Реклама Google — средство выживания форумов :)
— Если говорить непосредственно об охране объектов, то результат недостаточный. Причин много, но главная из них понятийная: мы боремся не с тем, с чем столкнулись. Мы попали в смысловую яму, назвав современные беспилотники именно беспилотниками, в то время как они беспилотниками уже не являются. Мы продолжаем рассматривать их как часть авиационных комплексов, а они ближе к кофемашинам.
Соответственно, пока мы противодействуем им как беспилотным авиационным системам, мы работаем в плоскости ПВО, в плоскости обнаружения воздушных целей, их подавления, и так далее. Это касается и летательных аппаратов, и наземных аппаратов, и водных.
Весь мир еще до конца не осознал, с чем столкнулся. Можно действовать в старой логике и говорить: дайте денег, чтобы эти беспилотные авиационные системы развивать. Но дело в том, что они и так развивались, без государственных денег. Вся эта отрасль возникла сама собой, как хобби. Никто не вбухивал миллиарды рублей в развитие FPV и его боевое применение. Это другая вселенная, она никак не соприкасается с прежними авиационными системами в рамках ВПК. Она живет и развивается сама по себе.
Пробовать заставить эту новую отрасль работать исключительно в старой парадигме, с выделением бюджетов, централизацией и прочим не получается.
— Но ведь про дроны применительно к боевым действиям начали говорить задолго до начала СВО.
— Да, в частности мы, в Центре комплексных беспилотных решений, еще с 2020 года эту волну поднимали, и рассказывали, что FPV-дроны — это то, что перевернет все войны на планете. Нам говорили: это игрушки ну, как мы их на вооружение примем? А мы отвечали: вы можете их не принимать, но в скором времени любой вооруженный конфликт станет ящиком Пандоры и безграничные возможности таких устройств моментально раскроются.
— А сейчас как обстоит дело с беспилотниками? Кажется, будто дело сдвинулось с мертвой точки…
— Принципиально ничего не изменилось за это время. Потому что саму суть проблемы так никто и не понял. Например, FPV-дроны. Их много, они все разные. Когда какой-то агрегат РЭБ против них появляется, это означает, что он будет действовать против конкретного типа беспилотников, а не против всех. А FPV-дронов настолько много, насколько много разных вариантов софта вы можете написать.
Сама по себе централизация — это не что-то плохое: военные привыкли, что вооружение должно быть стандартным и его должно быть много. Примерно как с автоматом Калашникова. Это была гениальная технология. Но с БПЛА третьей лиги это уже не работает.
Как только появляются однотипные массовые дроны, против них моментально появляется очень легко созданный инструмент противодействия. Это как компьютерный вирус: он же не будет работать вечно, потому что в «Лаборатории Касперского» быстро создадут антивирус, и тебе уже нужно писать следующий.
— Что на данный момент из вашей продукции есть на фронте?
— Наши дроны одно время поставлялись практически по всей линии фронта, пока не появилась эта идея укрупнения и небольшие центры типа нашего вдруг не оказались не у дел. Сейчас мы поставляем средства защиты — комплексы «Лодырь» и средства перехвата, но за свой счет.
— Если судить по соцсетям, есть множество проектов, которые развиваются на народные деньги, вне централизованной системы.
—Воюющим подразделениям до сих пор нельзя что-то поставить не по бумагам, а на основании запросов через чаты в мессенджере. Но боевые задачи ведь никуда не делись, поэтому на это закрывают глаза. В рамках правил, которые действуют в ВПК и в Министерстве обороны, многие дроны вообще существовать не могут — формально их на ЛБС нет и быть не может. Нормативная лакуна, действует до сих пор.
Причем это проблема, с которой столкнулись армии всех стран. Военные ведомства живут в парадигме первой и второй лиги беспилотников, а про боевое применение БПЛА третьей лиги смотрят видео в интернете.
Эволюционное развитие военных технологий, как и любая эволюция, зависит от внешней среды. Если вы развиваете свои беспилотники от выставки к выставке, от полигонных испытаний до других полигонных испытаний, от презентации до презентации, то вы будете производить дрон для добычи денег на следующий период проектирования. Этот дрон будет идеален для получения денег на следующий транш. Почему так? Потому что по закону эволюции все остальные «вымрут». Естественный отбор подразумевает только те дроны, на развитие которых дадут деньги. Но «дадут денег» не соответствует условию «будет самым эффективным на поле боя».
Этот «презентационный» дрон существует в рамках своей экологической ниши и может там существовать бесконечно долго. Но реальная техника живет в других эволюционных условиях, и эти две вселенные практически не пересекаются. То есть вы не сможете выбить финансирование из одной ниши на дроны, которые развиваются в рамках другой ниши, в рамках настоящих боевых действий. Потому что порой сложно объяснить, как он работает и почему против него не сработает РЭБ.
— Много у украинцев операторов БПЛА?
— По нашим оценкам, несколько тысяч, причем с опытом боевого применения FPV-устройства. Их, конечно, это в любом случае не спасет, и мы обязательно победим. Да, у них много дронов, но у нас прекрасно работают конвенциональные, привычные вооружения. Есть малейшее подозрение, что в этих кустах сидит расчет? ФАБ туда, и не важно, операторы дронов там или артиллеристы.
Одно дело оператор, который просто умеет летать, а другое дело — по которому стреляли, когда он работал. Это две большие разницы. И сейчас различные международные ЧВК, причем не только американские, хантят украинцев, вывозят вместе с компетенциями. Им надо торопиться, пока фронт не посыпался, потому что этот FPV-оператор может до следующего месяца не дожить просто. При этом местное командование этому не особо сопротивляется.
Мировое сообщество сейчас интересует не сама техника FPV, они и так прекрасно знают, из чего это оборудование состоит и какое там ПО. Им интересен опыт боевого применения — то, что не прочтешь в книжке и не напишешь в инструкции.
Неизвестным российским беспилотником, обломки которого были обнаружены в Киеве после одной из ночных атак, оказался новый дрон под названием «Гербера», уже названный «младшей сестрой» дрона-камикадзе «Герань». Об этом сообщают российские ресурсы.
Новейший беспилотник, пополнивший «цветочный ряд» российских дронов-камикадзе, разработан ОКБ имени Н. Ф. Гастелло. Как заявляют разработчики, беспилотник является многофункциональным и может использоваться не только в качестве дрона-камикадзе, а также для радиоэлектронной разведки и в качестве ложной цели. Скорей всего, в последнем качестве он и использовался при налетах на Украину.