крот17> Традиционным решением для защиты от нагрева является использование теплостойких материалов, таких как особые сплавы или специальная керамика. Компания «Кэнопи» предложила и обосновала новый способ защиты, названный транспирационным охлаждением.
Ничего нового в транспирационном охлаждении нет, это всё очень хорошо забытое старое, способ известен минимум с конца 50-х - не удивлюсь, если и раньше в других технических областях, а с конца 50-х в аэрокосмической (как раз когда с абляционными материалами стали разбираться).
крот17> Концепция транспирационного охлаждения довольно проста. В носовой части летательного аппарата устанавливаются форсунки, которые распыляют жидкость особого состава. Из-за высокой температуры воздуха жидкость мгновенно испаряется, и образовавшийся газ стекает вдоль корпуса.
крот17> Получившееся газовое облако отделяет летательный аппарат от атмосферного воздуха, что снижает трение и, соответственно, нагрев конструкции.
Правда, ниже описана уже не транспирационная система, а скорее уж ближе к плёночно-завесной (отдалённо), но и это невеликая новость.