мере – пока.
Китайские ученые разработали ИИ-командира, который строго ограничен лабораторией в Колледже объединенных операций Национального университета обороны в Шицзячжуане. Этот "виртуальный командир" полностью имитирует человеческого командира, включая опыт, модели мышления, личность и даже недостатки.
ИИ-командир был наделен широкими полномочиями верховного командования в крупномасштабных компьютерных военных играх, охватывающих все виды войск Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Команда, возглавляемая старшим инженером Цзя Чэнсином, заявила, что ИИ-технологии имеют как потенциал, так и риск в военных приложениях, но этот проект предлагает "жизнеспособное" решение растущей проблемы.
ИИ-командир может заменять человеческих командиров, когда те не могут участвовать в крупномасштабных виртуальных битвах или осуществлять командование. При этом, в пределах лаборатории он может свободно осуществлять свою деятельность без какого-либо вмешательства со стороны людей.
Командир самого высокого уровня — это единственное ключевое лицо, принимающее решения по всей операции, с окончательными полномочиями и ответственностью.
Это самая высокая роль, по крайней мере официально, ИИ в военных исследованиях, которые проводились в мире.
Преимущество ИИ-командира в том, что он позволяет НОАК проводить множество военных симуляций без участия людей. Он выявляет новые угрозы, разрабатывает планы и принимает оптимальные решения на основе общей ситуации, когда битвы идут не по плану или результаты оказываются неудовлетворительными. Он также учится и адаптируется на основе побед и поражений.